Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
118,007.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Парламент одобрил проект бюджета и налоговые новации

Фото: house.gov.by

Палата представителей единогласно в первом чтении поддержала пакет бюджетно-налоговых законопроектов. Минфин пояснил источники финансирования планируемого дефицита. Рассказываем о важных для бизнеса новеллах в налоговой сфере.

Льготы будут отменять

Налоговая политика 2025 г. будет направлена на обеспечение устойчивого выполнения предусмотренных бюджетом расходных обязательств, сказано в заключении постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам к законопроекту «Об изменении законов», которым вносятся изменения в Налоговый кодекс.

В целях консолидации доходов бюджета планируется увеличение ставок акцизов на табачные изделия и алкогольную продукцию, а также индексация налоговых ставок, выраженных в абсолютных величинах, на прогноз инфляции. В частности, на прогнозный уровень инфляции будут проиндексированы ставки земельного налога, налога на недвижимость, экологического налога.

Нормы законопроекта предполагают, что налоговая нагрузка 2025 г. составит 24,6% к ВВП.

При этом законопроект содержит некоторые важные новации, а именно отмену некоторых льгот, которые государство посчитало малоэффективными.

Так, льготные ставки по налогу на прибыль, установленные в отношении дивидендов в размере 6%, отменяются с 2026 г., 0% – с 2028 г. Сейчас, как известно, в законодательстве предусмотрены нормы, позволяющие собственникам бизнеса получать дивиденды с учетом льготных ставок налогообложения в тех случаях, когда прибыль не распределялась подряд в течение трех или пяти предшествующих лет.

Государство пришло к выводу, что положительного эффекта для экономики данные льготы не приносят, поскольку собственники бизнеса зачастую хранят накопленную прибыль (до льготного распределения) в банках, а не реинвестируют ее.

«Основная причина отмены льгот – не отмечается заметного эффекта для инвестиций, т.к. средства по факту не реинвестируются, а распределяются преимущественно в пользу физических лиц в повышенных размерах», – пояснил депутатам Палаты представителей министр финансов Юрий Селиверстов необходимость вышеназванных налоговых новелл.

Антиуклонительные нормы

Наряду с отменой вышеназванных льгот законопроект, предполагающий налоговые новации, преду­сматривает также дополнительные нормы, пресекающие возможность неуплаты налогов.

В частности, для недопущения схем по уклонению от налогов расширяется перечень критериев, согласно которым затраты (учитываемые при налогообложении) признаются необоснованными.

В законопроект, в частности, планируется внести норму: «экономически обоснованными затратами не могут быть признаны расходы по выплатам, связанным с предоставлением взаимозависимым лицом персонала организации и осуществляемым после заключения такой организацией трудового договора с работником».

Еще одна новация, направленная на предотвращение схем, связанных с минимизацией налоговых платежей, касается займов.

Законопроект предусматривает, что не будут учитываться при налогообложении прибыли отрицательные курсовые разницы по займам, обязательство по которым выражено в валютном эквиваленте.

По данным Минфина, переоценка данных займов позволяла минимизировать налоговые платежи, поэтому в законопроект включена вышеупомянутая норма, по сути являющаяся антиуклонительной.

Депутаты Палаты представителей поддержали в первом чтении изменения в налоговое законодательство, в т.ч. вышеперечисленные нововведения.

Приоритеты бюджета

Наряду с изменениями в НК депутаты также одобрили в первом чтении и законопроект «О республиканском бюджете на 2025 год».

Расходы по проекту бюджета на 2025 год определены в сумме 50,3 млрд руб., что на 12% больше к ожидаемому исполнению в 2024 г. Значительная часть госрасходов будет связана с оплатой труда бюджетников, финансированием образования и здравоохранения, а также с выплатами по госдолгу.

Расходы на обслуживание госдолга оцениваются в 2025 г. в 4,7 млрд руб., на его погашение потребуется направить 10,6 млрд руб., рассказал Ю. Селиверстов, выступая в Овальном зале. В т.ч., уточнил он, погашение валютного госдолга составит 2,9 млрд USD.

Наибольшие объемы выплат приходятся на Правительство РФ и российские банки. Предполагается, сообщил министр финансов, провести работу по рефинансированию долговых обязательств. Кроме того, государство планирует привлекать ресурсы на внутреннем рынке на сумму 330 млн USD в эквиваленте.

Доходы, согласно проекту респуб­ликанского бюджета на 2025 год, определены в размере 45,8 млрд руб., что на 8,1% выше оценки поступлений в 2024 г. Основными источниками налоговых доходов бюджета станут НДС, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

Дефицит республиканского бюджета, согласно законопроекту, определен в размере 4,5 млрд руб. (1,6% ВВП). Если такой дефицит сложится, то профинансировать его планируется за счет привлечения внешних госзаймов, а также за счет остатков средств республиканского бюджета.

Следует отметить, что на 2023–2024 гг. республиканский бюджет также планировался с заметным дефицитом (с учетом консервативного взгляда Минфина на поступление доходов). Однако благодаря рос­ту экономики и доходов бюджета в 2023 г. республиканский бюджет удалось исполнить с профицитом в размере свыше 700 млн руб.

В октябре глава Минфина, выступая в парламенте, предположил, что в 2024 г. бюджет будет исполнен либо с небольшим, либо с нулевым дефицитом.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by