Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Плату за проезд большегрузов будут вносить в рублях

Задачу по дедолларизации экономики Беларуси никто не отменял, и власти продолжают ее решать в самых разных сферах. С 1 января следующего года падет еще один валютный «бастион»: плату за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (далее – ТКТС) всем нужно будет рассчитывать и вносить не в иностранной валюте, а в белорусских рублях.

Это предусмотрено Указом Президента от 19.06.2019 № 239 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств» (далее – Указ № 239), который принят в целях обеспечения сохранности и восстановления автодорог общего пользования (далее – автодороги) от проезда по ним ТКТС, и вступит в силу, за некоторым исключением, с 1 января 2020 г. С той же даты будет признан утратившим силу действующий Указ Президента от 26.11.2010 № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспорт­ных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь» (далее – Указ № 613).

Как и в настоящее время, Указом № 239 предусмотрена плата за проезд ТКТС по автодорогам Беларуси для компенсации ущерба, наносимого автодорогам при проезде по ним этих транспортных средств, которую их владельцы (пользователи) должны вносить в случае превышения ТКТС параметров, установленных данным законодательным актом. К числу таких весовых и габаритных параметров транспортного средства относятся:

– допустимая общая масса;

– допустимая осевая масса (сумма осевых масс);

– допустимая осевая масса (сумма осевых масс) в период временных ограничений нагрузок на оси транс­портных средств при неблагоприятных погодно-климатических условиях;

– допустимые габариты.

Определения и значения всех этих параметров приведены в приложениях к Указу № 239, и каждый владелец (пользователь) ТКТС может с их помощью заранее рассчитать размер платы, которую ему придется вносить при передвижении по белорусским автодорогам.

Предусмотрено освобождение от внесения платы за проезд ТКТС по автодорогам (далее – плата) владельцев (пользователей):

1) колесных тракторов, используемых в сельском хозяйстве,

2) транспортных средств, используемых для:

– перевозок грузов в целях обеспечения обороноспособности, правопорядка или ликвидации чрез­вычайных ситуаций;

– осуществления организациями государственного дорожного хозяйства деятельности по содержанию автодорог за счет бюджета;

– перевозок грузов гуманитарной помощи.

Отметим, что действующее освобождение от платы за проезд, предусмотренное Указом № 613 для транспортных средств, используемых для перевозки сельскохозяйственных грузов автопоездами-­зерновозами в составе автомобиля-самосвала МАЗ-6501 и прицепа-самосвала МАЗ-8561, с 1 января 2020 г. отменяется.

Еще одно исключение из общих правил, предусмотренных Указом № 239, установлено при внутриреспубликанской автоперевозке грузов с превышением допустимых весовых параметров для некоторых категорий ТКТС, по которым можно получить многоразовые специальные разрешения (далее – многоразовые разрешения). К ним относятся:

– автомобили-самосвалы, перевозящие сыпучие грузы, в т.ч. сельскохозяйственные, и бетонные смеси;

– автобетоносмесители, перевозящие бетонные смеси;

– двухосные автокраны;

– автомобили-щеповозы, перевозящие древесную щепу;

– автомобили-сортиментовозы и лесовозы, перевозящие древесину;

– двухосные, трехосные, четырех­осные грузовики, перевозящие лом и отходы металлов для государственных (республиканских) нужд.

Аналогичное правило в отношении многоразовых разрешений действует и в настоящее время. В то же время Указом № 239 к перечисленным ТКТС с 1 января 2020 г. добавлены грузовые автомобили мар­ки МАЗ-53371 с бортовой плат­формой, перевозящие сыпучие сельхозгрузы.

Правда, многоразовые разрешения смогут получить владельцы (пользователи) не всех перечисленных транспортных средств, а только тех, по которым не наблюдается превышение технически допустимой и максимальной общей массы. Отметим, что в настоящее время такое условие отсутствует.

Еще одно нововведение Указа № 239 – право на получение многоразовых разрешений будет предоставлено и владельцам (пользователям) колесных тракторов, используемых в сельском хозяйстве, шириной от 2,55 до 4 м включительно и имеющих превышение допустимых весовых параметров.

Когда возникает необходимость проезда по автодорогам Беларуси транспортного средства, у которого превышены установленные Указом № 239 допустимые весовые и (или) габаритные параметры, владелец (пользователь) ТКТС должен заранее (до выезда на автодорогу) получить специальное разрешение или обеспечить его получение другими лицами. К ним относятся водители ТКТС, а также иные лица, действующие от имени владельца (пользователя) ТКТС. Другими словами, получить разрешение может, в принципе, любой, кто имеет необходимые полномочия, например, доверенность, оформленную в соответствии с законодательством.

Исключение составляют следующие случаи:

– ТКТС въехало на территорию Беларуси через таможенную границу ЕАЭС, и превышение допустимой общей массы и (или) допустимой осевой массы (суммы осевых масс) составляет до 10% включительно;

– Транспортная инспекция разрешила дальнейшее движение задержанного ранее ТКТС после внесения платы с применением повышающего коэффициента, в соответствии с Положением о плате за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам, утв. Указом № 239.

Кстати, с 1 января 2020 г. наличие специального разрешения на бумажном носителе уже не будет обязательным: можно оформить его в электронном виде в порядке, установленном Минтрансом.

Плата за проезд вносится владельцем (пользователем) ТКТС или иным лицом, действующим от имени владельца (пользователя) ТКТС, в т.ч. его водителем:

до начала перевозки при обращении для получения специального разрешения в РУП «Белорусский дорож­ный инженерно-технический центр» (далее – РУП «Белдорцентр»);

при въезде на территорию Беларуси через таможенную границу ТКТС, у которого превышена допустимая общая масса и (или) допустимая осевая масса (сумма осевых масс) до 10% включительно, – в пункте пересечения ТКТС таможенной границы либо в другом пункте в пределах 60 км от такого места пересечения.

Расчет платы производится:

– РУП «Белдорцентр» – при выдаче специального разрешения;

– таможенными органами – в автодорожных пунктах пропуска через госграницу;

– Транспортной инспекцией – на автодорогах.

Последнее и, возможно, самое интересное нововведение: плата за проезд с 1 января 2020 г. должна всеми вноситься в белорусских рублях, исходя из установленных ставок платы в базовых величинах. Напомним, что в настоящее время в белорусских рублях плату за проезд вносят только владельцы (пользователи) ТКТС, зарегистрированные в Беларуси, а все остальные должны производить ее в евро либо в долларах США или в российских рублях в сумме, эквивалентной сумме платы, исчисленной в белорусских рублях, исходя из установленных ставок платы в евро по курсу Нацбанка на дату платежа.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by