Плату за проезд большегрузов будут вносить в рублях
Задачу по дедолларизации экономики Беларуси никто не отменял, и власти продолжают ее решать в самых разных сферах. С 1 января следующего года падет еще один валютный «бастион»: плату за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (далее – ТКТС) всем нужно будет рассчитывать и вносить не в иностранной валюте, а в белорусских рублях.
Это предусмотрено Указом Президента от 19.06.2019 № 239 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств» (далее – Указ № 239), который принят в целях обеспечения сохранности и восстановления автодорог общего пользования (далее – автодороги) от проезда по ним ТКТС, и вступит в силу, за некоторым исключением, с 1 января 2020 г. С той же даты будет признан утратившим силу действующий Указ Президента от 26.11.2010 № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь» (далее – Указ № 613).
Как и в настоящее время, Указом № 239 предусмотрена плата за проезд ТКТС по автодорогам Беларуси для компенсации ущерба, наносимого автодорогам при проезде по ним этих транспортных средств, которую их владельцы (пользователи) должны вносить в случае превышения ТКТС параметров, установленных данным законодательным актом. К числу таких весовых и габаритных параметров транспортного средства относятся:
– допустимая общая масса;
– допустимая осевая масса (сумма осевых масс);
– допустимая осевая масса (сумма осевых масс) в период временных ограничений нагрузок на оси транспортных средств при неблагоприятных погодно-климатических условиях;
– допустимые габариты.
Определения и значения всех этих параметров приведены в приложениях к Указу № 239, и каждый владелец (пользователь) ТКТС может с их помощью заранее рассчитать размер платы, которую ему придется вносить при передвижении по белорусским автодорогам.
Предусмотрено освобождение от внесения платы за проезд ТКТС по автодорогам (далее – плата) владельцев (пользователей):
1) колесных тракторов, используемых в сельском хозяйстве,
2) транспортных средств, используемых для:
– перевозок грузов в целях обеспечения обороноспособности, правопорядка или ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– осуществления организациями государственного дорожного хозяйства деятельности по содержанию автодорог за счет бюджета;
– перевозок грузов гуманитарной помощи.
Отметим, что действующее освобождение от платы за проезд, предусмотренное Указом № 613 для транспортных средств, используемых для перевозки сельскохозяйственных грузов автопоездами-зерновозами в составе автомобиля-самосвала МАЗ-6501 и прицепа-самосвала МАЗ-8561, с 1 января 2020 г. отменяется.
Еще одно исключение из общих правил, предусмотренных Указом № 239, установлено при внутриреспубликанской автоперевозке грузов с превышением допустимых весовых параметров для некоторых категорий ТКТС, по которым можно получить многоразовые специальные разрешения (далее – многоразовые разрешения). К ним относятся:
– автомобили-самосвалы, перевозящие сыпучие грузы, в т.ч. сельскохозяйственные, и бетонные смеси;
– автобетоносмесители, перевозящие бетонные смеси;
– двухосные автокраны;
– автомобили-щеповозы, перевозящие древесную щепу;
– автомобили-сортиментовозы и лесовозы, перевозящие древесину;
– двухосные, трехосные, четырехосные грузовики, перевозящие лом и отходы металлов для государственных (республиканских) нужд.
Аналогичное правило в отношении многоразовых разрешений действует и в настоящее время. В то же время Указом № 239 к перечисленным ТКТС с 1 января 2020 г. добавлены грузовые автомобили марки МАЗ-53371 с бортовой платформой, перевозящие сыпучие сельхозгрузы.
Правда, многоразовые разрешения смогут получить владельцы (пользователи) не всех перечисленных транспортных средств, а только тех, по которым не наблюдается превышение технически допустимой и максимальной общей массы. Отметим, что в настоящее время такое условие отсутствует.
Еще одно нововведение Указа № 239 – право на получение многоразовых разрешений будет предоставлено и владельцам (пользователям) колесных тракторов, используемых в сельском хозяйстве, шириной от 2,55 до 4 м включительно и имеющих превышение допустимых весовых параметров.
Когда возникает необходимость проезда по автодорогам Беларуси транспортного средства, у которого превышены установленные Указом № 239 допустимые весовые и (или) габаритные параметры, владелец (пользователь) ТКТС должен заранее (до выезда на автодорогу) получить специальное разрешение или обеспечить его получение другими лицами. К ним относятся водители ТКТС, а также иные лица, действующие от имени владельца (пользователя) ТКТС. Другими словами, получить разрешение может, в принципе, любой, кто имеет необходимые полномочия, например, доверенность, оформленную в соответствии с законодательством.
Исключение составляют следующие случаи:
– ТКТС въехало на территорию Беларуси через таможенную границу ЕАЭС, и превышение допустимой общей массы и (или) допустимой осевой массы (суммы осевых масс) составляет до 10% включительно;
– Транспортная инспекция разрешила дальнейшее движение задержанного ранее ТКТС после внесения платы с применением повышающего коэффициента, в соответствии с Положением о плате за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам, утв. Указом № 239.
Кстати, с 1 января 2020 г. наличие специального разрешения на бумажном носителе уже не будет обязательным: можно оформить его в электронном виде в порядке, установленном Минтрансом.
Плата за проезд вносится владельцем (пользователем) ТКТС или иным лицом, действующим от имени владельца (пользователя) ТКТС, в т.ч. его водителем:
– до начала перевозки при обращении для получения специального разрешения в РУП «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» (далее – РУП «Белдорцентр»);
– при въезде на территорию Беларуси через таможенную границу ТКТС, у которого превышена допустимая общая масса и (или) допустимая осевая масса (сумма осевых масс) до 10% включительно, – в пункте пересечения ТКТС таможенной границы либо в другом пункте в пределах 60 км от такого места пересечения.
Расчет платы производится:
– РУП «Белдорцентр» – при выдаче специального разрешения;
– таможенными органами – в автодорожных пунктах пропуска через госграницу;
– Транспортной инспекцией – на автодорогах.
Последнее и, возможно, самое интересное нововведение: плата за проезд с 1 января 2020 г. должна всеми вноситься в белорусских рублях, исходя из установленных ставок платы в базовых величинах. Напомним, что в настоящее время в белорусских рублях плату за проезд вносят только владельцы (пользователи) ТКТС, зарегистрированные в Беларуси, а все остальные должны производить ее в евро либо в долларах США или в российских рублях в сумме, эквивалентной сумме платы, исчисленной в белорусских рублях, исходя из установленных ставок платы в евро по курсу Нацбанка на дату платежа.