По неплатежам в ФСЗН – субсидиарной ответственностью?
Минтруда и соцзащиты подготовило законопроект «О взносах в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь».
Его положениями, в частности, предложено ввести субсидиарную ответственность руководителей организаций за неуплату взносов в бюджет ФСЗН. Крупнейшие объединения налогоплательщиков и работодателей выступили против такого предложения.
В письме, которое направил в министерство Бизнес-союз предпринимателей им. Кунявского, отмечается, что на сегодня в законодательстве достаточно мер для взыскания задолженности по уплате страховых взносов, включая судебный порядок. В организации полагают, что сравнивать страховую систему взносов с международной практикой по очередности удовлетворения налоговых требований в процедурах банкротства некорректно.
Также в бизнес-союзе подвергли критике норму проекта, которая закрепляет для отдельных категорий работодателей разные размеры обязательных страховых взносов: например, для организаций, занятых производством сельскохозяйственной продукции, – 24%, товариществ собственников – 5%.
По мнению директора БСПН Жанны Тарасевич, необходимо комплексно рассматривать вопросы социального страхования и реформирования системы пенсионного обеспечения.
– У бизнес-союзов одинаковая позиция: Фонд соцзащиты необходимо реформировать, – отметил на пресс-конференции председатель высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. – Может быть, не сейчас. Но мы ведь об этом говорим пятнадцать лет. У нас самая дорогая на сегодня соцзащита – 35% от каждого рубля [зарплаты]. Больше только в Швеции. Но там люди знают, куда идут эти деньги.
По информации Карягина, в апреле-мае поступления в ФСЗН в связи с коронавирусным кризисом могут снизиться.
Владимир Карягин напомнил, что вопрос перераспределения выплат в бюджет между нанимателем и работником поднимался еще в Директиве от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», однако так и не был решен. Наниматели в случае отсутствия льгот по-прежнему уплачивают 34%, а с работников удерживается 1%.
* * *
Как мы писали ранее, фактический дефицит бюджета ФСЗН становится для Беларуси системной проблемой.
И инициатива о привлечении руководителей к субсидиарной ответственности за неуплату взносов выглядит, скорее, как попытка временного латания дыр накануне обещанной в ближайшие годы пенсионной реформы.
Формально бюджет фонда, например, за 2019 год был профицитным, но только благодаря запланированной субвенции из республиканского бюджета. Согласно бюджетному закону на 2020 год на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) должна составить около 950 млн руб. Сумма на 95% формирует дефицит госбюджета, который в этом году запланирован.
Обычно к субвенциям прибегают в IV квартале. По итогам I квартала ФСЗН исполнен с профицитом 71 млн руб. Официальных данных за апрель пока нет.