Перспективы отраслей: машиностроение и легпром на фоне санкций
На совместном заседании двух палат Национального собрания заместитель премьер-министра Петр Пархомчик в своем отчете и ответах на вопросы парламентариев остановился на некоторых аспектах развития белорусского машиностроения и легкой промышленности в условиях санкционного давления.
Под контролем правительства – строительство и реконструкция энергетической инфраструктуры.
Первый энергоблок БелАЭС уже выработал более 9,5 млрд кВт.ч электроэнергии. С вводом второго – его общая готовность превысила 97% – ставится задача увеличить электропотребление во всех сферах экономики, а также населением. Продолжается строительство электродомов – электрифицированного многоквартирного и индивидуального жилья (к концу пятилетки планируется ввести в эксплуатацию около 2 млн кв. м). Идет работа по электрификации действующего индивидуального жилфонда для целей отопления и горячего водоснабжения.
Создается новая отрасль
Отвечая на вопрос депутата Игоря Хлобукина, вице-премьер отметил, что количество электромобилей в стране с 2020 г. выросло в 39 раз. Сказались принятые в 2020 г. меры стимулирования – сегодня на учете находятся 3420 машин.
Успешно формируется новая отрасль – производство электротранспорта.
Так, по Минску курсируют электробусы. На БелАЗе изготовлены образцы карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 т (на аккумуляторных батареях) и 220-тонные дизель-троллейвозного типа. «Белкоммунмаш» разработал экспериментальный образец электрогрузовика грузоподъемностью 10 т, МАЗ – грузовой электромобиль грузоподъемностью до 4 т.
В 1-м полугодии 2023 г. должен появиться и первый белорусский электротрактор мощностью до 40 лошадиных сил.
Минпром активно продолжает работу по созданию и другой техники нового поколения. Так, недавно «Гомсельмаш» представил первый белорусский зерноуборочный комбайн с роторной схемой обмолота и сепарации. Он подготовлен к серийному производству в следующем году.
В числе новинок также названы разработанный конструкторами ОАО «БелАЗ» 130-тонный гибридный самосвал с инновационной схемой работы (сочетание дизельного двигателя малой мощности с аккумуляторными батареями и системой рекуперации) и специализированный комбайн для ремонта кузовов грузовых полувагонов (создан на предприятии «Кузлитмаш»).
Депутаты интересовались, какое финансирование (имелись в виду средства республиканского бюджета) предусмотрено для развития в городах электротранспорта. Петр Пархомчик сообщил, что обсуждается возможность реализации в одном из городов страны пилотного проекта, где все пассажирские перевозки будут осуществляться исключительно электротранспортом. При этом планируется задействовать средства как республиканского, так и местного бюджетов.
Машины скорой помощи
Депутат Ирина Луканская спросила: смогут ли белорусские предприятия выпустить машины для служб скорой помощи?
Оказалось, «вопрос находится в стадии решения» – подписана программа, рассчитанная на три года. Начато производство таких автомобилей, 22 машины должны были передать Минздраву в ноябре. Но произошла небольшая задержка, их планируют отправить учреждениям здравоохранения «в рамках декабря».
Выполняет эту работу Минский автозавод совместно с дочерним предприятием «Купава».
Кроме того, в I квартале 2023 г. будет отправлен первый заказ за пределы Беларуси – в Санкт-Петербург поставят машину скорой помощи и реанимобиль.
Отметив, что продукция белорусских машиностроителей пользуется спросом как внутри страны, так и за рубежом, вице-премьер назвал в числе важнейших задач локализацию производства и импортозамещение.
Шанс для «Беллегпрома»
Петр Пархомчик в своем отчете подчеркнул, что в легкой промышленности уровень 2021 г. пока не достигнут, хотя и наблюдается динамика восстановления производства. Он напомнил, что 27 октября глава государства, принимая с докладом председателя концерна «Беллегпром» Татьяну Лугину, обратил внимание на то, что с российского рынка ушли многие зарубежные игроки, сократился импорт и в Беларусь. В связи с этим перед отраслью поставлены задачи: занять освободившиеся ниши, в т.ч. насытить внутренний рынок, предложив нашим соотечественникам качественные и доступные по цене товары. Для этого в Беларуси есть и грамотные специалисты, и оборудование, и собственная сырьевая база.
За январь-сентябрь экспорт товаров легкой промышленности составил 1,3 млрд USD, в т.ч. в РФ – 1,1 млрд USD. Товары отгружаются в 71 российский регион, причем начались продажи в тех субъектах РФ, с которыми Беларусь раньше не сотрудничала: Тыва, Калмыкия, Бурятия, Алтай.
Вице-премьер сообщил, что для продвижения продукции на рынок России в 2022 г. там организовано свыше ста презентаций наших товаров. «Камволь» открыл склад в Иваново, у «Свiтанка» в Смоленске появился мультибрендовый магазин, создается шоурум в Оренбурге.
Учреждена Белорусская текстильная компания для продвижения продукции организаций «Камволь», «Моготекс», БПХО.
Концепция нового проекта «Да Дому» заключается в размещении на одной торговой площадке максимально широкого ассортимента белорусской продукции для дома, например, текстиль, посуда, одежда. Причем сеть таких мультибрендовых магазинов будет создаваться как на внутреннем рынке, так и за пределами страны.
Рассказывая о работе легкой промышленности в условиях санкций и расширения импортозамещения, Петр Пархомчик напомнил, что подписан меморандум о взаимном сотрудничестве с крупнейшими торговыми интернет-площадками Ozon, Wildberries и «ЯндексМаркет».
После совместного заседания глава «Беллегпрома» Татьяна Лугина рассказала журналистам, что имеется положительная динамика экспорта в азиатские страны – Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, есть рост объема продаж в Индию и Турцию.
Естественно, во время встречи упоминалось о завершении реализации инвестиционного проекта по созданию производства суконных тканей на «Камволе» и продолжении модернизации Оршанского льнокомбината.
Отметим, что «Беллегпрому» без обновления ассортимента выпускаемых тканей выполнить поставленные задачи будет непросто.