Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Подготовка гостиниц к Европейским играм

В июне 2019 г. в Минске пройдут II Европейские игры. Многие владельцы объектов размещения будут доукомплектовывать штаты и набирать дополнительный персонал на временную работу. При этом они обязаны обеспечить безопасность работников гостиниц и туристов.

Наниматель должен обеспечить на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда1.

Безопасность и антитеррористическую защиту гостиницы обеспечивает охрана2.

Все средства размещения, включая строящиеся и эксплуатируемые, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, оборудованию, содержанию средств размещения, прилегающей к ним территории3.

Справочно: средствами размещения являются гостиница – имущественный комплекс (комплекс зданий и сооружений, здание или часть здания с оборудованием и иным имуществом), отвечающий установленным требованиям технических нормативных правовых актов, в котором осуществляется гостиничное обслуживание; мотель – гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги, с автостоянкой; хостел – гостиница, в которой оказываются услуги по предоставлению многоместных номеров для временного проживания физических лиц по принципу общежития, а также дополнительные услуги (общественного питания и (или) возможность самостоятельно приготовить пищу на необходимом для этого оборудовании).

Существуют обязательные общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические и требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования4.

На многих объектах запрещено курение (по­требление) табачных изделий, за исключением специально предназначенных и оборудованных мест5.

Установлены также минимальные требования к гостиничному обслуживанию на территории Беларуси6.

Нельзя игнорировать требования к условиям труда работающих, общие требования по организации технологических процессов, содержанию и эксплуатации производственных зданий и помещений, вентиляции и микроклимату, водоснабжению и водоотведению, освещению, организации питания, санитарно-бытовому обеспечению и медико-санитарному обслуживанию работающих, организации лабораторного контроля за состоянием условий труда работающих на производственных объектах7.

 

Организация работы по охране труда

Для организации работы и осуществления контроля по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда (вводит долж­ность специалиста по охране труда)8.

Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности фак­торов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью.

Отсутствие в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) не освобождает руководителя от обязанности обеспечивать и кон­тролировать безопасность труда.

Управление охраной труда в гостинице осуществляет ее руководитель, в структурных подразделениях гостиницы – руководители структурных подразделений9.

Руководитель гостиницы устанавливает обязанности и полномочия в области охраны труда структурных подразделений и работающих.

Обязанности по охране труда руководителей и специалистов гостиницы должны быть определены в их должностных инструкциях.

В целях профилактики производственного трав­матизма и профессиональных заболеваний, улуч­шения условий и охраны труда работающих, в организациях разрабатываются и реализуются планы мероприятий по охране труда10.

Различные виды работ выполняются с соблюдением специальных правил. Например, работы на высоте11, деятельность в сфере общественного пи­тания12, оказание на территории гостиничного хозяйства торговых услуг организациями торговли13.

 

Работники гостиниц

При назначениях на должности и работы необходимо руководствоваться квалификационными справочниками должностей служащих14 и профессий рабочих15.

Нанимателю необходимо разработать (с участием профсоюза, если он есть) и утвердить Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР)16.

В ПВТР может быть отдельный раздел «Охрана труда».

Но если такой раздел не планируется, необходимо уделить дополнительное внимание разделам, в которых прописываются права и обязанности работников и нанимателей, и внести в них в т.ч. права и обязанности сторон в сфере охраны труда.

 

Инструкции по охране труда

Перечень инструкций по охране труда составляется с учетом штатного расписания организации.

Инструкции должны содержать общие требования, нормы по охране труда перед началом работы, при ее выполнении, по окончании работы, в аварийных ситуациях.

В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии и (или) вида работ (услуг) могут включаться и другие требования по охране труда.

Порядок подготовки и принятия инструкций установлен Инструкцией № 17617.

Утверждены типовые инструкции по охране труда для рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений18, для гор­ничной и кастелянши19.

 

Компенсации за работу во вредныхи (или) опасных условиях труда

Нанимателю необходимо провести аттестацию каждого рабочего места по условиям труда.

Работники гостиниц, мотелей и хостелов, занятые на работах с вредными и (или) опасными ус­ловиями труда, могут иметь право на следующие виды компенсаций по условиям труда (по результатам аттестации):

– оплату труда в повышенном размере20;

– бесплатное обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами21;

– оплачиваемые перерывы по условиям труда, например, выполняющим работы на открытом воздухе22.

– дополнительный отпуск23 и др.

Размеры (объемы) и порядок предоставления ком­пенсаций по условиям труда устанавливаются Правительством.

