Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №89(2586) от 25.11.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4161
EUR:
2.4939
RUB:
3.9936
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
25.03.2016 19 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе алкогольных напитков

В большинстве государств реклама алкогольных напитков и пива ограничена или вовсе запрещена. Существенные ограничения для такого типа рекламы установлены и в нашей стране, а за их игнорирование законодательством предусмотрена административная ответственность.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим производство и размещение (распространение) рекламы на территории республики, является Закон от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон № 225-З). Согласно ст. 2 Закона № 225-З реклама – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 225-З его действие распространяется на отношения, возникающие между госорганами, иными организациями, гражданами Беларуси, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее, если иное не предусмотрено Законом № 225-З, – организации и (или) граждане) в процессе производства и (или) размещения (распространения) рекламы на территории Беларуси.

Статьей 31 Закона № 225-З установлено, что за нарушение законодательства о рекламе организации и граждане несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков установлена ч.ч. 1 и 2 ст. 12.26 КоАП. Так, согласно ч. 1 ст. 12.26 КоАП за нарушение ИП или должностным лицом юридического лица установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков, выразившееся в ее размещении (распространении) в местах, где оно запрещено, либо с нарушением предусмотренных законодательными актами требований к содержанию рекламы этих напитков и пива предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин (БВ).

Прежде всего необходимо определить, какие именно напитки имеются в виду в ч. 1 ст. 12.26 КоАП.

Согласно ст. 2 Закона от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» алкогольные напитки – это водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов.

Пиво – это напиток, получаемый путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами, с объемной долей этилового спирта 0,5 и более процента (ст. 1.3 КоАП).

Слабоалкогольный напиток – это напиток (за исключением кисломолочных напитков, кваса и пива) с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7% (ст. 2 Закона № 225-З, ст. 1.3 КоАП).

Реклама алкогольных напитков

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона № 225-З запрещается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков:

– на радио и телевидении;

– в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта;

– в аэропортах, портах, на вокзалах, остановочных пунктах общественного транспорта, станциях метрополитена;

– на транспортных средствах, в т.ч. находящихся в личном пользовании граждан;

– на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы;

– на первых и последних страницах газет либо на первых и последних страницах или обложках журналов, других периодических изданий;

– в изданиях, СМИ, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;

– на товарах спортивного назначения и (или) игрушках.

Кроме того, ст. 17 Закона № 225-З установлены дополнительные требования к содержанию рекламы алкогольных напитков. Такая реклама не должна:

– содержать информацию о физических, химических и иных потребительских свойствах алкогольных напитков, их цене, изображение алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки), наименование видов указанных напитков, за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) в местах продажи алкогольных напитков и на сайтах их производителей в сети Интернет;

– использовать образы людей или животных, в т.ч. рисованные, мультипликационные (анимационные), за исключением использования таких образов в товарных знаках, используемых для обозначения алкогольных напитков;

– использовать образы, высказывания, внушающие, что потребление алкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека;

– иметь изображение или текст, призывающие к употреблению данных напитков.

 Реклама алкогольных напитков должна содержать предупредительную надпись о вреде их чрезмерного употребления, которая должна занимать не менее 10% площади рекламы и в мультимедийной рекламе размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы. Данное требование не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) в местах производства алкогольных напитков, а также на выставочном оборудовании в местах проведения специализированных выставок этих напитков.

Пример 1. В редакцию одного из СМИ Минска обратился читатель, который усомнился в правомерности размещения рекламы в одном из столичных магазинов – изображена бутылка водки и указано наименование продукта.

Однако, как пояснили в отделе по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома, изображение тары не является нарушением, поскольку реклама размещена в местах продаж.

Определения некоторых терминов, установленных ст. 17 Закона № 225-З, приводятся в Положении о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы алкогольных напитков в средствах массовой информации, утв. постановлением Совмина от 12.11.2007 № 1497.

Так, согласно п. 2 указанного документа образы людей или животных – это изображение людей, животных, а также литературных и иных персонажей, созданных по подобию людей, животных, за исключением изображения людей, животных, указанных персонажей на товарных знаках и (или) знаках обслуживания, зарегистрированных для обозначения алкогольных напитков. Изображение потребительской тары (упаковки) алкогольных напитков – это изображение тары (упаковки), предназначенной для продажи и (или) потребления алкогольных напитков, а также изображение иных предметов, не предназначенных для продажи и (или) потребления алкогольных напитков, но имитирующих внешний вид такой тары (упаковки), за исключением изображения потребительской тары (упаковки) на товарных знаках и (или) знаках обслуживания, зарегистрированных для обозначения алкогольных напитков.

Пиво и слабоалкогольные напитки

Статьей 18 Закона № 225-З запрещается размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков:

– на радио и телевидении с 7.00 до 22.00;

– в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта;

– в аэропортах, портах, на вокзалах, за исключением расположенных на их территории стационарных торговых объектов общественного питания;

– на остановочных пунктах общественного транспорта, станциях метрополитена;

– на транспортных средствах, в т.ч. находящихся в личном пользовании граждан;

– на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы;

– на первых и последних страницах газет либо на первых и последних страницах или обложках журналов, других периодических изданий;

– в изданиях, СМИ, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.

Однако перечисленные требования не распространяются на рекламу пива, содержащую исключительно информацию о производителях пива, в т.ч. их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива, за исключением такой рекламы в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения.

Также запрещается размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков:

– использующей образы людей или животных, в т.ч. рисованные, мультипликационные (анимационные), за исключением использования таких образов в зарегистрированных товарных знаках, используемых для обозначения пива;

– использующей образы, высказывания, внушающие, что потребление пива или слабоалкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека;

– использующей образы, высказывания, создающие впечатление о том, что пиво или слабоалкогольные напитки безвредны или полезны для здоровья либо являются одним из способов утоления жажды;

– призывающей к употреблению пива или слабоалкогольных напитков либо дискредитирующей воздержание от их употребления.

Реклама пива и слабоалкогольных напитков также должна содержать предупредительную надпись о вреде их чрезмерного употребления, которая должна занимать не менее 10% площади рекламы и в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе размещаться (распространяться) на протяжении всего времени сюжета, а в рекламе на радио – озвучиваться. В то же время требование об указании предупредительной надписи не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) в местах производства пива и слабоалкогольных напитков, на выставочном оборудовании в местах проведения специализированных выставок этих напитков, а также на рекламу, содержащую исключительно информацию о производителях пива, в т.ч. их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива.

Ответственность за «приманку»

Частью 2 ст. 12.26 КоАП определена ответственность за нарушение ИП или должностным лицом юрлица установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков, выразившееся в использовании при организации и проведении гуманитарных мероприятий наименований видов и торговых марок алкогольных напитков, бесплатном (безвозмездном) распространении алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в т.ч. в предоставлении более 5 л таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари, либо в организации и проведении таких мероприятий в целях стимулирования реализации алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков. Санкция статьи предусматривает наложение штрафа в размере от 50 до 100 БВ.

Пример 2. При проведении КГК проверки сайтов заведений общепита в рамках контроля за соблюдением законодательства в сфере рекламы алкогольных напитков и пива были установлены нарушения законодательства.

Так, например, один из столичных ресторанов привлекал любителей футбола возможностью купить во время просмотра матчей первые 50 бокалов пива с 30-процентной скидкой. На сайте другого пивного ресторана анонсировали 20-процентную скидку на зарубежное пиво.

Подобные маркетинговые ходы, как подчеркнули в КГК, являются незаконными.

В то же время КГК обратил внимание, что самым распространенным нарушением для заведений общепита является размещение на сайтах заведений информации про алкоголь с указанием ценников. Некоторые рестораторы также описывают потребительские свойства спиртных напитков и сопровождают описания фотографиями.

Согласно п. 5 ст. 17 Закона № 225-З при организации и проведении культурных, образовательных, спортивных и других гуманитарных мероприятий запрещается размещение (распространение) рекламы, содержащей наименования видов и торговые марки алкогольных напитков. В соответствии с п. 2 ст. 17 и п. 2 ст. 18 Закона № 225-З запрещаются организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков.

Субъектам хозяйствования необходимо учитывать, что наличие не только в рекламе, но и, например, в ценниках на алкогольные напитки, слабоалкогольные напитки и пиво информации о снижении цены, скидках, акциях или распродажах будет являться мероприятием в целях стимулирования реализации таких напитков. Применение таких маркетинговых ходов не допускается.

Кроме того, запрещается бесплатное (безвозмездное) распространение алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в т.ч. предоставление более 5 л таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари.

Постановлением Совмина от 17.02.2003 № 193 утверждено Положение о порядке проведения дегустаций алкогольных напитков и (или) пива в маркетинговых целях, действующее сегодня в редакции постановления от 10.09.2012 № 838. Согласно п. 2 этого документа дегустация алкогольных напитков и (или) пива в маркетинговых целях – это бесплатное (безвозмездное) предоставление юридическими лицами и ИП алкогольных напитков и (или) пива участникам дегустации для органолептической оценки качества и внешнего оформления указанных напитков и (или) пива в целях изучения потребительского спроса для их дальнейшей реализации. При этом организатором дегустации является владелец алкогольных напитков и (или) пива либо уполномоченное им юридическое лицо, индивидуальный пред­приниматель.

Субъектам хозяйствования необходимо учитывать, что при проведении дегустации на специализированных выставках и ярмарках, на которых представляются (предлагаются к продаже) алкогольные напитки и (или) пиво, организатор дегустации должен представить городскому (кроме Минского городского), районному исполкому, местной администрации района в г. Минске по месту нахождения торговых объектов, объектов общественного питания не позднее чем за 10 календарных дней до начала проведения дегустации предусмотренные этим нормативным актом документы.

Не прятаться под «зонтиками»!

Законом от 10.07.2015 № 285-З были внесены изменения и дополнения в Закон № 225-З, согласно которым запрещается реклама так называемых зонтичных брендов производителей алкогольной продукции.

В частности, ч. 1 п. 3 ст. 10 новой редакции Закона № 225-З установлено, что реклама, сходная с рекламой алкогольных напитков, не допускается в местах, в которых в соответствии с Законом № 225-З и актами Президента запрещается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков, а также при организации и проведении культурных, образовательных, спортивных и других гуманитарных мероприятий.

Реклама, сходная с рекламой алкогольных напитков, допускается, если она представляет собой информацию об организации, гражданине, производственном объекте, торговом объекте или ином объекте обслуживания и размещается (распространяется) на вывеске или указателе либо представлена в форме интервью о деятельности организации или гражданина.

Изображение товара или его потребительской упаковки, тождественное или сходное до степени смешения с изображением алкогольных напитков или их потребительской упаковки, допускается в социальной рекламе.

Процессуальные особенности

В заключение отметим, что субъектом административного правонарушения по ч.ч. 1 и 2 ст. 12.26 КоАП являются ИП или должностное лицо юридического лица.

В соответствии со ст. 3.30 ПИКоАП протоколы об административных правонарушениях по ст. 12.26 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

– органов внутренних дел;

– областных исполкомов и Мингорисполкома;

– районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах;

– органов КГК;

– налоговых органов;

– органов Минторга.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.26 КоАП, рассматриваются:

– единолично судьей районного (городского) суда;

– органами КГК (если протоколы об административных правонарушениях составлены должностными лицами КГК);

– налоговыми органами (если протоколы об административных правонарушениях составлены должностными лицами налоговых органов).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений