Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9825
EUR:
3.4865
RUB:
3.6918
BTC:
109,736.00 $
Золото:
319.72
Серебро:
3.64
Платина:
128.4
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Плохие» посредники с точки зрения НК: ключевые признаки

Наше государство ведет борьбу с посредниками больше 20 лет. В 2019 г. эта «война» продолжается. Если раньше по­среднические структуры в первую очередь обвиняли в «выкачивании» денег из госпредприятий посредством завышенных наценок и различных хитрых схем, то сейчас – в уводе от налогообложения средств частных компаний.

Еще недавно ключевым нормативным актом в таких ситуациях служил Указ № 488, а теперь это место занял п. 4 ст. 33 НК. Но общая направленность работы контролирующих и правоохранительных органов сохранилась. И претензии звучат очень похоже.

Почему бизнес работает через посредника

Приведем основные схемы работы белорусского бизнеса с посредниками.

1. Работа с посредниками-нерезидентами.

1.1. Импорт товара.

Нерезидент-поставщик создается для реализации следующих целей:

– уплата ввозного НДС. Не сек­рет, что многие российские компании не хотят работать на рынке РБ ввиду затруднений с ввозным НДС и оформлением документации. Создавая подконтрольную  фирму, плательщики берут на себя все хлопоты по уплате НДС и оформлению документации;

– соблюдение сроков исполнения внешнеэкономической сделки по Указу № 178. Через нерезидента есть возможность сделать предоплату и вовремя закрыть  сделку;

– подконтрольный нерезидент может выполнять роль товарной базы или логистического центра;

– использование подконтрольного нерезидента для кредитования за границей по пониженным ставкам;

– нерезидента-поставщика ис­поль­зуют для поставки товаров в РБ от поставщиков, которые дают бонусы и скидки – часть скидки или бонуса остается за пределами РБ;

– транспортники регистрируют посредника-нерезидента для получения квот (разрешений) на поездки между ЕС и РФ.

1.2. Экспорт.

Нерезидент-покупатель создается для следующих целей:

– соблюдение сроков исполнения внешнеэкономической сделки по Указу № 178. Через нерезидента можно вовремя закрыть  сделку;

– для подтверждения нулевой ставки НДС в сделках с резидентами государств – членов ЕАЭС;

– дочерние предприятия и торговые дома создаются для снижения складских запасов и повышения показателей работы плательщика.

2. Работа с посредниками-резидентами.

2.1. Договор комиссии.

Например, организация импортирует товар с минимальной торговой наценкой, передает подконтрольному лицу по договору комиссии на реализацию. Комиссионное вознаграждение у Комитента ложится на затраты для налога на прибыль. Комиссионер применяет УСН и уплачивает налог с суммы вознаграждения. Таким образом, у Комитента минимизируются НДС и налог на прибыль. Плюс, реализация товара отражается не по отгрузке Комитенту, а в момент реализации товара Комиссионером.

2.2. Агентский договор (договор подряда) с индивидуальным пред­принимателем.

Подконтрольный ИП-посредник выступает в роли агента по продажам на аутсорсинге. Фактически, ИП является штатным работником, вознаграждение ИП снижает налоговую нагрузку по налогу на прибыль и выступает формой обналички денежных средств.

Но разве запрещено работать с посредниками?

Действующим законодательством не запрещено учреждать или приобретать компании за пределами РБ. Работать с посредниками аналогично не запрещено.

Однако все зависит от целей, с которыми плательщик применяет посредника в схеме реализации товара.

С одной стороны, посредники помогают продавать товар, осваивать рынки, берут на себя плохо охва­ченные и малобюджетные группы по­требителей.

С другой стороны – посредников используют для минимизации налогообложения: завышая стоимость услуг агента или комиссионное воз­награждение, бизнес платит мень­ше налога на прибыль, выводит часть денег за границу, делит обороты на бизнес с общей системой налогообложения и упрощенной, таким образом уплачивая меньше налогов.

Грань между «хорошим» и «плохим» посредником очень тонкая. Тем не менее контролеры ежегодно пишут большое количество актов проверок именно по ситуациям с «пло­хими» посредниками.

При этом, как показывает практика проверок 2019 г., большая часть таких актов проходит через руки правоохранительных органов: имен­но они собирают доказательства для обоснования нарушения в акте проверки. И здесь уже не до шуток: такие акты проверки всегда сопровождаются уголовными делами.

Факты и обстоятельства, сви­детельствующие о снижении налоговой нагрузки через по­средника:

  • наличие взаимозависимости и подконтрольности – в качестве учредителей или руководителей посредника выступают учредители или должностные лица резидента или их близкие родственники;
  • управление бизнесом посредника осуществляется плательщиком;
  • директор посредника – номинальная личность, которая не принимает самостоятельных решений, в некоторых случаях просто числится на бумаге;
  • организационно-распорядитель­ные документы, печати, бланки посредника находятся по месту нахождения плательщика, офор­м­ление договоров и товаро-сопроводительных документов осущест­вляется в офисе плательщика;
  • плательщик осуществляет уп­равление банковскими счетами по­средника, в отношениях с нерезидентом такой процесс организован из офиса плательщика.

Применение схем с посредниками влечет проблемы для бизнеса. К сожалению, многое из сделанного уже не изменить. Но это не значит, что ситуация безнадежна.

Возможные правовые последствия и риски надо обязательно оценить до столкновения с контрольными органами. И принять все необходимые меры, чтобы, как минимум, документально обосновать необходимость при­влечения посредника и экономическую целесообразность заключенных с ним сделок. И было бы очень правильно подтвердить содержание таких документов фактами своей повседневной работы.


По каким признакам отличают сделки с «плохими» посредниками:

  • Сделка с посредником существует только на бумаге, в физическом перемещении товара или оказании услуг он не принимает участия. Более того, у посредника зачастую даже нет необходимых для реальной деятельности ресурсов: достаточного количества персонала, складских помещений, даже сайта и телефона, благодаря которым покупатели могли бы его найти.
  •  Посредник – полная копия вашей фирмы – те же учредители, указания персонал получает от тех же руководителей, что и основная компания. Часто даже имеет почти такое же название, как ваше, но только оно заканчивается словами/буквами ПЛЮС, -М и т.д. И еще очень «популярное» дополнение к такому «джентльменскому набору» – работа на УСН одной из фирм-тезок.
  •  Посредник не является конечным получателем денег или товара – они идут транзитом. А сейчас через ЭСЧФ все ваша деятельность прозрачна, налоговые, контролирующие органы прекрасно эту схему видят.
  •  Ваш посредник – часть вашего бизнеса. Признаки – директор подконтрольный, офис один на двоих (а иногда – троих-пятерых), сайт один, отдел маркетинга – тоже, а также бухгалтерия, банк и склад…
  •  Цель сделки с посредником – налоговая выгода. В обычной деятельности вы такую операцию не совершили бы – у нее нет экономического смысла.
 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by