 

Графики работ (сменности)

Гостиницы, мотели и хостелы, как правило, работают круглосуточно. Нанимателю необходимо контролировать соблюдение работниками режима рабочего времени. Усталость имеет свойство накапливаться и может стать причиной несчастного случая на производстве.

В обязанности нанимателя входит распределение для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов.

График работ (сменности) утверждается нанимателем самостоятельно или по согласованию с профсоюзом при его наличии в организации24.

Единая форма графика работ (сменности) законодателем не утверждена, поэтому он оформляется нанимателем в произвольной форме. В графике необходимо указать:

– время начала и окончания смены;

– время начала и окончания перерыва для отдыха и питания, технологического перерыва и других перерывов при их наличии согласно ПВТР;

– количество смен в отчетный период (месяц, квартал и др.);

– количество рабочих и выходных дней в отчетном периоде;

– другую информацию, учитывающую специфику вида деятельности организации.

Установленный режим рабочего времени доводится до ведома работников не позднее 1 месяца до введения его в действие25.

Графики сменности позволяют нанимателю планировать рабочее время работников, ограничить работу в ночное время льготных категорий работников, контролировать предельное количество сверхурочных работ, работы в выходной день, устанавливать каждому работнику продолжительность еженедельного непрерывного отдыха и др.

 

Инструктаж и проверка знаний по охране труда

Нанимателю необходимо проводить подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда26.

Вводный инструктаж проводится по утвержденной руководителем организации программе (ин­струкции), которая разрабатывается с учетом специфики деятельности организации на основании Типового перечня вопросов программы ввод­ного инструктажа по охране труда согласно приложению 7 к Инструкции № 175.

Необходимо составить программы обучения работников по вопросам охраны труда в организации.

Проверку знаний по вопросам охраны труда осуществляют комиссии27.

 

Медицинские осмотры работников

Наниматель обеспечивает обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические (в течение трудовой деятельности) и вне­очередные медицинские осмотры лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе28.

 Работы в гостиницах, связанные с непосредственным обслуживанием людей, относятся к работам, для выполнения которых обязательны пред­варительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний29.

К таким работам относятся также выполнение работ в ночную смену (более 4 раз в месяц)30.

Работники гостиниц, непосредственно обслуживающие людей, должны пройти осмотр  терапевта и дерматовенеролога.

Перечень работников, направляемых на медосмотры, составляет наниматель.

 

Ограничения по применению труда некоторых категорий работников

Законодательством о труде предусмотрены ограничения относительно применения труда жен­щин31, молодежи до 18 лет32, детей от 14 до 16 лет33. Определены также нормы подъема тяжестей несовершеннолетними34 и женщинами35.

 

Обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ), смывающими средствами

Работник имеет право отказаться от выполнения работы, если ему не предоставлены СИЗ, непосредственно обеспечивающие безопасность труда (ст. 11 Закона об охране труда)36.

Необходимо учитывать нормы выдачи СИЗ работникам гостиниц (мотелей и хостелов)37.

Работающие по гражданско-правовым договорам обеспечиваются СИЗ в соответствии с этими договорами.

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, обеспечиваются бесплатно смывающими и обез­вреживающими средствами из расчета на 1 ра­бот­ника38:

– мыло или аналогичные по действию смывающие средства – не менее 400 г/мес.;

– дерматологические средства – не менее 5 г для разового нанесения на кожные покровы.

 

Обеспечение аптечкой первой помощи универсальной

На каждом производственном участке должна быть укомплектованная39 аптечка первой медицинской помощи универсальная40.

 

Санитарно-бытовые помещения

Наниматели обязаны оборудовать с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения, оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организовать питьевое водо­снаб­жение41.

К санитарно-бытовым помещениям относятся гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), комнаты для отдыха, обработки, хранения и выдачи СИЗ и др. Требования к таким помещениям строго определенные42.

 

Кабинет охраны труда (уголок по охране труда)

Мы уже говорили, что наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников (подготовку (обучение) / инструктаж / повышение квалификации / проверку знаний работников по вопросам охраны труда).

Кроме того, он должен информировать об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске причинения вреда здоровью и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда, внедрять передовой опыт безопасных методов и приемов труда. Для этого создаются кабинеты и уголки по охране труда.

Кабинет охраны труда создается при численности работающих в организации или ее структурном подразделении более 100 человек.

При численности работающих до 100 человек могут создаваться уголки по охране труда43.

 

Санитарно-техническая паспортизация предприятия

В организациях должны быть разработаны паспорта санитарно-технического состояния условий и охраны труда44.


