Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
COVID-19
26.08.2020 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отказываются от своих доходов ради зарплат коллектива. Как действуют бизнес-леди в пандемию

Фото: freepik

Женский бизнес Беларуси в основной своей массе не смог воспользоваться мерами господдержки, несмотря на серьезные трудности ведения бизнеса в условиях пандемии COVID-19. Предпринимательницы готовы бороться за сохранение своего дела и активно меняют подходы в работе, однако им трудно что-то планировать ввиду повышенной неопределенности. Таковы общие выводы исследования, недавно проведенного совместно ProWomenBy и Международной финансовой корпорацией (IFC).

В опросе приняли участие 35 предпринимательниц, представляющих 5 укрупненных отраслевых групп: производство, бизнес-услуги, образовательные услуги, иные персональные услуги, а также розничную торговлю и общепит.

Онлайн – наше все. Или не все?

Как сообщила «ЭГ» руководитель некоммерческой организации «ProWomenBy» Юлия Малькова, исследование зафиксировало значительное снижение продаж у большинства респондентов. Больнее ситуацию восприняли женщины-предпринимательницы, чьи проекты имели выраженные офлайн-модели, например, связаны с проведениеммассовых мероприятий или оказаниемуслуг школы красоты, а также те, кто продавал продукцию только через офлайн-точки. Такие бизнесы были вынуждены либо вообще приостановить деятельность, либо спешно развивать продажи через интернет.

В выигрыше оказались те, кто и до пандемии делал ставку на онлайн-бизнес. В отраслевом разрезе относительно безболезненно на удаленную работу перешли бизнес-услуги и образовательные услуги. Во втором случае работа через интернет сопровождалась удешевлениемобразовательных курсов и дроблением программ на более короткие. Розничная торговля начала интенсивно развивать онлайн-работу (интернет-магазины и интернет-витрины), а общепит – подключаться к агрегаторам доставки.

«Однако онлайн не помог выйти на объемы продаж до пандемии. Поэтому, с одной стороны, предпринимательницы считают микс онлайна и офлайна обязательным в нынешней ситуации, а с другой стороны, рассматривают усиленную работу через интернет как временную меру», –комментирует Юлия Малькова.

 

Экономят на себе и готовы подработать в найме

Поскольку 90% опрошенных не повышали цены в пандемию, то, соответственно, не смогли компенсировать выпадающие доходы. Чтобы свести дебет с кредитом, пришлось ужаться в затратах. Прежде всего старались сэкономить на рекламе, делая ставку на уже отлаженные каналы продаж, а также на арендных платежах: по возможности добивались снижения ставок, отказывались от лишних офисных площадей или переезжали в более дешевые офисы.

Обращает на себя внимание то, как бизнес-леди отнеслись к расходам на оплату труда сотрудников (одной из наиболее весомых статей затрат) и в целом к своим коллективам. Респонденты практически не сокращали штат, рассматривая работников как ключевую ценность бизнеса. Предпринимательницы экономили скорее на собственных зарплатах и расходах, в том числе отказывали себе в отпуске и даже рассматривали возможность временной подработки по найму.

Авторы исследования обращают внимание на восприятие женщинами своего дела. Яркая цитата: «Я не могу себе позволить отказаться от проекта, в который так много вложено, –эмоционально, интеллектуально и физически». Чтобы спасти бизнес, некоторым пришлось использовать личные накопления, иным – какое-то время жить за счет партнера. А вот внешнее финансирование как антикризисная мера использовалосьотносительно нечасто. Если и брали кредиты, то старались оформлять их не на субъект хозяйствования, а на себя как физлицо.

При этом большинство предпринимательниц не рассматривают вариант закрытия своего дела и готовы бороться до последнего.

 

Корректируют стратегию

В том, что встретили пандемию COVID-19 без какой-либо финансовой подушки безопасности, признались 46% предпринимательниц. Такая ситуация характерна не только для стартапов, еще не успевших сгенерировать достаточный поток выручки, но и для давно работающих предприятий, которые активно инвестировали средства в расширение и развитие.

Впрочем, и те, у кого подушка безопасности была, в основном говорили, что смогут продержаться не дольше одного – трех месяцев (максимальный срок, согласно ответам, – 6 месяцев).

В таких обстоятельствах большинству женщин пришлось оперативно корректировать стратегию работы. Помимо широкого перехода в онлайн, предпринимательницы предпочитали отказываться от продуктов с низкой маржинальностью, охотней продавали сторонние бренды, в сегменте B2B сосредоточились на отраслях, наиболее устойчивых в условиях пандемии.

Многие респонденты надеются, что уже в сентябре смогут вернуться к докризисному формату работы. Тому поспособствует начало нового учебного года: дети пойдут в школу, а вместе с этим в прежний офлайн-формат вернется и жизнь родителей.

Предпринимательницы также допускают, что с высокой долей вероятности Беларуси придется столкнуться со второй волной пандемии, а потому готовы быстро нарастить работу онлайн. Респонденты также прогнозируют, что даже при благоприятном развитии эпидемиологической обстановки стране не удастся избежать экономических потрясений во второй половине этого года.

 

Господдержка заявленная и необходимая

«Опрошенные предпринимательницы в силу ряда причин не воспользовались пакетом мер, призванным поддержать белорусский бизнес в условиях пандемии. Кто-то не попал под условия указов об оказании господдержки МСП, иные посчитали, что выгоды от господдержки теряют смысл из-за значительных трудозатрат и времени, необходимых на оформление разного рода бумаг», – комментирует результаты исследования глава Представительства IFC в Беларуси Ольга Щербина.

Более того, некоторые респонденты отмечали усиление проверок со стороны контролирующих органов, в частности, санитарных служб, что усложняло работу субъектов хозяйствования. Кроме того, несмотря на заявленное госорганами снижение арендных ставок на подведомственных объектах, в некоторых случаях такие платежи даже выросли (например, при аренде школьных помещений), а за просрочку оплаты выставлялась пеня.

По мнению экспертов IFC, подобные факты не стыкуются с нынешней очевидной необходимостью снизить регуляторную и финансовую нагрузку на бизнес – не только женский, но и весь сектор МСП, который в настоящее время занимает важное место в структуре белорусской экономики (формирует 30% валовой добавленной стоимости) и от состояния которого во многом зависит динамика ВВП.

«Рекомендуем правительству провести комплексную оценку эффективности реализуемых мер, максимально упростить оформление и при необходимости пролонгировать господдержку», – продолжает Ольга Щербина.

Она обратила внимание на то, что у кризиса есть разные фазы, которые требуют разных мер поддержки. Так, на начальной фазе важно сохранить ликвидность бизнеса. В последующем целесообразно максимально упросить процедуры банкротства для тех, кто все-таки не может пережить кризис, а для тех, кто в состоянии оставаться на плаву, – предложить инструменты рефинансирования и реструктурирования. Наконец, на финальной фазе, которую условно можно назвать «вхождением в новое светлое будущее»,необходимо создать условия для возврата к росту через ускорение инвестиций.

В IFC уверены, что сейчас финансовые и фискальные меры поддержки стоит дополнить ускоренным предоставлением кредитных гарантий через инструменты Белорусского фонда поддержки предпринимательства. В нефинансовом блоке много пространства для сокращения регуляторных затрат (связаны с разрешительными процедурами, лицензированием, сертификацией): в среднем по отраслям такие затраты достигают 10% от валовой выручки.

Наконец, положительный эффект даст развитие коммуникации между предпринимателями на базе различных образовательных программ и площадок, а также консалтинговых фирм, работа которых может быть поддержана в том числе за счет международных доноров – ПРООН, ЕБРР, IFC и других аналогичных структур.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений