Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Кадры
08.06.2021 9 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №42 (2439) от 08.06.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отток кадров в госсекторе замедлился, но положение сложное

Фото: freepik

Специфическая особенность белорусской экономики – высокий удельный вес предприятий с государственным участием. На долю госсектора приходится более 72% промышленного производства, 44% численности работников и 51,3% всех капитальных вложений. Именно поэтому мы решили посмотреть, что происходило на госпредприятиях в I квартале 2021 г.

 

Ситуация с кадрами и зарплатой остается пессимистичной

На 1 апреля 2021 г. в частичной либо полной собственности государства находились 3189 организаций, которые обеспечивали работой 1272,8 тыс. человек, или 44,1% среднесписочной численности наемных работников, занятых в белорусской экономике. По сравнению с предыдущим кварталом в госсекторе появилось 17 новых организаций, а численность работников выросла на 33,5 тыс. человек.

Любопытно, что в разрезе видов экономической деятельности прирост пришелся не на промышленность, которая стала главным драйвером экономического роста в 2021 г., а на финансы и страхование и строительство. Именно в финансовом секторе появилось 15 новых организаций, а численность работников сегмента прибавила 31,4 тыс. человек. Еще 9,4 тыс. человек нашли работу в строительной отрасли несмотря на то, что в 2021 г. этот вид экономической деятельности будет, похоже, в числе наиболее отстающих.

Что касается промышленности, то, как и 3 месяца назад, здесь трудятся 556 тыс. человек – в настоящее время наблюдается замедление оттока кадров на фоне восстановления спроса на товары белорусского производства и возврата ряда белорусских предприятий к работе на полную производственную мощность. А вот сельское хозяйство продолжает терять кадры – за последний квартал средняя численность уменьшилась на 2,4 тыс. работников.

Чем вызван такой взрывной рост численности работников госсектора в финансовой отрасли (с 13 799 до 45­ 202 чел. – более чем в 3 раза), объяснить сложно, однако с высокой степенью вероятности можно предположить, что это разовый фактор, не имеющий под собой достаточно устойчивой основы. По­этому представляется, что тенденция к сокращению численности возобновится уже во II–III кварталах 2021 г.

Что касается средней зарплаты по организациям госсектора, то она по-прежнему отстает от средней по стране. Так, средняя зарплата в республике за январь-март 2021 г. составила 1321,6 руб., в госсекторе за тот же период работники заработали 1239,3 руб. При этом темпы роста зарплат остаются сопоставимыми, т.е. догнать средний показатель по стране организации госсектора пока не в состоянии.

Впрочем, средние зарплаты довольно сильно отличаются по отраслям. Больше медианного значения по стране получают работники горнодобывающей промышленности (2231,2 руб.), нефтепереработки (2108,3 руб.), химической промышленности (2199,5 руб.), финансового сектора (2118,5 руб.). Самые низкие зарплаты демонстрируют сельское хозяйство (839,9 руб.), легкая промышленность (881,8 руб.), образование (1021,7 руб.), здравоохранение (1097,4 руб.). Наиболее высокие темпы роста средней зарплаты за последние 3 месяца отмечены в финансовом секторе (с 1605,8 до 2118,5 руб., +32%), самое большое сокращение средней зарплаты наблюдается в строительной отрасли (с 1236,6 до 1154,1 руб., –6,7%).

Как видим, и здесь выделилась финансовая отрасль, где средние зарплаты выросли на 30%. В целом же госсектор по зарплатам продолжает отставать от средних значений по стране, что свидетельствует о том, что именно государственные, а не частные предприятия сдерживают рост зарплат.

 

Инвестиции, капзатраты и господдержка

Одной из основных экономических составляющих текущей пятилетки, по планам правительства, должен стать новый инвестиционный цикл. Однако статистика свидетельствует, что инвестиции в основные средства госпредприятий остаются довольно скромными – 3265,71 млн руб. Это 19,4% от значения прошлого года (16 812 млн руб). С другой стороны, времени, чтобы существенно нарастить темпы освоения средств, предназначенных для затрат капитального характера, еще достаточно, так что выводы по данному направлению пока делать рано. Любопытно, что в разрезе отраслей наибольший объем инвестиций приходится на энергетику (408 млн руб.) и операции с недвижимым имуществом (504,7 млн руб.) – на эти две отрасли пришлось более 1/4 всех капитальных затрат госсектора.

Несмотря на то что спрос на продукцию промышленного производства начал восстанавливаться, выделение господдержки продолжает оставаться вопросом дальнейшего существования для целого ряда предприятий, а когда приходит время возврата господдержки, разрабатываются механизмы, позволяющие эти средства не возвращать.

Примером может стать постановление Совмина от 02.06.2021 № 301 «Об увеличении (образовании) доли Республики Беларусь в уставных фондах акционерных обществ», в соответствии с которым взамен помощи на общую сумму 126,54 млн руб. предусматривается увеличение госдоли на сумму дополнительно выпущенных акций, что фактически означает, что предприятиям не надо будет возвращать эти деньги в бюджет.

Государство же фактически ничего не получает от обмена поддержки на акции дополнительного выпуска, т.к. во всех данных компаниях оно и так было основным собственником, в большинстве случаев с долей 100%. Так что данный механизм есть не что иное, как еще один способ списания предоставленной ранее государственной поддержки.

 

Прибыль есть, ситуация с расчетами остается сложной

Как показывает статистика по финансовому состоянию организаций отрасли, постоянные капитальные инвестиции не дают ожидаемого эффекта. Рентабельность реализации организаций сектора по-прежнему остается невысокой – 8,4%, что ниже, чем среднее значение по стране в целом (9,6%). Чистая прибыль госсектора по итогам I квартала 2021 г. сложилась выше, чем за весь прошлый год, – 1552,9 против 242 млн руб., однако сравнивать лучше по итогам всего года в целом с результатами доковидного 2019 г. Отдельно отметим результат энергетики (402 млн руб.) и сектора информации и связи (184,6 млн руб.), которые обеспечили более трети всей полученной госсектором прибыли.

В то же время следует учитывать, что в 2019–2020 гг. государство предоставило предприятиям реального сектора беспрецедентные возможности по нивелированию негативных факторов методами бухгалтерского учета. Это возможность перенесения на будущие периоды курсовых разниц, возникших в 2020 г. (Указ от 12.05.2020 № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств»), а также право неначисления амортизации (постановление Совмина от 15.04.2020 № 229 «О неначислении амортизации основных средств и нематериальных активов в 2020 году»). В свете этих национальных особенностей учета размер прибыли, полученный организациями, окончательно утрачивает роль маркера при анализе финансовой устойчивости предприя­тий. Гораздо более надежным способом оценки является ситуация с расчетами.

И несмотря на рост чистой прибыли, ситуация с расчетами в госсекторе продолжает оставаться сложной. На долю предприятий сегмента приходится 56,9% общей выручки в стране, однако их составляющая в просроченных дебиторской и кредиторской задолженностях равна 78% и 71,9% соответственно, а размер просроченной задолженности по кредитам и займам достиг 75%.

Основной объем всех видов задолженности сосредоточен в предприятиях Минска, Минской и Гомельской областях – на эти регионы приходится более 2/3 всего объема задолженности каждого вида. То есть предприятия госсектора прочно застряли в цепочке неплатежей, а развитие сдерживается недостаточным размером оборотного капитала, из-за чего их дальнейшая работа часто напрямую зависит от возможности привлечения нового кредита.

***

Несмотря на прогнозируемое восстановление экономики, положение госсектора остается непростым. Отметим: рост спроса на отдельные товары промышленного производства, благоприятная конъюнктура для экспорта привели к замедлению снижения оттока кадров, хотя зарплаты в секторе по-прежнему отстают от средних значений по стране. Резкий рост численности работников и количества организаций наблюдается в финансовом секторе, однако вряд ли эти изменения смогут преломить сложившуюся тенденцию – мы ожидаем, что во II–III кварталах отрицательная динамика по численности работников проявитcя вновь.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by