Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9825
EUR:
3.4865
RUB:
3.6918
BTC:
109,736.00 $
Золото:
319.72
Серебро:
3.64
Платина:
128.4
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Питание воспитанников, получающих дошкольное образование: источники финансирования, организация и учет

В материале рассмотрены вопросы организации питания воспитанников в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, документального оформления поступления продуктов питания и их расхода (списания), а также отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с продуктами питания.

При подготовке материала использованы приведенные ниже НПА:

  • Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
  • Кодекс об образовании.
  • постановление Совмина от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (далее – постановление № 317).
  • Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утв. постановлением Совмина от 03.09.2008 № 1290 (далее – Положение № 1290).
  • Положение о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утв. постановлением Совмина от 07.12.2016 № 1001 «О некоторых вопросах определения размера вреда (в том числе реального ущерба)» (далее – Положение № 1001).
  • постановление Совмина от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (далее – постановление № 360).
  • Инструкция о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утв. постановлением Минфина от 31.12.2008 № 208 (далее – Инструкция № 208).
  • постановление Минфина от 30.06.2016 № 58 «Об установлении форм товарно-транспортной накладной и товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-­транспортной накладной и товарной накладной, внесении дополнений и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 23» (далее – постановление № 58).
  • постановление Минфина от 08.02.2005 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации» (далее – постановление № 15).
  • Инструкция о порядке организации и осуществления казначейского исполнения бюджетов по расходам и учета внебюджетных средств на едином казначейском счете, утв. постановлением Минфина от 27.07.2011 № 63 (далее – Инструкция № 63).
  • Инструкция о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утв. постановлением Минфина от 29.06.2000 № 66 (далее – Инструкция № 66).
  • постановление Минфина от 30.04.2019 № 24 «О бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость в бюджетных организациях» (далее – постановление № 24).
  • Порядок отражения в бухгалтерском учете средств, высвободившихся в результате получения льгот по налогам и таможенным платежам учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утв. приказом Минфина от 07.05.1999 № 112 (далее – Порядок № 112).
  • Методические указания о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утв. Минфином 11.12.1997 № 59 (далее – Методические указания № 59).
  • Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утв. постановлением Минфина от 21.12.2011 № 136 (далее – Инструкция № 136).
  • Инструкция об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения, утв. постановлением Минздрава от 29.08.2008 № 135 (далее – Инструкция № 135).
  • Письмо Минздрава, Минобразования от 30.07.2012 № 02-1-11/2390/10-17/1250 «О разъяснении проблемных вопросов» (далее – письмо № 02-­1-11/2390/10-17/1250).
  • Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», утв. постановлением Минздрава от 25.01.2013 № 8 (далее – Санитарные нормы № 8).
  • Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности домов ребенка», утв. постановлением Минздрава от 24.03.2011 № 20 (далее – Санитарные нормы № 20).

 

Учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования

В соответствии со ст. 142 Кодекса об образовании образовательную программу дошкольного образования реализуют:

1) учреждения дошкольного образования.

Справочно: согласно п. 2 ст. 145 Кодекса об образовании учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов – ясли; ясли-сад; детский сад; санаторный ясли-сад; санаторный детский сад; дошкольный центр развития ребенка;

2) социально-педагогические учреждения.

Справочно: согласно п. 8 ст. 284 Кодекса об образовании социально-педагогические учреждения могут быть следующих видов – социально-педагогические центры; детские дома; детские деревни (городки);

3) ясли-сад – начальная школа;

4) ясли-сад – базовая школа;

5) ясли-сад – средняя школа;

6) детский сад – начальная школа;

7) детский сад – базовая школа;

8) детский сад – средняя школа.

Справочно: согласно п. 16 ст. 156 Кодекса об об­разовании учреждения 3)–8) отнесены к учебно-­педагогическим комплексам (вид учреждений общего среднего образования).

В учебно-педагогических комплексах источники расходов на питание детей при реализации образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы общего среднего образования разные;

9) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Справочно: согласно подп. 2.11 п. 2 ст. 156 Кодекса об образовании учреждение 9) является одним из видов учреждений общего среднего образования;

10) иные организации, индивидуальные пред­приниматели, которые в соответствии с законодательством имеют право осуществлять образовательную деятельность.

 

Организация питания воспитанников

Питание организуется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий обучающихся. Нормы питания, денежные нормы расходов на питание утверждаются Правительством РБ или уполномоченным им органом (п. 3 ст. 40 Кодекса об образовании).

Учреждения дошкольного образования, а также иные учреждения образования, реализующие об­разовательные программы дошкольного образования, специального образования на уровне до­школьного образования, специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – учреждения дошкольного образования), руководствуются Санитарными нормами № 8.

Согласно п. 2 Санитарных норм № 8 требования к содержанию и питанию воспитанников в воз­расте от 2-х месяцев до 1-го года в учреждениях дошкольного образования должны соответствовать Санитарным нормам № 20.

Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в учреждениях дошкольного образования утверждены постановлением № 317.

В учреждениях дошкольного образования воз­можны два варианта организации питания (учета расходов на питание).

Вариант 1.

Учреждение самостоятельно приобретает продукты питания, которые поступают на склад (в кладовую), откуда их передают в пищеблок (кухню) для приготовления питания (завтраков, обедов, ужинов). В этом случае к расходам на питание относится стоимость продуктов, отпущенных в пищеблок (за минусом продуктов, возвращенных из пищеблока на склад учреждения). В бухгалтерии учреждения ведется синтетический и аналитический учет продуктов питания с использованием субсч. 061 «Продукты питания».

По данному варианту организуется, как правило, питание и в учебно-педагогических комплексах.

В пищеблоке учебно-педагогического комплекса питание готовится для трех категорий детей:

1) воспитанников, получающих дошкольное образование;

2) учащихся, получающих общее среднее образование, питание которых осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов;

3) учащихся, получающих общее среднее образование, питание которых осуществляется за счет средств родителей или иных законных представителей.

Вариант 2.

Организация питания в учреждении с использованием привозного питания (по договору с близко расположенным учреждением дошкольного образования, общего среднего образования, иного объекта общественного питания). В этом случае готовые блюда должны сопровождаться сведениями о количестве пищи, времени приготовления пищи, о проведенном бракераже готовых блюд (под­пункты 31.1.3–31.1.4 п. 31 Санитарных норм № 8).

При организации питания по данному варианту учреждение дошкольного образования ведет лишь учет расчетов с названными организациями за оказанные услуги по питанию воспитанников. Расходы на питание отражаются в составе фактических расходов на основании документов, под­тверждающих предоставление этими организациями питания. Субсчет 061 «Продукты питания» не используется.

 

Формирование фактической стоимости приобретаемых продуктов питания

Организация питания в учреждениях дошкольного образования осуществляется преимущественно по варианту 1.

При организации питания по варианту 1 следует руководствоваться следующими правилами фор­мирования фактической стоимости приобретаемых за плату материальных запасов в бюджетных организациях:

1) материальные запасы (включая продукты питания), при ввозе которых предоставляются льготы по налогам и таможенным платежам, приходуются по стоимости, включая предоставленные льготы. Это правило установлено Порядком № 112;

2) оприходование продуктов питания (как и других материальных ценностей), приобретенных за счет бюджетных средств, производится по стоимости приобретения, включая НДС (подп. 1.1 п. 1 постановления № 24);

3) при приобретении материальных запасов (включая продукты питания) через мелкооптовые базы и магазины с предоставлением торговой скидки, на сумму этой скидки при оприходовании материальных запасов уменьшаются фактические расходы по соответствующим элементам расходов. Материальные запасы в этом случае учитываются в синтетическом и аналитическом учете и отражаются в балансе по ценам приобретения без вычета торговой скидки (п. 6 Методических указаний № 59);

4) затраты по найму транспорта, связанные с приобретением продуктов питания, медикаментов и перевязочных средств (в отличие от других материальных запасов), не относятся на увеличение их стоимости, а включаются в состав фактических расходов по подстатье 1.10.05.00 «Оплата транс­портных услуг» (п. 6 Методических указаний № 59; подп. 44.5 п. 44 Инструкции № 208).

