Питание воспитанников, получающих дошкольное образование: источники финансирования, организация и учет
В материале рассмотрены вопросы организации питания воспитанников в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, документального оформления поступления продуктов питания и их расхода (списания), а также отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с продуктами питания.
При подготовке материала использованы приведенные ниже НПА:
- Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
- Кодекс об образовании.
- постановление Совмина от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (далее – постановление № 317).
- Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утв. постановлением Совмина от 03.09.2008 № 1290 (далее – Положение № 1290).
- Положение о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утв. постановлением Совмина от 07.12.2016 № 1001 «О некоторых вопросах определения размера вреда (в том числе реального ущерба)» (далее – Положение № 1001).
- постановление Совмина от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (далее – постановление № 360).
- Инструкция о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утв. постановлением Минфина от 31.12.2008 № 208 (далее – Инструкция № 208).
- постановление Минфина от 30.06.2016 № 58 «Об установлении форм товарно-транспортной накладной и товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, внесении дополнений и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 23» (далее – постановление № 58).
- постановление Минфина от 08.02.2005 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации» (далее – постановление № 15).
- Инструкция о порядке организации и осуществления казначейского исполнения бюджетов по расходам и учета внебюджетных средств на едином казначейском счете, утв. постановлением Минфина от 27.07.2011 № 63 (далее – Инструкция № 63).
- Инструкция о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утв. постановлением Минфина от 29.06.2000 № 66 (далее – Инструкция № 66).
- постановление Минфина от 30.04.2019 № 24 «О бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость в бюджетных организациях» (далее – постановление № 24).
- Порядок отражения в бухгалтерском учете средств, высвободившихся в результате получения льгот по налогам и таможенным платежам учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утв. приказом Минфина от 07.05.1999 № 112 (далее – Порядок № 112).
- Методические указания о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утв. Минфином 11.12.1997 № 59 (далее – Методические указания № 59).
- Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утв. постановлением Минфина от 21.12.2011 № 136 (далее – Инструкция № 136).
- Инструкция об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения, утв. постановлением Минздрава от 29.08.2008 № 135 (далее – Инструкция № 135).
- Письмо Минздрава, Минобразования от 30.07.2012 № 02-1-11/2390/10-17/1250 «О разъяснении проблемных вопросов» (далее – письмо № 02-1-11/2390/10-17/1250).
- Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», утв. постановлением Минздрава от 25.01.2013 № 8 (далее – Санитарные нормы № 8).
- Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности домов ребенка», утв. постановлением Минздрава от 24.03.2011 № 20 (далее – Санитарные нормы № 20).
Учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования
В соответствии со ст. 142 Кодекса об образовании образовательную программу дошкольного образования реализуют:
1) учреждения дошкольного образования.
Справочно: согласно п. 2 ст. 145 Кодекса об образовании учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов – ясли; ясли-сад; детский сад; санаторный ясли-сад; санаторный детский сад; дошкольный центр развития ребенка;
2) социально-педагогические учреждения.
Справочно: согласно п. 8 ст. 284 Кодекса об образовании социально-педагогические учреждения могут быть следующих видов – социально-педагогические центры; детские дома; детские деревни (городки);
3) ясли-сад – начальная школа;
4) ясли-сад – базовая школа;
5) ясли-сад – средняя школа;
6) детский сад – начальная школа;
7) детский сад – базовая школа;
8) детский сад – средняя школа.
Справочно: согласно п. 16 ст. 156 Кодекса об образовании учреждения 3)–8) отнесены к учебно-педагогическим комплексам (вид учреждений общего среднего образования).
В учебно-педагогических комплексах источники расходов на питание детей при реализации образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы общего среднего образования разные;
9) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Справочно: согласно подп. 2.11 п. 2 ст. 156 Кодекса об образовании учреждение 9) является одним из видов учреждений общего среднего образования;
10) иные организации, индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством имеют право осуществлять образовательную деятельность.
Организация питания воспитанников
Питание организуется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий обучающихся. Нормы питания, денежные нормы расходов на питание утверждаются Правительством РБ или уполномоченным им органом (п. 3 ст. 40 Кодекса об образовании).
Учреждения дошкольного образования, а также иные учреждения образования, реализующие образовательные программы дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – учреждения дошкольного образования), руководствуются Санитарными нормами № 8.
Согласно п. 2 Санитарных норм № 8 требования к содержанию и питанию воспитанников в возрасте от 2-х месяцев до 1-го года в учреждениях дошкольного образования должны соответствовать Санитарным нормам № 20.
Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в учреждениях дошкольного образования утверждены постановлением № 317.
В учреждениях дошкольного образования возможны два варианта организации питания (учета расходов на питание).
Вариант 1.
Учреждение самостоятельно приобретает продукты питания, которые поступают на склад (в кладовую), откуда их передают в пищеблок (кухню) для приготовления питания (завтраков, обедов, ужинов). В этом случае к расходам на питание относится стоимость продуктов, отпущенных в пищеблок (за минусом продуктов, возвращенных из пищеблока на склад учреждения). В бухгалтерии учреждения ведется синтетический и аналитический учет продуктов питания с использованием субсч. 061 «Продукты питания».
По данному варианту организуется, как правило, питание и в учебно-педагогических комплексах.
В пищеблоке учебно-педагогического комплекса питание готовится для трех категорий детей:
1) воспитанников, получающих дошкольное образование;
2) учащихся, получающих общее среднее образование, питание которых осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов;
3) учащихся, получающих общее среднее образование, питание которых осуществляется за счет средств родителей или иных законных представителей.
Вариант 2.
Организация питания в учреждении с использованием привозного питания (по договору с близко расположенным учреждением дошкольного образования, общего среднего образования, иного объекта общественного питания). В этом случае готовые блюда должны сопровождаться сведениями о количестве пищи, времени приготовления пищи, о проведенном бракераже готовых блюд (подпункты 31.1.3–31.1.4 п. 31 Санитарных норм № 8).
При организации питания по данному варианту учреждение дошкольного образования ведет лишь учет расчетов с названными организациями за оказанные услуги по питанию воспитанников. Расходы на питание отражаются в составе фактических расходов на основании документов, подтверждающих предоставление этими организациями питания. Субсчет 061 «Продукты питания» не используется.
Формирование фактической стоимости приобретаемых продуктов питания
Организация питания в учреждениях дошкольного образования осуществляется преимущественно по варианту 1.
При организации питания по варианту 1 следует руководствоваться следующими правилами формирования фактической стоимости приобретаемых за плату материальных запасов в бюджетных организациях:
1) материальные запасы (включая продукты питания), при ввозе которых предоставляются льготы по налогам и таможенным платежам, приходуются по стоимости, включая предоставленные льготы. Это правило установлено Порядком № 112;
2) оприходование продуктов питания (как и других материальных ценностей), приобретенных за счет бюджетных средств, производится по стоимости приобретения, включая НДС (подп. 1.1 п. 1 постановления № 24);
3) при приобретении материальных запасов (включая продукты питания) через мелкооптовые базы и магазины с предоставлением торговой скидки, на сумму этой скидки при оприходовании материальных запасов уменьшаются фактические расходы по соответствующим элементам расходов. Материальные запасы в этом случае учитываются в синтетическом и аналитическом учете и отражаются в балансе по ценам приобретения без вычета торговой скидки (п. 6 Методических указаний № 59);
4) затраты по найму транспорта, связанные с приобретением продуктов питания, медикаментов и перевязочных средств (в отличие от других материальных запасов), не относятся на увеличение их стоимости, а включаются в состав фактических расходов по подстатье 1.10.05.00 «Оплата транспортных услуг» (п. 6 Методических указаний № 59; подп. 44.5 п. 44 Инструкции № 208).
В течение месяца первичные документы по движению продуктов питания обрабатываются следующим образом:
– приходные – в разрезе материально ответственных лиц по наименованиям продуктов питания в количественном и стоимостном выражении (по фактическим ценам приобретения (с учетом особенностей их формирования, изложенных выше));
– расходные – в разрезе материально ответственных лиц по наименованиям продуктов питания в количественном выражении.
По окончании месяца итог расхода каждого наименования продуктов в количественном выражении оценивается по ценам их приобретения или по средним ценам, если они приобретались по разным ценам (п. 8 Методических указаний № 59).
Первичная документация по оприходованию продуктов питания
Учреждение дошкольного образования должно обеспечить установленный действующим законодательством порядок закупок продуктов питания.
Продовольственное сырье и пищевые продукты, приобретенные в торговой сети и на рынках, должны иметь маркировочные ярлыки (этикетки) и документы, подтверждающие факт их приобретения (кассовый чек или копия чека, и/или товарно-транспортная накладная, и/или счет-фактура), которые сохраняются до окончания срока реализации (подп. 31.1.4 п. 31 Санитарных норм № 8).
Согласно п. 138 Санитарных норм № 8 и п. 126 Санитарных норм № 20 на пищевые продукты, поступающие в учреждение дошкольного образования, должны быть сопроводительные документы, удостоверяющие их качество и безопасность, которые должны сохраняться до конца реализации пищевых продуктов.
Кладовщик учреждения дошкольного образования должен вести журнал по контролю за качеством скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок, по форме согласно приложению 8 к Санитарным нормам № 8.
Кладовщик дома ребенка должен вести журнал показателей качества скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок, по форме согласно приложению 8 к Санитарным нормам № 20.
Общий порядок и правила приемки товаров по количеству и качеству по договорам (включая внешнеторговые договоры) купли-продажи или мены, а также условия, необходимые для проведения объективной и достоверной их приемки, определены Положением № 1290.
Применение Положения № 1290 нельзя рассматривать как обязательное требование ко всем участникам договора, поскольку им законодательство предоставляет право выбора: использовать нормы Положения № 1290 или разработать свои правила и включить их в договор.
Первичная документация, оформляемая при поступлении в учреждение дошкольного образования продуктов питания, аналогична первичной документации при поступлении других материальных запасов.
Если при приемке материальных запасов установлены количественные (недостачи или излишки) и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщиков, они приходуются на склад учреждения дошкольного образования на основании акта приемки по количеству и качеству.
При отсутствии расхождений материальные запасы приходуются по документам поставщиков (товарно-транспортные и товарные накладные).
Справочно: формы товарно-транспортной накладной и товарной накладной, а также Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утверждены постановлением № 58.
Постановлением № 360 формы товарно-транспортной накладной и товарной накладной отнесены к числу обязательных для применения форм.
Утвержденной формы акта приемки по количеству и качеству нет.
Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов (за исключением форм, утвержденных постановлением № 360), независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления (ст. 10 Закона № 57-З).
Самостоятельно разработанные организацией первичные учетные документы должны содержать сведения, которые установлены п. 2 ст. 10 Закона № 57-З.
При утверждении и составлении акта приемки по количеству и качеству предлагаем также руководствоваться следующими нормами Положения № 1290.
Если при приемке товаров по количеству и качеству будут выявлены недостача товара или его ненадлежащее качество, то результаты приемки оформляются актом, составляемым в день их выявления. Акт подписывается всеми лицами, участвующими в приемке товаров. Перед подписью лиц, участвующих в приемке, указывается о предупреждении этих лиц об ответственности за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.
Акт утверждается руководителем юридического лица, осуществлявшего приемку товаров, не позднее следующего дня после составления акта. Если приемка товаров производилась в выходной или праздничный день, акт приемки утверждается в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
Лицо, выразившее несогласие с содержанием акта, обязано изложить в письменном виде свое мнение (прилагается к акту), о чем в акте делается соответствующая отметка. При отказе лица, принимавшего участие в приемке товаров, от подписания акта в нем делается об этом запись.
В п. 40 Положения № 1290 содержится перечень сведений, которые должны быть отражены в акте.
(Окончание следует).