Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Мнения
27.08.2019 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №63 (2264) от 27.08.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Почему не растет бизнес в регионах. Три главных препятствия

Андрей Сериков. Фото: Светланы КУРЕЙЧИК/mlyn.by

Директор ООО «Марк Формэль» Андрей Сериков, исходя из своего опыта, рассказал на сайте республиканского Совета по развитию предпринимательства о факторах, сдерживающих развитие белорусских частных компаний, в первую очередь, региональных.

Чего больше всего не хватало на старте ныне успешному и широко известному производителю белья?

Препятствие № 1.
Доступные производственные площади

После выработки бизнес-идеи начинающий предприниматель должен найти площадку для ее реализации, будь то склад, простейшее фасовочное производство или собственное производство той или иной продукции. И даже если уже куплено или взято в лизинг оборудование,  молодому бизнесу жизненно необходимы производственные площади.

Если удастся найти помещение, то его надо отремонтировать, привести в соответствие с действующими строительными, санитарными, противопожарными и экологическими нормами, организовать систему отопления. По опыту «Марк Формэль» можно смело говорить, что это занимает минимум от полугода до двух лет, в зависимости от степени запущенности объекта.

При этом требуются значительные финансовые затраты, которые на этапе становления не каждый предприниматель может себе позволить. Как раз на этом этапе часто происходит отказ от идеи только из-за того, что в данный момент желающий заняться бизнесом не в состоянии нести расходы в течение довольно продолжительного времени.

Андрей Сериков обратил внимание на комплексы однотипных промышленных зданий, буквально напичканных предпринимателями. В одном помещении выпускают красители, буквально через стенку – запасные части к оборудованию, рядом плетут кружева и т.д. Такие комплексы он видел в Китае, Турции, Польше.

Государство создает инфраструктурные объекты, технологические парки, площади которых сдаются в аренду предпринимателям. Эти технологические парки представляют собой многофункциональные центры, отвечающие всем действующим нормам для обеспечения производственной деятельности: электросетями, связью, отоплением и прочим. Предпринимателю надо только выбрать регион, где он хочет открыть свое производство, найти площадь для аренды, установить оборудование, подключить его к сетям и тут же стартовать, создавая продукт и рабочие места.

Таким образом предприниматель освобождается от многочисленных и часто сложных в реализации требований пожарных, санитарных или экологических норм.

Очевидно, что только государство имеет возможность долгосрочного (на 8–10 лет) инвестирования в такие объекты. Однако строительство подобных парков, во-первых, является окупаемым проектом, поскольку предприниматели будут оплачивать аренду; во-вторых, приходя в регион, они будут создавать предприятия и рабочие места, платить налоги и формировать спрос на новые виды работ и услуг, стимулируя тем самым появление новых бизнесов.

Создание таких комплексов (из легкосборных конструкций либо с помощью адаптации неиспользуемых производственных помещений) позволит расширить базу предпринимательства в регионах.

Препятствие № 2.
Ограниченность внутреннего рынка

Рынок Беларуси очень ограничен по своим размерам – всего 10 миллионов потребителей. Невозможно рассчитывать на масштабное увеличение численности предпринимателей, ориентированных на внутренний рынок. Особенно с учетом открытости белорусской экономики в рамках ЕАЭС, вхождения в ВТО.

Успех отечественных предприятий может быть достигнут только при расширении экспортного профиля и наращивании объемов зарубежных поставок. Именно такие предприятия, расширяя свои рынки сбыта, способны генерировать спрос на рабочую силу, на открытие новых производств, в т.ч. в регионах.

Поддержка экспорта со стороны государства позволит дать толчок развитию экономики в целом и развитию регионов. Это хорошо прослеживается на примере белорусского Парка высоких технологий. Возможно, меры по льготированию экспорта, например по налогу на прибыль, стали бы дополнительным стимулом по наращиванию его объемов. А значит, и увеличению объемов производства.

Препятствие № 3.
Привлечение инвестиций и выход инвестора

При расширении и развитии компании предприниматель, как правило, сталкивается с необходимос­тью привлечения инвестиций. В на­стоящее время большинству региональных компаний в Беларуси до­ступны варианты банковского кредита или лизинга. Всё!

Более того, предпринимательство в Беларуси сейчас рассматривается как дело всей жизни, из которого даже на пенсию выйти нельзя.

В то же время в западных странах бизнес – это конкретный проект, который со временем можно продать конкуренту, или выйти из которого, реализовав акции широкому кругу инвесторов. При развитом национальном фондовом рынке барьер выхода из бизнеса снижается. И это стимулирует постоянный приток новых предпринимателей.

Именно поэтому очень важно совершенствовать законодательную базу по функционированию фондового рын­ка, чтобы наши предприятия могли выходить на биржу в Минске, а не в Таллине или в Варшаве.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений