Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Оспорить приказ Минфина

Фото: Dmyrto_Z / Depositphotos.com

Является ли приказ министра финансов о взыскании с пред­приятия денежных средств, находящихся на его счетах, ненормативным правовым актом?

Министром финансов 08.04.2019 издан приказ о взыскании с ООО средств бюджета, пени, задолженности и иных платежей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Министерство выставило платежное требование на инкассо для взыскания в бесспорном порядке 1 283 584,65 руб. с банковского счета ООО.

Руководство ООО с приказом не согласилось и направило в Верховный Суд заявление о признании недействительным ненормативного правового акта Минфина о принудительном взыскании денежных средств. Верховный суд отказал в принятии заявления на основании абз. 2 ч. 1 ст. 164 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) с указанием, что приказ Минфина не обладает признаками ненормативного правового акта и не может быть оспорен в экономическом суде в порядке гл. 25 ХПК.

Тогда ООО обратилось в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда с кассационной жалобой. По мнению заявителя, приказ Минфина является ненормативным актом госоргана, который издан в пределах полномочий и компетенции министерства, но с грубым нарушением законодательства, в связи с чем поданное предприятием заявление подведомственно экономическому суду.

Однако судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда посчитала ранее принятое судебное постановление законным и обоснованным в силу следующего.

Согласно п. 4.21 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 31.10.2001 № 1585, дан­ное министерство осуществляет конт­роль за своевременным и пол­ным поступлением доходов, целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета, целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов по всем направлениям и видам расходов, в пределах компетенции устанавливает порядок применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

В соответствии со ст. 146 Бюджетного кодекса (БК) средства бюджета, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства (включая задолженность по бюджетным ссудам и займам, по исполненным гарантиям Правительства и местных исполнительных и распорядительных органов и др.), в случаях, предусмотренных БК и иными законодательными актами, взыскиваются Минфином, его территориальными органами, местными финансовыми органами, финансовыми органами администраций районов в бесспорном порядке на основании приказов вышеперечисленных органов.

Расшифровка термина ненормативный правовой акт дана в ст. 4 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нор­мативных правовых актах Республики Беларусь»: это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должност­ным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который не содержит норм права и в целях применения действующих норм права устанавливает обязательные пред­писания распорядительного и (или) организационного характера, в т.ч. в отношении индивидуально определенных лиц (изменяет или прекращает действие этих предписаний), и (или) рассчитан на однократное применение.

Поскольку приказ Минфина не содержит обязательные для исполнения предписания распорядительного и (или) организационного характера, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а является исполнительным документом, то, следовательно, он не обладает признаками ненормативного правового акта.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений