Относится ли должность главного бухгалтера к работникам государственных органов
В редакцию поступило письмо читателя с просьбой разобраться в «тупиковой», как в нем было сказано, ситуации. Дело в том, что главный бухгалтер сельского исполкома самостоятельно подготовила обоснование того, что ее должность не относится к категории работников централизованной бухгалтерии и может быть включена в категорию работников, обеспечивающих деятельность государственных органов. Но мнения комитета по труду, занятости и социальной защите и районного исполкома на этот счет разошлись.
Приводим письмо читателя с минимальными редакторскими правками.
Работаю в сельском исполкоме в должности главного бухгалтера. На сегодня моя зарплата ничтожна мала. Условия оплаты труда работников (в т.ч. главного бухгалтера) централизованных бухгалтерий при исполкомах поселковых и сельских Советов депутатов (далее – централизованные бухгалтерии) определены постановлением Минтруда от 31.01.2000 № 12. При утверждении штатного расписания главному бухгалтеру в полной мере предоставлены все возможные повышения и надбавки к тарифной ставке. Возможности корректировки зарплаты в сторону увеличения нет.
Однако, согласно Перечню должностей (профессий) работников, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, и соответствующих этим должностям (профессиям) тарифных разрядов, утв. постановлением Совмина от 6.05.2017 № 334 (далее – постановление № 334), должность «главный бухгалтер» является должностью работника, осуществляющего обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов (далее – работники, обеспечивающие деятельность госорганов). Трудовые функции работников, обеспечивающих деятельность госоргана, определены подп. 1.11 п. 1 постановления Совмина от 19.03.2018 № 203 (далее – постановление № 203), к которым относятся и трудовые функции по ведению бухгалтерского учета и отчетности. В случае отнесения главного бухгалтера к работникам, обеспечивающим деятельность госоргана, оплата его труда будет производиться в соответствии с постановлением № 334. Отнесение главного бухгалтера сельского исполкома к работникам, обеспечивающим деятельность госоргана, в пределах установленной численности производится руководителем госоргана, т.е. председателем сельского исполкома.
Согласно законодательству централизованные бухгалтерии – самостоятельные структурные подразделения, созданные при госорганах, бюджетных организациях, отделах (управлениях) органов местного управления и самоуправления по отраслевому (ведомственному) признаку, осуществляющие ведение бухучета исполнения смет расходов по бюджету, смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевым средствам, иным источникам соответствующих бюджетных организаций. То есть при централизации учета все учетные работы (обработка первичных документов, организация аналитического и синтетического учета, составление сводной отчетности и баланса) сосредоточены в центральной бухгалтерии. А так как существуют обособленные бухгалтерии (городского и сельских исполнительных комитетов), которые у себя осуществляют основные функции учета и составление отчетности, на основании которой потом составляются сводная отчетность и баланс в целом, то целесообразно считать централизованной ту бухгалтерию, куда поступает отчетность от этих обособленных бухгалтерий.
В нашем сельском исполнительном комитете форма организации работы децентрализованная, и не осуществляется ведение бухгалтерского учета соответствующих бюджетных организаций. А значит, и должность главного бухгалтера неверно отнесена к категории работников централизованной бухгалтерии.
Вопросы.
1. На основании каких нормативных документов и по каким критериям должность главного бухгалтера относится (или не относится) к категории работников централизованной бухгалтерии?
2. Каким образом и на основании каких нормативных документов утверждается структура и распределяется численность работников исполкома?
3. Есть ли возможность (какая) исключить должность главного бухгалтера из категории работников централизованной бухгалтерии и включить в категорию работников, обеспечивающих деятельность госоргана?
Согласно подп. 1.10 п. 1 постановления Совмина от 22.04.2013 № 306 «О порядке и условиях создания структурных подразделений в государственных органах и иных государственных организациях» в государственных органах в целях обеспечения их деятельности и технического обслуживания могут создаваться службы, отделения, группы, лаборатории, участки, кабинеты, склады, базы, хозяйства, бюро, архивы, библиотеки, канцелярии, экспедиции.
Кроме указанных структурных подразделений, работники, осуществляющие обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, могут предусматриваться в штатных расписаниях (штатах) государственных органов, как без создания структурного подразделения, так и при необходимости в составе структурного подразделения, работники которого являются государственными служащими.
Согласно Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утв. постановлением Минфина от 08.02.2005 № 15, централизованные бухгалтерии – самостоятельные структурные подразделения, созданные при госорганах, бюджетных организациях, отделах (управлениях) органов местного управления и самоуправления по отраслевому (ведомственному) признаку.
С учетом изложенного, работники централизованной бухгалтерии, в т.ч. главный бухгалтер, состоят не в штатных расписаниях (штатах) государственных органов, а являются работниками самостоятельных структурных подразделений при государственных органах.
Таким образом, главный бухгалтер централизованной бухгалтерии не может относиться к работникам, осуществляющим обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов. Соответственно, для включения главного бухгалтера централизованной бухгалтерии в штатное расписание (штат) госоргана оснований не имеется.