В течение месяца первичные документы по движению продуктов питания обрабатываются следующим образом:

– приходные – в разрезе материально ответствен­ных лиц по наименованиям продуктов питания в количественном и стоимостном выражении (по фактическим ценам приобретения (с учетом особенностей их формирования, изложенных выше));

– расходные – в разрезе материально ответственных лиц по наименованиям продуктов питания в количественном выражении.

По окончании месяца итог расхода каждого наименования продуктов в количественном выражении оценивается по ценам их приобретения или по средним ценам, если они приобретались по разным ценам (п. 8 Методических указаний № 59).

 

Первичная документация по оприходованию продуктов питания

Учреждение дошкольного образования должно обеспечить установленный действующим законодательством порядок закупок продуктов питания.

Продовольственное сырье и пищевые продукты, приобретенные в торговой сети и на рынках, должны иметь маркировочные ярлыки (этикетки) и документы, подтверждающие факт их приобретения (кассовый чек или копия чека, и/или товарно-транспортная накладная, и/или счет-фактура), которые сохраняются до окончания срока реализации (подп. 31.1.4 п. 31 Санитарных норм № 8).

Согласно п. 138 Санитарных норм № 8 и п. 126 Санитарных норм № 20 на пищевые продукты, поступающие в учреждение дошкольного образования, должны быть сопроводительные документы, удостоверяющие их качество и безопасность, которые должны сохраняться до конца реализации пищевых продуктов.

Кладовщик учреждения дошкольного образования должен вести журнал по контролю за качеством скоропортящихся пищевых продуктов, по­ступающих на пищеблок, по форме согласно приложению 8 к Санитарным нормам № 8.

Кладовщик дома ребенка должен вести журнал показателей качества скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок, по форме согласно приложению 8 к Санитарным нормам № 20.

Общий порядок и правила приемки товаров по количеству и качеству по договорам (включая внешнеторговые договоры) купли-продажи или мены, а также условия, необходимые для проведения объективной и достоверной их приемки, определены Положением № 1290.

Применение Положения № 1290 нельзя рассматривать как обязательное требование ко всем участникам договора, поскольку им законодательство предоставляет право выбора: использовать нормы Положения № 1290 или разработать свои правила и включить их в договор.

Первичная документация, оформляемая при поступлении в учреждение дошкольного образования продуктов питания, аналогична первичной документации при поступлении других материальных запасов.

Если при приемке материальных запасов установлены количественные (недостачи или излишки) и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщиков, они приходуются на склад учреждения дошкольного образования на основании акта приемки по количеству и качеству.

При отсутствии расхождений материальные запасы приходуются по документам поставщиков (товарно-транспортные и товарные накладные).

Справочно: формы товарно-транспортной на­кладной и товарной накладной, а также Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утверждены постановлением № 58.

Постановлением № 360 формы товарно-тран­спортной накладной и товарной накладной отнесены к числу обязательных для применения форм.

Утвержденной формы акта приемки по количеству и качеству нет.

Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов (за исключением форм, утвержденных постановлением № 360), независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления (ст. 10 Закона № 57-З).

Самостоятельно разработанные организацией первичные учетные документы должны содержать сведения, которые установлены п. 2 ст. 10 Закона № 57-З.

При утверждении и составлении акта приемки по количеству и качеству предлагаем также руководствоваться следующими нормами Положения № 1290.

Если при приемке товаров по количеству и качеству будут выявлены недостача товара или его ненадлежащее качество, то результаты приемки оформляются актом, составляемым в день их выявления. Акт подписывается всеми лицами, участ­вующими в приемке товаров. Перед подписью лиц, участвующих в приемке, указывается о предупреждении этих лиц об ответственности за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.

Акт утверждается руководителем юридического лица, осуществлявшего приемку товаров, не позд­нее следующего дня после составления акта. Если приемка товаров производилась в выходной или праздничный день, акт приемки утверждается в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

Лицо, выразившее несогласие с содержанием акта, обязано изложить в письменном виде свое мнение (прилагается к акту), о чем в акте делается соответствующая отметка. При отказе лица, принимавшего участие в приемке товаров, от подписания акта в нем делается об этом запись.

В п. 40 Положения № 1290 содержится перечень сведений, которые должны быть отражены в акте.

(Окончание следует).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by