$

2.4214 руб.

2.7311 руб.

Р (100)

3.4359 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Итоги

Отток кадров, убытки и проблемы с расчетами. Как госсектор справляется с последствиями кризиса

12.06.2020
Отток кадров, убытки и проблемы с расчетами. Как госсектор справляется с последствиями кризиса
Фото: Jon Tyson/unsplash

Учитывая влияние, оказываемое госсектором на состояние белорусской экономики, мы всегда уделяли большое внимание статистике, публикуемой по данной теме, – как в разрезе отдельных отраслей, так и по всему сегменту госсектора в целом.

В статье «Неожиданная статистика по белорусскому госсектору» мы рассказывали об интересных тенденциях, которые сложились в 2019 году в отношении предприятий, частично или пол­ностью принадлежащих государству. Это уменьшение их общей численности, сокращение количест­ва работников, занятых в госсекторе, увеличение объемов инвестиций, несоразмерное сумме получаемой прибыли. Свежий обзор Белстата позволяет оценить, как изменились эти тенденции в январе-марте 2020 г. в условиях снижения темпов экономического роста и эпидемии коронавируса.

 

Отток кадров в госсекторе усилился

По состоянию на 1 апреля 2020 г. к предприятиям госсектора относились 3220 юридических лиц со средней списочной численностью работников 1252,8 тыс человек. Если сравнить эти значения с данными на начало года, мы увидим, что пред­приятий госсектора стало меньше – также как и работников. Если за весь 2019 год численность предприятий, частично или полностью принадлежащих государству, сократилась на 117, то по итогам первых 3 месяцев 2020 г. из списков исчезло 55 юридических лиц. То же самое с численностью работников: в 2019 году количество занятых в секторе снизилось на 48,5 тыс. человек, в январе-марте 2020 г. – на 24,2 тыс. Аут­сайдерами по сохранению численности работников в очередной раз оказались предприятия промышленности (–13,3 тыс. чел.) и сельского хозяйства (–8,3 тыс. чел.). В разрезе областей больше всего работников потеряли государственные предприятия Минской области – 7 тыс. чел., в то время как в остальных областях снижение численности варьируется в пределах 2–3,5 тыс. чел. в зависимости от области.

Таким образом, уже по результатам I квартала видно, что тенденция к сокращению численности пред­приятий госсектора и их работников усилилась. Впрочем, это не обязательно означает ликвидацию предприятий и увольнение работников. Сокращение может происходить в результате реорганизаций или других способов преобразования организационно-правовой структуры предприятий, например, вследствие образования холдингов. Точно так же сокращение численности занятых можно объяснить выходом работников на пенсию. Однако даже если это так, то непонятно почему на освобождающиеся рабочие места не приходят новые люди. Ответ может скрываться в статистике по заработной плате.

Средняя начисленная заработная плата на предприятиях госсектора по итогам I квартала 2020 г. составила 1076,6 руб., что по-прежнему меньше, чем по всей стране в целом (1163,9 руб.). При этом относительно про­шлого года зарплаты выросли только на 0,5%.

Если учесть, что официальное значение инфляции за январь-март 2020 г. составило 3,3%, можно констатировать: зарплаты в госсекторе в реальном выражении начинают снижаться.

Для сравнения: в прошлом году средняя начисленная зарплата по госсектору выросла на 10,3%, значительно опережая значение инфляции. Особенно заметно в прошлом году прибавили зарплаты в сельском хозяйстве (+16%), образовании (+16,5%), строительстве (+18,3%). В I квартале 2020 г. возможности для дальнейшего роста зарплат оказались исчерпаны. Интересно, что Минская область – единственная среди всех регионов – показала снижение размера начисленной зарплаты. Если в 2019 году она составила 1127 руб., то по итогам I квартала 2020 г. она скорректировалась до 1105,7 руб. (–1,8%).

 

Карета все больше превращается в тыкву 

Причину снижения зарплат на предприятиях госсектора необходимо искать в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Как мы неоднократно писали, зарплаты в госсекторе росли исключительно административно, в отрыве от динамики производительности труда, что повышало итоговую себестоимость белорусских товаров и услуг и в перспективе снижало запас финансовой прочности предприятий. С другой стороны, руководителей предприятий госсектора можно понять: как по другому конкурировать за кадры с частным сектором и препятствовать трудовой миграции в отраслях, где проблема оттока квалифицированных кадров стояла особенно острой (например, в строительстве). Однако искусственный рост привел к тому, что запас финансовой прочности предприятий госсектора – и без того небольшой – снизился еще больше.

Если сравнить размер выручки, которую государственные предприятия заработали в I квартале 2020 г., с данными за аналогичный период прошлого года, разница будет не такой большой – 32 260 млн руб. против 33 673 млн руб. годом ранее, т.е. на 1413 млн руб., или на 4,2% меньше. Однако по конечному финансовому результату предприятия госсектора в январе-марте 2020 г. получили 5368 млн руб. убытка вместо 2058 млн руб. прибыли в I квартале 2019 г. Таким образом при сокращении общего размера выручки на 1413 млн руб. конечный финансовый результат предприятий госсектора ухуд­шился на 7426 млн. Иначе как низкой операционной эффективностью и работой на склад такие финансовые результаты никак не объяснить.

Большую часть убытка принесли предприятия Гомельской (–1175 млн руб.) и Гродненской (–2807 млн руб.) областей. В разрезе видов экономической деятельности наибольшие убытки принесли предприятия, занятые в отраслях строительства (–2322 млн руб.), деревообработки (–887 млн руб.), производстве резиновых и пластмассовых изделий (–623 млн руб.). В отдельных отраслях – легкой промышленности, деревообработке, производстве резиновых и пластмассовых изделий, производстве фармацевтической продукции – количество убыточных предприятий уже превысило 40%. 

 

Главные неплательщики белорусской экономики

Еще одна характерная особенность госсектора – тяжелое состояние с финансовыми расчетами.

По состоянию на 1 апреля 2020 г. на государственные предприятия приходится 76,4% всей просроченной дебиторской задолженности (6330 млн руб.), 70% просроченной кредиторской задолженности (5685 млн руб.), 82,2% просроченной задолженности по кредитам и займам (2347 млрд руб.). Особенно сложно ситуация выглядит в Гомельской и Гродненской областях, где на государственные предприятия приходится более 80% всей просроченной кредиторской задолженности и более 90% задолженности по кредитам и займам.

Несмотря на проблемы с текущей деятельностью, предприятия государственного сектора продолжают осуществлять масштабные инвестиционные программы. Совокупные инвестиции государственных пред­приятий в основной капитал в I квартале 2020 г. составили 3360 млн руб., что на 12% больше, чем за такой же период прошлого года. Похоже, кризис объемным инвестициям в нашей стране не помеха, хотя первое, что сокращают компании во всем мире в таких условиях, – это капитальные затраты. 54% этих средств потрачены на строительно-монтажные работы, 32,5% – на приобретение машин и оборудования. В разрезе областей высокими капитальными затратами выделились Гомельская (648 млн руб.) и Минская (741 млн руб.) области, которые освоили более 40% общего объема капитальных вложений.

Оценить эффективность этих инвестиций трудно – как мы видели, новые рабочие места не появляются, рентабельность реализации сокращается, про­сроченная задолженность сохраняется на прежнем уровне. Одно мы можем сказать точно: такие масштабные инвестиции вряд ли обошлись без увеличения общей долговой нагрузки предприятий госсектора, которая по данным Нацбанка с начала года выросла на 2,3 млрд руб. и на 1 мая составила 21,1 млрд руб. Как предприятия смогут погасить такой большой долг с учетом их текущего финансового положения – большой вопрос, который пока остается без ответа. Полагаем, что сложившиеся тенденции – сокращение численности работников, ухудшение финансового положения, рост капитальных затрат – и дальше будут определять состояние предприятий госсектора.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК


***
Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы
Реклама