Оспорить приказ Минфина
![](/upload/slam.image/iblock/701/910_450_0/34738-zbxrzxubw3zth536euloyw6xzj78sph3-100.jpg)
Является ли приказ министра финансов о взыскании с предприятия денежных средств, находящихся на его счетах, ненормативным правовым актом?
Министром финансов 08.04.2019 издан приказ о взыскании с ООО средств бюджета, пени, задолженности и иных платежей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Министерство выставило платежное требование на инкассо для взыскания в бесспорном порядке 1 283 584,65 руб. с банковского счета ООО.
Руководство ООО с приказом не согласилось и направило в Верховный Суд заявление о признании недействительным ненормативного правового акта Минфина о принудительном взыскании денежных средств. Верховный суд отказал в принятии заявления на основании абз. 2 ч. 1 ст. 164 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) с указанием, что приказ Минфина не обладает признаками ненормативного правового акта и не может быть оспорен в экономическом суде в порядке гл. 25 ХПК.
Тогда ООО обратилось в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда с кассационной жалобой. По мнению заявителя, приказ Минфина является ненормативным актом госоргана, который издан в пределах полномочий и компетенции министерства, но с грубым нарушением законодательства, в связи с чем поданное предприятием заявление подведомственно экономическому суду.
Однако судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда посчитала ранее принятое судебное постановление законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно п. 4.21 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 31.10.2001 № 1585, данное министерство осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением доходов, целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета, целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов по всем направлениям и видам расходов, в пределах компетенции устанавливает порядок применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
В соответствии со ст. 146 Бюджетного кодекса (БК) средства бюджета, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства (включая задолженность по бюджетным ссудам и займам, по исполненным гарантиям Правительства и местных исполнительных и распорядительных органов и др.), в случаях, предусмотренных БК и иными законодательными актами, взыскиваются Минфином, его территориальными органами, местными финансовыми органами, финансовыми органами администраций районов в бесспорном порядке на основании приказов вышеперечисленных органов.
Расшифровка термина ненормативный правовой акт дана в ст. 4 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который не содержит норм права и в целях применения действующих норм права устанавливает обязательные предписания распорядительного и (или) организационного характера, в т.ч. в отношении индивидуально определенных лиц (изменяет или прекращает действие этих предписаний), и (или) рассчитан на однократное применение.
Поскольку приказ Минфина не содержит обязательные для исполнения предписания распорядительного и (или) организационного характера, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а является исполнительным документом, то, следовательно, он не обладает признаками ненормативного правового акта.