Оценка бизнеса: когда, как и зачем ее проводить

Вопреки распространенному мнению, оценка бизнеса нужна не только тем, кто собрался его продавать. Определив стоимость имущества, его владелец может, например, с большей уверенностью принимать те или иные управленческие решения. В агентстве «Бизнес Квартал», которое специализируется на покупке и продаже готового бизнеса, на инвестиционной деятельности, рассказали, когда, как и зачем нужно проводить оценку бизнеса.
В компании отмечают, что спрос на эту услугу в Беларуси растет. Лидирует по понятным причинам Минск. Как показывает практика, предприниматели обращаются за оценкой, если хотят продать бизнес целиком или частично, оформить кредит под залог компании, застраховать имущество. Необходимость в оценке бизнеса возникает также при выпуске в обращение эмиссионных ценных бумаг, реорганизации коммерческой недвижимости, ликвидации предприятия. Кроме того, проверить стоимость компании не помешает, если владельцу предстоит раздел имущества по семейным делам.
Существуют три основных метода оценки бизнеса.«Знать стоимость бизнеса – значит понимать, насколько ценным он является на рынке. А от этого уже напрямую зависит стратегия развития компании, нужно ли продолжать работать в выбранном направлении или необходимо подкорректировать его», – отмечают специалисты «Бизнес Квартала».
Сравнительный: специалисты проводят сравнительную характеристику разных вариантов бизнеса в смежной области. Стоимость компании определяется в зависимости от того, за какую цену продаются компании-конкуренты.
Затратный: предполагает оценку компании с точки зрения издержек. Рассчитывается объем денежных средств, которые будут потрачены на покупку подобного объекта собственности. Данный подход чаще всего применяют для бизнесов, которые пока или уже не приносят стабильных доходов: организация создана недавно либо находится в процессе ликвидации.
Доходный: цена компании здесь напрямую зависит от выручки. Помогает сделать прогноз эффективности функционирования стабильного предприятия и уровень доходов от его использования в долгосрочной перспективе.
Таким образом, достоверная аналитическая проверка стоимости бизнеса позволяет определить активы и пассивы компании, оценить ее экономическое положение на данном этапе и в будущем, а также наметить перспективы роста. Все потому, что в расчет берутся не только активы предприятия, но и его успешность в текущий момент, прогноз эффективности, возможность совершенствования и улучшения финансовых показателей. Учитываются также возможные риски компании-клиента.
Ранее «ЭГ» писала о корпоративных процедурах с привлечением оценщика. В одних случаях это является обязанностью, установленной законодательством, в других – необязательным, но полезным действием.
Так или иначе, но в идеале оценка призвана помочь бизнесу работать эффективнее, грамотно провести реорганизацию или налоговую оптимизацию, четко определить кредитоспособность предприятия.