Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9994
EUR:
3.4921
RUB:
3.6959
BTC:
111,590.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Острые налоговые вопросы. Об НДС, доходах ИЮЛ, топливе, командировочных

В МНС состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию налоговой политики, таможенных процедур и системы бухгалтерского учета при Консультативном совете по иностранным инвестициям при Совмине.

В состав рабочей группы входят представители республиканских органов госуправления и иных государственных организаций, представители меж­дународных организаций, иностранных компаний и корпораций.

На повестку очередного заседания рабочей группы были вынесены следующие вопросы:

– порядок отражения в налоговом и бухгалтерском учете сумм налога на доходы иностранных юрлиц, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство, уплаченных налоговым агентом за счет собственных средств;

– рассмотрение вопроса о предоставлении возможности вычета НДС по суммам, на которые была увеличена налоговая база при приобретении у иностранных организаций товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– возможность выработки единых подходов для целей бухгалтерского и налогового учета (при определении налоговой базы для исчисления НДС) в части контрактной стоимости объекта лизинга (в валюте) на предмет применения норм НСБУ № 69 при наличии предварительной оплаты, аванса.

Также в ходе заседания состоялась дискуссия по актуальным для бизнеса на сегодняшний день вопросам:

– командировочные расходы (в части найма жилого помещения);

– нормы расхода ТЭР по механическим тран­с­портным средствам.

 

По материалам заседания

Налог на доходы иностранных юрлиц

Письмом МНС от 09.08.2019 № 4-2-15/01723 разъяснены отдельные вопросы применения гл. 17 НК и меры административной ответственности по ст. 13.7 КоАП. В частности, определена возможность перечисления налога на доходы в бюджет налоговым агентом за счет собственных средств.

 

Порядок отражения в бухгалтерском учете

Пример (без учета пересчета по курсу Нац­банка РБ)

В договоре оказания услуг с нерезидентом предусмотрена выплата дохода (без учета налогов, удерживаемых на территории РБ с нерезидента) – 100 долл. США. Акт сдачи-приемки оказанных услуг составлен на 100 долл. США – как определено договором.

Налоговым агентом перечислен в бюджет налог на доходы по ставке 15% в размере 15 долл. США (100 долл. США x 15%) за счет собственных источников.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, долларов США

Первичный документ

Приняты к учету оказанные услуги

20,26,44

60

100

Акт об оказанных услугах

Перечислена оплата за услуги

60

52

100

Платежное поручение (на основании акта оказанных услуг), выписка банка по валютному счету

Списаны расходы на реализацию

90-4,90-5,90-6

20,26,44

100

Бухгалтерская справка-расчет

Начислен (удержан) налог на доходы

(100 долларов США х 15%)

90-10

68

15

Бухгалтерская справка-расчет (за счет собственных источников налогового агента)

Перечислен в бюджет налог на доходы

(по курсу НБ РБ)

68

51

15

Платежное поручение, выписка банка по расчетному счету

 

Порядок отражения в декларации

В графе 5 «Сумма дохода» указывается сумма дохода, начисленная иностранной организации за налоговый период (п. 1 ст. 190, п. 1 ст. 193 НК). В данном случае в графе 5 декларации следует указать доход в сумме (по курсу НБ РБ) 100 (по акту  ПУД) долл. США.

В графе 13 «Сумма налога, подлежащая уплате» отражается сумма налога на доходы, которая рассчитывается по указанной в этой графе формуле – как произведение налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 193 НК).

 

НДС

 Услуги нерезидентов

По итогам рассмотрения вопроса о предоставлении возможности вычета по НДС по суммам, на которые была увеличена налоговая база при приобретении у иностранных организаций товаров (работ, услуг), имущественных, прав, разъяснены следующие подходы.

С 2019 г. в НК прямо закреплено, что налоговая база по НДС при приобретении объектов у иностранных организаций увеличивается на суммы, указанные в п. 4 ст. 120 НК. Это, например, суммы, полученные в виде санкций за нарушение условий договоров; суммы, полученные в виде процентов за пользование ком­мерческим займом, и др.

Суммы увеличения налоговой базы НДС не включаются в строку 13 раздела I части I декларации по НДС, а отражаются по строке 1 данного раздела. Сумма НДС исчисляется «изнутри» по ставке 20/120 и в дальнейшем к вычету не принимается (подп. 15.9 Инструкции о заполнении налоговых деклараций, утв. постановлением МНС от 03.01.2019 № 2).

 

Лизинг

По итогам обсуждения вопроса возможности выработки единых подходов для целей бухгалтерского и налогового учета (при определении налоговой базы для исчисления НДС) в части контрактной стоимости предмета лизинга на предмет применения норм НСБУ № 69 при наличии предварительной оплаты, аванса принято решение дополнительно изучить данный вопрос для дальнейшего принятия решения.

Справочно: п. 10 ст. 120 НК.

Налоговая база при передаче лизингодателем предмета лизинга лизингополучателю определяется как сумма лизинговых платежей.

При выкупе предмета лизинга лизингополучателем в налоговую базу включается также сумма выкупной стоимости предмета лизинга.

По договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, в которых сумма обязательств выражена в иностранной валюте (в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте или в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте):

– для определения налоговой базы в части контрактной стоимости пред­мета лизинга пересчет иност­ранной валюты (иной иност­ранной валюты) в белорусские рубли производится при наступлении момента фактической реализации по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте (иной иностранной валюте), установленному Нацбанком на дату фактической передачи предмета лизинга лизингополучателю.

Соответственно курс на дату передачи предмета лизинга для налогового учета и для отражения в бухгалтерском учете (в части аванса) согласно НСБУ № 69 отличается. Из-за разницы курсов пересчета при исчислении НДС в части контрактной стоимости, приходящейся на аванс, образуются разницы. При этом налоговая база по НДС в части контрактной стоимости в ЭСЧФ не будет соответствовать показателю контрактной стоимости, отраженной в ТТН, определенной с учетом аванса.

Предложено в абз. 2 ч. 3 п. 10 ст. 120 НК добавить пункт следующего содержания:

«в части полученной предварительной оплаты (аванса, задатка), приходящейся на контрактную стоимость, по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иност­ранной валюте (иной иностранной валюте), установленному Нацбанком на дату получения предварительной оплаты, аванса, задатка».

 

Командировочные расходы

Обсуждался вопрос о возможности возмещения расходов по найму жилого помещения в командировке в пределах фактически понесенных работником расходов.

Предложено рассмотреть вопрос о предоставлении нанимателю права принятия решения о порядке возмещения расходов по найму жилья.

Позиция бизнеса: поскольку наниматель производит возмещение этих расходов за счет собственных средств, именно он и должен определять, требовать или нет от работника подтверждающие расходы документы, чтобы выплатить компенсацию за понесенные расходы.

 

Нормы расхода ТЭР по механическим транспортным средствам

Озвучена информация о продолжении работы в части нормирования расходов топлива в транспортной деятельности – Минтрансом подготовлены соответствующие проекты постановлений (проходят необходимую процедуру согласований), устанавливающие нормы расхода топлива для механических транспортных средств, в от­ношении которых такие нормы были разработаны ранее и не вошли в постановление Минтранса от 01.08.2019 № 44 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности» (далее – постановление № 44).

Определена позиция МНС о порядке применения норм постановлений Минтранса в части корректировки норм расхода, учтенных ранее в составе затрат по нормам, установленным руководителем, в течение 6-месячного срока:

нормы расхода, установленные руководителем и учтенные в составе затрат в течение 6-месячного срока, не корректируются;

– по истечении 6-месячного срока применяются нормы, установленные постановлением № 44 (и аналогичными, которые будут приняты по нормам, не вошедшим в постановление № 44, но ранее разработанным).

Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совмине

Создание

КСИИ был создан в 2001 г. в целях повышения эффективности работы по привлечению иностранных инвестиций и совершенствования условий инвестиционной деятельности в Беларуси.

Функции

1. Разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности.

2. Участвует в рассмотрении нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с деятельностью коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

3. Вносит в республиканские органы госуправления для рассмотрения предложения об отмене или изменении нормативных правовых актов, ограничивающих права инвесторов, а также о принятии новых, способствующих привлечению в РБ иностранных инвестиций.

Структура

Председатель КСИИ – Премьер-министр РБ.

Заместитель Председателя КСИИ – заместитель Премьер-министра РБ.

В состав КСИИ от РБ входят руководители республиканских органов госуправления и иных государственных организаций, подчиненных правительству, от иностранных инвесторов – руководители международных организаций, иностранных компаний и корпораций.

В рамках КСИИ действуют постоянный комитет и рабочие группы.

Рабочая группа

В настоящее время работа КСИИ ведется преимущественно на операционном уровне в нескольких активных рабочих группах, одной из которых и является группа по совершенствованию налоговой политики, таможенных процедур и системы бухгалтерского учета.

В работе группы принимают активное участие компании-инвесторы, которые вносят предложения по формированию повестки заседаний, предлагая к рассмотрению рабочей группы вопросы, требующие дополнительного изучения, внесения корректировок в нормы действующего законодательства исходя из ситуаций, возникающих на практике при осуществлении деятельности.

Участники рабочей группы в ходе заседаний занимают активную позицию, ведут конструктивный диалог, направленный на выработку определенных решений по обсуждаемым вопросам, способствующих защите и поддержке деятельности иностранных инвесторов в нашей стране, и стимулирование дальнейшего прихода инвестиций в экономику Беларуси.

Результатом деятельности рабочей группы стало рассмотрение актуальных для инвесторов вопросов, многие из которых нашли отражение в актах законодательства, были учтены при разработке ряда проектов нормативных правовых актов. Многие обсуждавшиеся в рамках группы вопросы нашли свое отражение при подготовке новой редакции НК-2019.

 

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by