Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Инновации
25.06.2004 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пора крутить педали

Наконец-то и мы провозгласили своим приоритетом инновационную экономику. Самое время разобраться, что же это такое.

Наконец-то и мы провозгласили своим приоритетом инновационную экономику. Самое время разобраться, что же это такое.

К примеру, японцы сделали относительно мало открытий и изобретений в тех отраслях, которые сегодня "на острие", но японскую экономику практически все считают инновационной. Инновация - это не только и даже не столько передовая научная разработка (открытие или изобретение). Инновация - это скорее передовое внедрение в массовое производство.

Известно, что не японцы изобрели полупроводниковые элементы - диоды, триоды и так далее. И даже не они создали первый радиоприемник на полупроводниках. Но японцы первыми наладили массовый выпуск портативных полупроводниковых радиоприемников - "мыльниц", которыми быстро заполонили сначала США, а потом и весь мир.

Не японцы изобрели автомобиль и даже не они первыми наладили массовое производство автомобилей. Они первыми начали массовый выпуск престижных автомобилей по цене дешевых. До этого существовали дешевые массовые автомобили, начало которым положил знаменитый "Форд-Т", и дорогие, но не массовые, престижные. Японские автомобили по цене приближались к дешевым ("Жук", "Ситроен 2С" или даже "Фиат 500" - наша копия - "Запорожец"), но по качеству и наворотам были ближе к тогдашним престижным автомобилям. Естественно, такая инновация обеспечила успех.

Так что настоящая инновационная экономика - это в первую очередь приоритет в массовом производстве новых товаров, а не только приоритет в научных разработках. Но такой приоритет стоит дорого. Общепринятым тут считается соотношение 1:10:100. 1 - это затраты на научные исследования. В 10 раз больше нужно затратить на создание опытного образца и в 100 раз больше средств уходит на организацию массового производства товара. У нас большинство исследований не выходит за рамки первой стадии, лишь небольшое количество доходит до второй. Товаров, прошедших все три стадии, у нас практически нет.

Что же тогда, спрашивается, производят наши предприятия? А производят они, за очень немногими исключениями, аналоги популярных когда-то западных товаров. Такую экономику не назовешь инновационной - ведь в производство зачастую внедряются совсем не новые для рынка товары. Как видим, не всякое освоение нового для конкретного производства товара можно считать инновацией. Копирование даже самой передовой разработки, уже выпускающейся серийно, - это не инновация. Инновация - это выпуск того, что пока не выпускается. При этом не так уж и важно, кто это изобрел. Важно, кто первым освоил массовое производство.

Нобелевскую премию получил "наш" Жорес Алферов, а вот цифровые фотоаппараты с использованием гетерогенных полупроводников массово выпускают японцы, а не россияне или белорусы.

Не будет являться инновацией освоение выпуска микропроцессоров по технологии 0,5 мкм, тогда как уже вовсю серийно выпускаются микропроцессоры, сделанные по технологии 0,13 мкм. В то же время явился инновацией выпуск японцами игрушек с начинкой на базе процессора Z80 (Z80 - "древний" микропроцессор, по характеристикам близкий к выпускавшемуся у нас в 80-х годах прошлого века К580). Игрушки получились очень дешевыми и простыми, но не настолько простыми, чтобы китайские кустари смогли сразу освоить их выпуск. Вот японские тамагочи, "умные" куклы и т.п. и заполонили мир.

Когда китайцы освоили выпуск простых игрушек с электронной начинкой, японцы перешли к выпуску домашних роботов ("собак", "кошек" да и "людей") и других более сложных игрушек. Опять инновации. И не удивительно, что японцы ежегодно продают игрушек на 8 млрд. USD. Хотя если взять тех же домашних роботов, то советские "юные техники" делали подобных еще в 70-х годах прошлого века. Но инновация в том, что японцы сегодня их массово выпускают и успешно продают.

Не только внедрение новейших технологий может быть инновацией. Тут скорее важна оригинальность. Дровяная котельная или ветряк, к примеру, тоже могут быть инновациями, хотя им сотни лет, а самая компьютеризованная газовая котельная - уже анахронизм. Это фактически сжигание денег. Еще куда ни шло, как на Западе, где при использовании газа только по выработке электроэнергии достигают к.п.д. более 60%, да и отходящее тепло используют в утилизационных установках. Плюс еще энергоемкость производства в четыре раза ниже нашей. Вот и получается, что им дешево покупать газ за более чем 100 USD, а нам очень дорого и по 50.

Вообще сегодня довольно часто новым становится хорошо забытое старое. Тут и очень модный ныне деревенский туризм, и возрождение народных промыслов, и биопродукты, и так далее.

Кстати, о биопродуктах можно поговорить подробнее. Оказывается, далеко не все в развитом мире готовы поглощать передовые генномодифицированные дары природы. Поэтому развивается и альтернативное   производство биопродуктов. Натуральность, наличие только природных экологически чистых компонентов, ручное производство - характерная черта всех биопродуктов: и продовольствия, и косметики, и мебели, и текстиля. Рынок этих продуктов на Западе сегодня переживает настоящий бум. Несмотря на дороговизну (биопродукты почти вдвое дороже обычных), их покупают люди с любым доходом - и миллионеры, и пенсионеры, и студенты. Стремление европейцев потреблять только натуральное и качественное стало для них своего рода новой религией: они готовы экономить на развлечениях и отдыхе, лишь бы иметь возможность хотя бы раз в неделю делать покупки в супермаркетах биопродуктов. Сегодня рынок биопродуктов в европейских странах оценивается в 25 млрд. USD (это примерно 2-3% европейского потребительского рынка в целом), и в последние годы он был самым быстрорастущим: его динамика составляла не менее 25% в год. Самая последняя инновация тут - возвращение к естественному.

В общем же главное в инновационной экономике - постоянное движение. В.Овчинников в своей книге "Ветка сакуры" назвал такую экономику "велосипедной". Чтобы не упасть, нужно постоянно крутить педали и двигаться. Для стран, не богатых природными ресурсами, иная экономика, наверное, и невозможна. Это Россия может периодически впадать в спячку, а затем делать рывки. Хотя мы долгое время и пытались удержать равновесие на стоящем велосипеде, получалось плоховато. Наконец-то поняли, что пора крутить педали.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by