Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Социум
05.01.2016 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пенсии уходят от возраста©

Повышения возраста выхода на заслуженный отдых, являющегося одним из основных элементов пенсионной реформы, уже проведенной в большинстве стран, не избежать и Беларуси. Но власти никак не решатся на этот очевидно не популярный у населения шаг.

 

Сразу после выборов Президент Беларуси заявил, что пенсионный возраст должен увеличиваться, но с учетом мнения людей: «Нам надо его повышать, но люди этого не хотят. Поэтому у нас в стране небольшие пенсии». Похожие слова мы услышали и от заместителя премьер-министра Натальи Кочановой: «Повышать пенсионный возраст нужно, но при условии, что люди выскажутся «за». Мне представляется, что к вопросу о повышении пенсионного порога в будущем мы придем так или иначе», и от министра труда и социальной защиты населения Марианны Щёткиной: «Мы все с вами прекрасно понимаем, что в какой-то перспективе все равно от этого никуда не уйдем. Но все это должно быть сделано при общественном обсуждении».

А пока власти думают, как организовать такое обсуждение, чтобы получить «правильный» результат, напомним, что женщины в Беларуси выходят на пенсию в 55 лет, а мужчины – в 60. При этом сейчас в стране более 2,5 млн. получающих трудовую пенсию (27% от населения, и этот процент неуклонно увеличивается), из которых более 600 тыс. продолжают работать. Средний размер пенсии по возрасту в декабре 2015 г. с трудом достиг уровня 2,9 млн. Br (увеличение в январе–ноябре 2015 г. на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.), что составляет чуть более 150 USD и около 60% от средней зарплаты.

Вместо «хирургических» мер по повышению пенсионного возраста в последние годы предлагаются различные менее радикальные механизмы, направленные на спасение бюджета Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), испытывающего с каждым годом все большие трудности. Первая (неудачная) попытка что-то поправить была предпринята в 2012 г., когда Указом от 18.03.2012 № 136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан» был установлен своеобразный «бонус» за отказ от получения пенсии при наступлении пенсионного возраста и продолжении работы. Но желающих воспользоваться такой возможностью нашлось немного. Следующим шагом стало ограничение по выплате пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, сокращение других социальных выплат и расширение базы обложения взносами в бюджет ФСЗН.

Ни одна из этих мер в отдельности, ни все они вместе не решали главной проблемы – усиливающейся нагрузки на пенсионную систему, вызванной негативным сочетанием демографических и социально-экономических факторов. Тогда власти предприняли еще один обходной маневр. В соответствии с Указом от 3.09.2013 № 389 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения и социального страхования» с 1 января 2014 г. право на трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет граждане получали только при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН не менее 10 лет. С той же целью еще через год был принят Указ от 8.12.2014 № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», согласно которому с 1 января 2015 г. право на трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет получали уже только те, кто имел стаж работы с уплатой взносов в ФСЗН не менее 15 лет. Часть норм Указа № 570 вступила в силу только теперь – с 1 января 2016 г.

Отчасти объявленной в преамбуле Указа № 570 цели – повышения уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих длительный стаж работы, и оптимизации пенсионных расходов – удалось добиться. Но отечественная экономика вступила в полосу рецессии, грозящей затянуться надолго. Ресурсов для повышения уровня пенсионного обеспечения, еще недавно шумно рекламировавшегося в числе главных преимуществ нашей социально-экономической модели, стало заметно меньше. А потому белорусы получили под новый год еще один «пенсионный» подарок. С 1 января 2016 г. вступил в силу Указ от 31.12.2015 № 534 «О вопросах социального обеспечения», целью которого провозглашается «адаптация социального обеспечения к изменяющимся социально-экономическим условиям».

Для ее достижения право на трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет с 1 января 2016 г. будет предоставляться только при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН не менее 15,5 лет. С 1 января 2017 г. этот стаж работы должен ежегодно (с 1 января) увеличиваться на 6 месяцев до достижения 20 лет. Соответственно, Указ № 389 и п. 2 Указа № 570, в которых был установлен иной минимальный период работы с уплатой взносов, утрачивают силу с 1 января 2016 г.

Данное нововведение касается пенсий по возрасту и за выслугу лет, предусмотренных ст.ст. 11–13, 15, 24, 47–492 Закона от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении», ст. 54 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» и ст.ст. 32 и 33 Закона от 6.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

Кроме того, Указом № 534 расширяется число плательщиков взносов в ФСЗН за счет иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся индивидуальными предпринимателями (ИП). Ранее такие лица согласно ч. 4 п. 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утв. Указом Президента от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение № 40), самостоятельно уплачивали обязательные страховые взносы на пенсионное и (или) социальное страхование в порядке, предусмотренном в Положении № 40, с даты подачи в органы ФСЗН соответствующего заявления. Теперь же Указом № 534 установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Беларуси или являющиеся ИП, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на условиях, установленных законодательством для белорусских граждан.

Заодно в соответствии с изменениями, внесенными в Положение № 40, плательщиками взносов в ФСЗН объявляются представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Беларуси. Им придется стать на учет в качестве плательщиков в органах ФСЗН по месту их нахождения со дня подачи соответствующего заявления с приложением необходимых документов.

Уточнено, что плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет ФСЗН не реже одного раза в квартал в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (последнее уточнение ранее отсутствовало).

Кроме того, работающим иностранным гражданам и лицам без гражданства больше не понадобится представлять заявление об уплате обязательных страховых взносов. Наниматели будут начислять их автоматически.

Вряд ли порадует пенсионеров еще одна норма Указа № 534, согласно которой перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике будет осуществляться на основании указов Президента не реже одного раза в год в пределах средств ФСЗН. В прошлые годы власти гораздо регулярнее индексировали пенсии по мере роста инфляции. Но теперь на подобные подарки ресурсов в казне явно нет.

Таким образом, увеличение пенсионного возраста, которым стращали население некоторые идеологи «социально ориентированной экономики», уже начинается. Причем без малейшего участия мифических либералов-реформаторов.

Александр ГАНАГО

 

Тем временем

В соответствии с Законом от 30.12.2015 № 339-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2016 год» на текущий год доходы ФСЗН запланированы в размере 123,35 трлн. Br. Большая часть этой суммы будет формироваться за счет взносов на государственное социальное страхование (115,26 трлн. Br), а 2,28 трлн. составят неналоговые доходы, в т.ч. 57 млрд. Br – штрафы и удержания.

Расходы фонда составят 121,2 трлн. Br, из которых почти 92,7 трлн. пойдет на выплату трудовых и прочих пенсий, 25,94 трлн. – на выплату разнообразных пособий, 306,05 млрд. – на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, а 438,8 млрд. Br – на финансирование деятельности ФСЗН, в т.ч. его материально-технического обеспечения.

Также данным Законом приостановлено действие на 2016 г. норм ряда нормативных актов, в т.ч. ч. 2 ст. 8 Закона «О пенсионном обеспечении», предусматривающей выплату социальных пенсий за счет средств республиканского бюджета, ч. 1 ст. 10 Закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» (в части финансирования расходов, связанных с выплатой пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей), ряда норм Закона «О занятости населения Республики Беларусь», касающихся финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения и финансирования расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения гражданами общеустановленного пенсионного возраста, за счет средств фонда занятости, норм подп. 1.10 ст. 44 Бюджетного кодекса в части финансирования пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, государственным служащим, лицам, имеющим право на пенсию за особые заслуги перед республикой и на социальную пенсию, ч. 2 ст. 4 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», согласно которой выплата пособий по материнству, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет лицам, на которых не распространяется государственное социальное страхование, а также пособий на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет производится за счет средств республиканского бюджета.

 

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by