1Статья 17 Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).

2Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защите гостиниц и аналогичных средств размещения, утв. постановлением Совмина от 01.03.2018 № 168.

3 Санитарные нормы и правила «Требования к ус­трой­ству, оборудованию и содержанию гостиниц и других средств размещения», утв. постановлением Минздрава от 24.12.2014 № 110.

4 Установлены Декретом Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

5Постановление МЧС и Минздрава от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения».

6Правила гостиничного обслуживания в Республике Беларусь утв. постановлением Совмина от 07.04.2006 № 471.

7 Санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утв. постановлением Минздрава от 08.07.2016 № 85.

8 Руководствуясь Типовым положением о службе охраны труда организации, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.09.2013 № 98.

9 Пункт 7 Межотраслевых правил по охране труда при предоставлении гостиничных услуг, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты и МЖКХ от 27.08.2010 № 121/19.

10 Порядок планирования и разработки нанимателями мероприятий по охране труда определяется в соответствии с Инструкцией о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2013 № 111.

11 Правила охраны труда при работе на высоте, утв. постановлением Минтруда от 28.04.2001 № 52.

12 Правила охраны труда в организациях общественного питания, утв. постановлением Минторга от 09.12.2003 № 64.

13Правила охраны труда в организациях торговли, утв. постановлением Минторга от 09.12.2003 № 63.

14 Квалификационный справочник «Должности служащих, занятых в бытовом обслуживании», утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 02.12.2002 № 149; выпуск 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности», утв. постановлением Минтруда от 30.12.1999 № 159.

15 Наименования профессий рабочих гостиниц приводятся в разделе «Общие профессии жилищно-коммунального хозяйства» выпуска 63 ЕТКС, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 29.09.2003 № 110.

16Статья 195 ТК, на основании Типовых правил внут­реннего трудового распорядка, утв. постановлением Минтруда от 05.04.2000 № 46.

17Инструкция о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 176 (далее – Инструкция № 176).

18Постановление Минтруда и соцзащиты и МЖКХ от 29.11.2017 № 80/12.

19Постановление МЖКХ от 03.08.2010 № 18 «Об утверждении типовых инструкций по охране труда».

20Порядок выплаты и размер доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда установлен постановлением Совмина от 14.06.2014 № 575 «О не­которых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда».

21Правила бесплатного обеспечения работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами, утв. постановлением Совмина от 27.02.2002 № 260.

22 Методические рекомендации по определению нор­мативов времени на отдых и личные надобности работников в отраслях экономики, утв. постановлением Мин­труда и соцзащиты от 30.09.2005 № 125.

23Порядок и условия предоставления дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы установлены постановлением Совмина от 19.01.2008 № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы».

24 Часть 5 ст. 123 ТК.

25 Часть 6 ст. 123 ТК.

26 Порядок установлен Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).

27 В соответствии с требованиями, установленными постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда».

28Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утв. постановлением Минздрава от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).

29 Пункт 9 Приложения 3 к Инструкции № 47.

30 Пункт 17 Приложения 2 к Инструкции № 47.

31 Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 12.06.2014 № 35.

32 Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 27.06.2013 № 67.

33Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, установлен постановлением Минтруда и соцзащиты от 15.10.2010 № 144.

34 Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную установлены постановлением Минздрава от 13.10.2010 № 134.

35Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную установлены постановлением Минздрава от 13.10.2010 № 133.

36Порядок обеспечения работников СИЗ установлен Инструкцией о порядке обеспечения работников сред­ствами индивидуальной защиты, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.12.2008 № 209. Перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, установлен постановлением Минтруда и соцзащиты от 15.10.2010 № 145.

37Глава 6 Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 22.08.2003 № 96.

38Подпункт 1.1 постановления Минтруда и соцзащиты от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами».

39Перечень вложений, входящих в аптечку, установлен постановлением Минздрава от 04.12.2014 № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации».

40 Пункт 64 Межотраслевых общих правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.06.2003 № 70.

41Статья 231 ТК.

42 Содержатся в техническом кодексе установившейся практики ТКП 45-3.02-209-2010 (02250) «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования», утв. приказом Минстройархитектуры от 15.07.2010 № 267.

43Подпункт 1.2. Типового положения о кабинете охраны труда, утв. постановлением Минтруда от 08.11.1999 № 144.

44В соответствии с Инструкцией по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, утв. постановлением Мин­труда и соцзащиты от 04.02.2004 № 11.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by