Острые налоговые вопросы. Об НДС, доходах ИЮЛ, топливе, командировочных

В МНС состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию налоговой политики, таможенных процедур и системы бухгалтерского учета при Консультативном совете по иностранным инвестициям при Совмине.
В состав рабочей группы входят представители республиканских органов госуправления и иных государственных организаций, представители международных организаций, иностранных компаний и корпораций.
На повестку очередного заседания рабочей группы были вынесены следующие вопросы:
– порядок отражения в налоговом и бухгалтерском учете сумм налога на доходы иностранных юрлиц, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство, уплаченных налоговым агентом за счет собственных средств;
– рассмотрение вопроса о предоставлении возможности вычета НДС по суммам, на которые была увеличена налоговая база при приобретении у иностранных организаций товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– возможность выработки единых подходов для целей бухгалтерского и налогового учета (при определении налоговой базы для исчисления НДС) в части контрактной стоимости объекта лизинга (в валюте) на предмет применения норм НСБУ № 69 при наличии предварительной оплаты, аванса.
Также в ходе заседания состоялась дискуссия по актуальным для бизнеса на сегодняшний день вопросам:
– командировочные расходы (в части найма жилого помещения);
– нормы расхода ТЭР по механическим транспортным средствам.
По материалам заседания
Налог на доходы иностранных юрлиц
Письмом МНС от 09.08.2019 № 4-2-15/01723 разъяснены отдельные вопросы применения гл. 17 НК и меры административной ответственности по ст. 13.7 КоАП. В частности, определена возможность перечисления налога на доходы в бюджет налоговым агентом за счет собственных средств.
Порядок отражения в бухгалтерском учете
Пример (без учета пересчета по курсу Нацбанка РБ)
В договоре оказания услуг с нерезидентом предусмотрена выплата дохода (без учета налогов, удерживаемых на территории РБ с нерезидента) – 100 долл. США. Акт сдачи-приемки оказанных услуг составлен на 100 долл. США – как определено договором.
Налоговым агентом перечислен в бюджет налог на доходы по ставке 15% в размере 15 долл. США (100 долл. США x 15%) за счет собственных источников.
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, долларов США |
Первичный документ |
Приняты к учету оказанные услуги |
20,26,44 |
60 |
100 |
Акт об оказанных услугах |
Перечислена оплата за услуги |
60 |
52 |
100 |
Платежное поручение (на основании акта оказанных услуг), выписка банка по валютному счету |
Списаны расходы на реализацию |
90-4,90-5,90-6 |
20,26,44 |
100 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Начислен (удержан) налог на доходы (100 долларов США х 15%) |
90-10 |
68 |
15 |
Бухгалтерская справка-расчет (за счет собственных источников налогового агента) |
Перечислен в бюджет налог на доходы (по курсу НБ РБ) |
68 |
51 |
15 |
Платежное поручение, выписка банка по расчетному счету |
Порядок отражения в декларации
В графе 5 «Сумма дохода» указывается сумма дохода, начисленная иностранной организации за налоговый период (п. 1 ст. 190, п. 1 ст. 193 НК). В данном случае в графе 5 декларации следует указать доход в сумме (по курсу НБ РБ) 100 (по акту ПУД) долл. США.
В графе 13 «Сумма налога, подлежащая уплате» отражается сумма налога на доходы, которая рассчитывается по указанной в этой графе формуле – как произведение налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 193 НК).
НДС
Услуги нерезидентов
По итогам рассмотрения вопроса о предоставлении возможности вычета по НДС по суммам, на которые была увеличена налоговая база при приобретении у иностранных организаций товаров (работ, услуг), имущественных, прав, разъяснены следующие подходы.
С 2019 г. в НК прямо закреплено, что налоговая база по НДС при приобретении объектов у иностранных организаций увеличивается на суммы, указанные в п. 4 ст. 120 НК. Это, например, суммы, полученные в виде санкций за нарушение условий договоров; суммы, полученные в виде процентов за пользование коммерческим займом, и др.
Суммы увеличения налоговой базы НДС не включаются в строку 13 раздела I части I декларации по НДС, а отражаются по строке 1 данного раздела. Сумма НДС исчисляется «изнутри» по ставке 20/120 и в дальнейшем к вычету не принимается (подп. 15.9 Инструкции о заполнении налоговых деклараций, утв. постановлением МНС от 03.01.2019 № 2).
Лизинг
По итогам обсуждения вопроса возможности выработки единых подходов для целей бухгалтерского и налогового учета (при определении налоговой базы для исчисления НДС) в части контрактной стоимости предмета лизинга на предмет применения норм НСБУ № 69 при наличии предварительной оплаты, аванса принято решение дополнительно изучить данный вопрос для дальнейшего принятия решения.
Справочно: п. 10 ст. 120 НК.
Налоговая база при передаче лизингодателем предмета лизинга лизингополучателю определяется как сумма лизинговых платежей.
При выкупе предмета лизинга лизингополучателем в налоговую базу включается также сумма выкупной стоимости предмета лизинга.
По договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, в которых сумма обязательств выражена в иностранной валюте (в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте или в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте):
– для определения налоговой базы в части контрактной стоимости предмета лизинга пересчет иностранной валюты (иной иностранной валюты) в белорусские рубли производится при наступлении момента фактической реализации по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте (иной иностранной валюте), установленному Нацбанком на дату фактической передачи предмета лизинга лизингополучателю.
Соответственно курс на дату передачи предмета лизинга для налогового учета и для отражения в бухгалтерском учете (в части аванса) согласно НСБУ № 69 отличается. Из-за разницы курсов пересчета при исчислении НДС в части контрактной стоимости, приходящейся на аванс, образуются разницы. При этом налоговая база по НДС в части контрактной стоимости в ЭСЧФ не будет соответствовать показателю контрактной стоимости, отраженной в ТТН, определенной с учетом аванса.
Предложено в абз. 2 ч. 3 п. 10 ст. 120 НК добавить пункт следующего содержания:
«в части полученной предварительной оплаты (аванса, задатка), приходящейся на контрактную стоимость, по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте (иной иностранной валюте), установленному Нацбанком на дату получения предварительной оплаты, аванса, задатка».
Командировочные расходы
Обсуждался вопрос о возможности возмещения расходов по найму жилого помещения в командировке в пределах фактически понесенных работником расходов.
Предложено рассмотреть вопрос о предоставлении нанимателю права принятия решения о порядке возмещения расходов по найму жилья.
Позиция бизнеса: поскольку наниматель производит возмещение этих расходов за счет собственных средств, именно он и должен определять, требовать или нет от работника подтверждающие расходы документы, чтобы выплатить компенсацию за понесенные расходы.
Нормы расхода ТЭР по механическим транспортным средствам
Озвучена информация о продолжении работы в части нормирования расходов топлива в транспортной деятельности – Минтрансом подготовлены соответствующие проекты постановлений (проходят необходимую процедуру согласований), устанавливающие нормы расхода топлива для механических транспортных средств, в отношении которых такие нормы были разработаны ранее и не вошли в постановление Минтранса от 01.08.2019 № 44 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности» (далее – постановление № 44).
Определена позиция МНС о порядке применения норм постановлений Минтранса в части корректировки норм расхода, учтенных ранее в составе затрат по нормам, установленным руководителем, в течение 6-месячного срока:
– нормы расхода, установленные руководителем и учтенные в составе затрат в течение 6-месячного срока, не корректируются;
– по истечении 6-месячного срока применяются нормы, установленные постановлением № 44 (и аналогичными, которые будут приняты по нормам, не вошедшим в постановление № 44, но ранее разработанным).
Консультативный совет по иностранным инвестициям при СовминеСоздание КСИИ был создан в 2001 г. в целях повышения эффективности работы по привлечению иностранных инвестиций и совершенствования условий инвестиционной деятельности в Беларуси. Функции 1. Разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности. 2. Участвует в рассмотрении нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с деятельностью коммерческих организаций с иностранными инвестициями. 3. Вносит в республиканские органы госуправления для рассмотрения предложения об отмене или изменении нормативных правовых актов, ограничивающих права инвесторов, а также о принятии новых, способствующих привлечению в РБ иностранных инвестиций. Структура Председатель КСИИ – Премьер-министр РБ. Заместитель Председателя КСИИ – заместитель Премьер-министра РБ. В состав КСИИ от РБ входят руководители республиканских органов госуправления и иных государственных организаций, подчиненных правительству, от иностранных инвесторов – руководители международных организаций, иностранных компаний и корпораций. В рамках КСИИ действуют постоянный комитет и рабочие группы. Рабочая группа В настоящее время работа КСИИ ведется преимущественно на операционном уровне в нескольких активных рабочих группах, одной из которых и является группа по совершенствованию налоговой политики, таможенных процедур и системы бухгалтерского учета. В работе группы принимают активное участие компании-инвесторы, которые вносят предложения по формированию повестки заседаний, предлагая к рассмотрению рабочей группы вопросы, требующие дополнительного изучения, внесения корректировок в нормы действующего законодательства исходя из ситуаций, возникающих на практике при осуществлении деятельности. Участники рабочей группы в ходе заседаний занимают активную позицию, ведут конструктивный диалог, направленный на выработку определенных решений по обсуждаемым вопросам, способствующих защите и поддержке деятельности иностранных инвесторов в нашей стране, и стимулирование дальнейшего прихода инвестиций в экономику Беларуси. Результатом деятельности рабочей группы стало рассмотрение актуальных для инвесторов вопросов, многие из которых нашли отражение в актах законодательства, были учтены при разработке ряда проектов нормативных правовых актов. Многие обсуждавшиеся в рамках группы вопросы нашли свое отражение при подготовке новой редакции НК-2019. |