Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Валютный рынок
26.09.2017 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Покушение на «У.Е.»: можно ли отказаться от привязки цен к валюте

Среди мер по дедолларизации экономики Беларуси рассматривается возможность отказа от валютной привязки в договорах. Но такое решение в ближайшее время не появится.

 «В силу ряда обстоятельств у нас сложился высокий уровень долларизации. Это касается ис­пользования иностранной валюты и как средства накопления, и как средства платежей, – рассказал журналистам заместитель председателя Правления Нац­банка Сергей Калечиц. – До сих пор действовал ряд разрешений для отдельных субъектов, для отдельных направлений деятельности использовать валюту. Мы понимаем, чтобы усилить роль национальной валюты и уйти от использования ино­странной, прежде всего нужно обес­печить стабильность национальной валюты. Сегодня для этого делается все необходимое, и мы видим результат этой работы».

Важная составляющая процесса дедолларизации – уход от своеобразных преференций, которые получили в разное время некоторые отрасли и предприятия в виде разрешения использовать иностранную валюту. По мнению С. Калечица, в идеале нужно уйти от привязки к ино­странной валюте во всех моментах, в т.ч. при исчислении различных платежей.

В частности, рассматривается возможность отказа от валютной привязки в договорах меж­ду резидентами. «Но это вопрос не одного дня, – объяснил С. Калечиц. – Тут требуется всестороннее обсуждение, хотя в целом регулятор считает правильным рассмотрение такой инициативы».

В Нацбанке понимают, что в одночасье отменить нормы п. 1 ст. 298 ГК, согласно которым в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в ино­странной валюте или в условных денежных единицах, невоз­можно. Обычно в этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или «у.е.» на день платежа или по договорному курсу, определяемому законодательством или по соглашению сторон. Это простейший и один из немногих широко используемых на прак­тике субъектами хозяйствования способов хеджирования валютных и инфляционных рисков. Игнорировать его не всегда могут даже те, кому удается добиваться быстрой и полной предоплаты.

Перспектива запрета согласования цен в валютном эквиваленте воспринимается бизнесом по-разному. Компании-покупатели готовы приветствовать такое решение, надеясь, что это поспособствует если не снижению, то стабильности цен. Более скепти­чно настроены компании-­продавцы, особенно импортеры, которые вынуждены за­кладывать в цену риск возможных изменений валютных курсов. При этом как те, так и другие сомневаются, что власти смогут не допускать девальвации в будущем, но никто не хочет брать на себя целиком валютные риски и связанные с ними потери.

Вряд ли будет заинтересован в столь радикальном решении Минфин, поскольку при формировании бюджета адвалорные ставки таможенных пошлин при­ходится привязывать к ино­странной валюте. В некоторых случаях «отвязаться» от нее не позволяют международные сог­лашения, в которых тарифы или иные показатели установлены в швейцарских франках или иной свободно конвертируемой валюте.

Говорить о полном и безоговорочном запрете согласования цен в валютном эквиваленте можно лишь тогда, когда белорусский рубль будет надежно и эффективно выполнять все присущие деньгам функции – от меры стоимости до средства накопления. Поэтому неотъемлемой и предварительной частью дедолларизации должна быть обещанная либерализация валютного законодательства. В программах правительства на 2017–2020 гг. содержится ряд мероприятий, позволяющих свободно, без каких-либо ограничений, приобретать и использовать для внешних расчетов валюту. Так, предусматривается постепенная отмена обязательной продажи валюты в 2018 г., облегчение доступа к ее покупке, отмена целевого направления приобретения валюты и другие меры по либерализации отношений, связанных с движением капитала. Но все это возможно лишь при наличии соответствующих экономических условий.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений