Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Плата за сбор отходов – это не налог, ее повышать можно

Фото: recyclemag.ru

В Минский столичный союз предпринимателей и работодателей (МССПиР) (далее – Союз) поступило письмо из прокуратуры г. Минска, в котором содержится аргументированный ответ на один из острых вопросов, обсуждавшихся во время проведения в начале февраля т.г. «Дня директора», организованного Союзом на территории ООО «Кампари».

Суть проблемы заключается в следующем: несмотря на действующий запрет главы государства на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин) до 2020 г., предусмотренный подп. 5.1 п. 5 Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7), оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами (далее – оператор) с 1 апреля 2019 г. повышается, причем, сущест­венно, размер платы за сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки (далее – плата).

Присутствующие на заседании представители бизнеса считают такое повышение платы нарушением положений Декрета № 7, и от их лица Союз обратился в прокуратуру за правовой оценкой действий оператора.

Обращение не осталось без ответа: 13 марта 2019 г. Союз получил из городской прокуратуры письмо за подписью Прокурора г. Минска, государственного советника юстиции 3 класса Сергея Хмарука.

В письме, в частности, говорится, что подп. 5.1 п. 5 Декрета № 7 действительно установлен запрет на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин) до 2020 г. В то же время в соответствии со ст. 6 Налогового кодекса (далее – НК) налогом признается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. В свою очередь, сбором (пошлиной) является обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их госорганами, в т.ч. местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий.

В то же время не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых НК и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

Согласно п. 2 Положения о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами, утв. постановлением Сов­мина от 31.07.2012 № 708, координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами осуществляет Минжилкомхоз, который в этих целях создает государственную некоммерческую специально уполномоченную организацию – оператора в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами.

По общему правилу, установленному законодательством, производители и поставщики определенных видов товаров и упаковки обязаны обеспечивать сбор отходов потребления. Для этого они могут организовать собственную систему сбора отходов товаров и упаковки или заключить с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» соответствующий договор.

Таким образом, оператор осуществляет сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки на основании заключенного с производителями и поставщиками договора, за установленную Совмином плату, которая поступает на расчетный счет оператора в счет оплаты за осуществляемые услуги.

С 1 апреля 2019 г. размер такой платы будет увеличен по отдельным позициям. В частности, вырастет плата:

со 160 до 180 руб. – за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования тонны отходов плит, листов, пленки для бытовых нужд и упаковки из полимеров этилена и пропилена, столовой и кухонной посуды, столовых приборов и кухонных принадлежностей из пласт­масс, упаковки из бумаги и картона с покрытием или ламинированных пластмассой;

с 1% стоимости товара без учета НДС до 3% – за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов холодильников, морозильников, принтеров, посудомоечных машин;

с 6% стоимости товара без учета НДС до 8% – за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов первичных элементов и первичных батарей.

По другим позициям величина платы не изменится.

Вывод, заключающий письмо: плата, согласно заключенным между производителями и поставщиками договорам с оператором за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, поступающая на расчетный счет оператора, не регулируется нормами Декрета № 7 и НК, а значит, ее увеличение в указанный период вполне укладывается в рамки действующего законодательства.

Кроме того, С. Хмарук напомнил, что у производителей и поставщиков отходов товаров и упаковки есть право выбора: они могут не заключать договор с оператором и не вносить ему плату, а организовать собственную систему сбора отходов товаров и упаковки.

На наш взгляд, теперь проблему с увеличением платы можно считать исчерпанной, что, конечно, вряд ли обрадует многих субъектов хозяйствования, которые вскоре должны будут вносить повышенные платежи, пусть и не в бюджет, а на счет оператора. Но им, вообще говоря, особой разницы нет, куда платить, главное, что общая сумма платежей увеличивается.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by