Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Кадры
03.12.2019 12 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №90 (2291) от 03.12.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Почему работников с детьми нанимать выгодно

Тиина Бруно. Фото: Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА)

Концепции управления персоналом, ориентированные на поддержание семейных ценностей и гендерного баланса, помогают компаниям как минимум увеличить производительность труда, сократить издержки на наем персонала и создать устойчиво положительный образ работодателя на рынке.

Новые методы работы с коллективами белорусских компаний и лучшие мировые практики обсуждали участники форума «Баланс работы и семьи: реально ли это в современном мире?», организованного Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА).

Тема баланса работы и семьи для многих белорусских и зарубежных компаний становится ключевой в связи с пониманием, что рынок труда меняется под давлением запроса на гармоничное сочетание рабочего и личного времени.

Острее других это чувствуют эйч­ары в IT-секторе, где работников сей­час интересует не столько зар­плата (обычно это хорошая сумма), сколько возможности работать интересно, раз­виваться, отдыхать, строить счаст­ливую семейную жизнь.

Работодатели, создающие в компаниях комфортные условия для сочетания рабочих и семейных обязанностей, могут рассчитывать на повышение стоимости бренда, вовлеченность персонала, сохранение уникальных профессиональных компетенций коллектива. В Европе показатели эффективности такого стиля управления уже определены и рассчитываются.

 

Пример для вдохновения

Образцом развития бизнес-инициатив, направленных на создание в компаниях условий эффективного совмещения работы и родительства, является Швеция. Опыт этой страны представила автор оригинальной концепции ParentSMART, международный эксперт ЮНФПА Тиина Бруно. Около 10 лет она работает с компаниями по всему миру, продвигая принципы дружественной корпоративной среды для работников с семейными обязанностями.

Надо отметить, что в Швеции забота о семье и детях сильна на государственном уровне: с 1974 г. отпуск по уходу за ребенком предоставляется обоим родителям; из 480 дней такого отпуска 3 месяца может взять отец; во время отпуска по уходу сохраняется 80% зарплаты; пособие на ребенка выплачивается до 18 лет и т.д.

Но Тиина Бруно считает, что именно компании имеют значительное социальное воздействие на об­щество, одна из важных потребностей которого – родительство. Ей даже удалось установить, что корпоративные практики эффективного управления work-life balance вносят вклад в повышение рождаемости.

Кроме того, балансирующие мероприятия помогают руководителям приобрести устойчивое лидер­ство и лояльность работников; сотрудникам сохранять самооценку, здоровье, испытать радость родительства; работодателям строить сильный бренд и управлять талантами.

Принципы шведских компаний со временем стандартизируются. Например, многие проводят встречи и заседания не ранее 9 и не позднее 15 часов; выплачивают пособия по уходу, сопоставимые с зарплатой (90% и выше); разрешают уходить с работы раньше, чтобы забрать ребенка из сада или школы, и поработать дома; организовали постоянную связь с работодателем.

Интересно, что родительство вос­принимается руководителями компаний как курс по формированию навыков управления людьми. Например, в компетенции менеджмента вполне вписываются следующие: быть по­следовательными и справедливыми, организованными, смелыми и креативными, умение планировать и делегировать, управление по задачам, быстрое решение проблем и т.д. Поэтому инвестиции в отпуск по уходу считаются вложением в обучение.

По результатам исследования 250 шведских компаний:

– 81% нанимателей внедрили гибкий рабочий график;

– 71% разрешают работать дома, когда ребенок болен;

– 70% практикуют удаленную работу в целом;

56% компенсируют зарплату во время отпуска по уходу за ребенком и т.д.

Представление об экономическом эффекте дает исследование Vinnova (Швеция): сохранение компетенций в течение более длительного времени (отметили 65% нанимателей); более высокий уровень вовлечения сотрудников (65%); улучшение показателей здоровья сотрудников (62%); умение привлечь компетентные кадры (51%); повышение конкурентоспособности (31%); увеличение производительности труда (25%); повышение прибыльности (16%), снижение расходов на наем (11%) и т.д.

Компании, инвестирующие в оказание поддержки работающим родителям – Google, Ikea, Bloomberg, eBay, Amazon, Microsoft, IBM и многие другие.

 

 

Опыт внедрения в Беларуси

Яркие примеры практики «умного родительства» демонстрируют ком­пании, подписавшие Глобальный договор ООН, продвигающий принципы корпоративной социальной от­ветственности. Их представители прошли стажировку в Швеции и используют этот опыт при работе со своими сотрудниками.

 

«Умное родительство» в нашем законодательстве

Марина АртеменкоЗаместитель начальника управ­ления народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты Марина Артеменко считает, что эта концепция очень актуальна для Беларуси.

Но у нас на сегодня преимущест­венно перед женщинами стоит вопрос: как гармонично сочетать работу и семью, оставаясь хорошей мамой и хозяйкой без ущерба карьерному росту и не испытывая чувства вины ни перед нанимателем, ни перед семьей? Тем не менее государственная гендерная политика направлена на обеспечение равенства мужчин и женщин, в т.ч. в семье.

Она обратила внимание на основные трудовые гарантии для паритетного участия родителей в воспитании детей:

– отпуск по уходу за ребенком до 3 лет предоставляется по выбору семьи работающим матери (мачехе), отцу (отчиму) или другому родственнику ребенка;

– свободные от работы дни, оплачиваемые в размере средней заработной платы (1 в месяц – воспитывающим ребенка инвалида до 18 лет; 1 в неделю – воспитывающим 3 и более детей до 16 лет (ребенка-инвалида до 18 лет);

– обязанность нанимателя запланировать трудовой отпуск работникам-мужчинам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, – в период этого отпуска;

– продление срока контракта как для матерей, так и для отцов, находящихся в отпуске по уходу за ребенком (для лиц, находящихся в отпуске – не менее, чем до окончания отпуска; для приступивших к работе – не менее чем до достижения ребенком 5 лет).

С 28 января 2020 г. в новом ТК будут предусмотрены дополнительные возможности, а именно:

1) предоставление отцу (отчиму) кратковременного отпуска при рож­дении ребенка (до 14 дней в первые 6 месяцев после рождения ребенка);

2) предоставление отцу (отчиму), воспитывающему ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет, права выбора трудового отпуска в летнее либо другое удобное время;

3) предоставление отцу (отчиму), воспитывающему двоих и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-­инвалида в возрасте до 18 лет), права использования трудового отпуска до истечения 6 месяцев работы у нанимателя;

4) распространение гарантий, предусмотренных для работающих одиноких женщин-матерей, на работающих одиноких родителей, воспитывающих детей.

 

МТС

«Сотрудников с детьми мы рас­сматриваем как ценность компании, а не помеху бизнесу», – говорит руководитель PR-группы МТС Виктория Здярская.

Виктория ЗдярскаяЛьготы для сотрудников с детьми в компании следующие:

– 1 дополнительный оплачиваемый свободный от работы день в неделю для сотрудников, у которых более 3 детей;

– 1 оплачиваемый выходной день работникам, у которых дети впер­вые идут в школу;

– 3 дополнительных оплачиваемых дня отпуска отцу в случае рождения ребенка;

– материальная помощь к рождению ребенка;

– «плавающее» время начала и окон­чания рабочего дня;

– путевки на оздоровление детей, новогодние подарки;

– корпоративные медицинские стра­ховки для сотрудников и их семей.

 

EPAM

«В сфере технологий особенно важ­на такая составляющая, как инновационность в мышлении сотрудников. Многообразие и культура инклюзии оказывают большое влияние на способность команды генерировать креативные решения для бизнеса, а значит, получить конкурентные преимущества», – подчеркнула ведущий спе­циалист по разнообразию и инклюзии Анна Бондаренко.

Анна БондаренкоВ рамках практики поддержания родителей компания предоставляет:

– возможность работать из дома, когда ребенок болен;

– гибкий рабочий график;

– обучение в компании во время декретного отпуска;

– матпомощь к отпуску по беременности и родам;

– оплату медицинских услуг для детей и вакцинации для всей семьи;

– частичную компенсацию затрат на посещение детьми развивающих центров;

– дополнительные дни «по болезни» без больничного;

– подарок по случаю рождения ребенка и новогодние подарки;

– скидки от партнеров на услуги бытовых сервисов;

– оплачиваемый отпуск в количест­ве 3 дней для отцов при рождении ребенка и др.

 

SoftTeco

«Основной состав нашей компании – миллениалы, которые очень хотят соблюдать баланс между работой и личной жизнью, – говорит специалист по коммуникациям, эксперт по КСО Таисия Пастухова.– И поскольку наем персонала – дело дорогое, мы прилагаем все усилия, чтобы удерживать работников хорошей мотивацией. Все сотрудники и члены их семей изучают английский язык за счет компании, с первого дня работы сотруднику предоставляется весь социальный пакет, оплачиваются занятия спортом и т.д.».

Таисия ПастуховаПримеры льгот для родителей:

– предоставление отцу, воспитывающему двоих детей в возрасте до 16 лет, по его заявлению ежемесячного дополнительного свободного от работы дня с оплатой в размере среднедневного заработка;

– предоставление отцу отпуска без сохранения зарплаты по причине ухода за ребенком в любое время по заявлению работника на срок до 30 календарных дней;

– возмещение оплаты услуг для работников «няня на час»;

– размещение ребенка в частном детском саду на время занятости работника при отсутствии воз­можности посещения ребенком государственного детского сада и др.

На форуме подчеркивали актуальность темы не только для гигантов бизнеса, но и для маленьких компаний, которым советовали для начала определиться с тем, что уже делается в плане поддержки родителей, а затем постараться осознать важность постепенного внедрения дополнительных опций в этой сфере, чтобы в результате получить экономический и имиджевый эффект.

Фото предоставлены Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА).

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by