Особенности учета затрат и выручки по договорам строительного подряда
Нужно ли подрядчику вести учет затрат и выручки отдельно по каждому объекту строительства (договору строительного подряда)? Как должен быть организован такой учет?
Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах в организациях, являющихся в соответствии с законодательством подрядчиком, генеральным подрядчиком, субподрядчиком при исполнении договоров строительного подряда определен Инструкцией № 441 (п. 1 Инструкции № 44).
Требования Инструкции № 44 распространяются как на отдельные договоры строительного подряда, так и на их группу (п. 3 Инструкции № 44).
Правоотношения сторон в процессе исполнения договоров строительного подряда регулируются Правилами № 14502.
Если одним договором строительного подряда предусмотрено возведение нескольких частей объекта строительства, ведение бухучета доходов и расходов отдельно по каждой части объекта строительства допускается при наличии следующих условий:
– по каждой части объекта строительства договором строительного подряда определена стоимость работ;
– по каждой части объекта строительства предусмотрена возможность отказа от обязательств по выполнению работ;
– доходы и расходы по каждой части объекта строительства могут быть определены (п. 4 Инструкции № 44).
Если условиями договора строительного подряда предусмотрена возможность строительства дополнительного объекта (части объекта) по инициативе заказчика, бухгалтерский учет доходов и расходов по его строительству может быть осуществлен по отдельному договору при соблюдении следующих условий:
– строительство объекта (части объекта) осуществляется по отдельному проекту;
– стоимость работ по дополнительному объекту (части объекта) определена без учета стоимости работ по первоначальному договору (п. 6 Инструкции № 44).
Подрядчик оформляет акты по каждой части объекта строительства (по каждому зданию, сооружению, виду инженерных сетей, благоустройству и др.), выделенной согласно проектной документации в составе объекта строительства (п. 6 Инструкции № 293).
Расходы по договорам строительного подряда состоят из прямых и косвенных затрат (ч. 1 п. 9 Инструкции № 44).
К прямым затратам относятся затраты, которые могут быть прямо отнесены к конкретному договору строительного подряда (объекту строительства). Учет прямых затрат ведется:
Д-т сч. 20 «Основное производство» (субсч. «Себестоимость выполненных строительных работ»
К-т сч.сч. 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материалов», 25 «Общепроизводственные затраты», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. по каждому такому договору (объекту строительства) (ч. 2 п. 9, ч. 9 п. 10 Инструкции № 44).
К косвенным относятся затраты, которые в момент их возникновения не могут быть прямо отнесены к конкретному договору строительного подряда (объекту строительства), в связи с чем учитываются в целом по объекту строительства. Косвенные затраты подразделяются на косвенные общепроизводственные и косвенные общехозяйственные затраты (ч. 3. п. 9 Инструкции № 44).
Косвенные общепроизводственные затраты в дальнейшем распределяются между договорами подряда (объектами строительства) в соответствии с методами, определенными учетной политикой организации, и ежемесячно списываются с К-та сч. 25 «Общепроизводственные затраты» (субсч. «Косвенные общепроизводственные затраты») в Д-т сч. 20 «Основное производство» (cубсч. «Себестоимость выполненных строительных работ») (ч. 2 п. 11 Инструкции № 44).
Косвенные общепроизводственные затраты, согласно учетной политике организации, могут распределяться между договорами подряда (объектами строительства) по одному из следующих вариантов:
– пропорционально сумме всех прямых затрат;
– пропорционально прямым материальным затратам;
– пропорционально затратам на оплату труда производственных рабочих;
– с использованием иных критериев распределения.
Косвенные общехозяйственные затраты учитываются на сч. 26 «Общехозяйственные затраты» и ежемесячно списываются в Д-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (ч. 2 п. 12 Инструкции № 44).
Таким образом, учет затрат подрядчиком ведется отдельно по каждому объекту строительства (договору строительного подряда) с учетом особенностей по учету косвенных общепроизводственных затрат, предусмотренных учетной политикой организации.
Пример.
У подрядчика заключены договоры строительного подряда по объекту № 1 и объекту № 2. Прямые затраты в течение отчетного периода учитываются им в разрезе каждого из договоров по Д-ту сч. 20 «Основное производство», на субсч. 20.1 «Договор № 1» и субсч. 20.2 «Договор № 2»:
Наименование прямых видов затрат |
Затраты на объекте № 1, руб. |
Затраты на объекте № 2, руб. |
Материалы |
70 000 |
87 000 |
Заработная плата рабочих основного производства |
37 000 |
44 000 |
Затраты на эксплуатацию машин и механизмов |
14 000 |
9000 |
Стоимость работ, выполненных субподрядными организациями |
37 000 |
49 000 |
Прочие прямые затраты |
7000 |
9000 |
ИТОГО: |
165 000 |
198 000 |
Соотношение косвенных расходов к заработной плате рабочих основного производства:
по объекту № 1 – 45,68% (37 000 / (37 000 + 44 000) x 100);
по объекту № 2 – 54,32% (100 – 45,68).
Косвенные затраты в соответствии с учетной политикой распределяются пропорционально доле заработной платы рабочих основного производства по каждому из объектов (договоров).
Наименование косвенных видов затрат |
Сумма, руб. |
Организация работ на строительных площадках |
2400 |
Затраты на охрану труда и обеспечение санитарно-гигиенических требований |
4200 |
Затраты по контролю качества выполняемых строительных работ |
2200 |
ИТОГО: |
8800 |
Косвенные затраты:
по объекту № 1 (8800 x 45,68%) = 4019,84 руб.;
по объекту № 2 (8800 x 54,32%) = 4780,16 руб.
В бухучете подрядчика выручка от выполнения строительных работ отражается при одновременном выполнении условий ее признания, установленных п. 18 Инструкции № 44, а именно:
– сумма выручки может быть определена;
– организацией предполагается получение экономических выгод в результате совершения хозяйственных операций;
– степень готовности или завершенность работы, услуги на отчетную дату может быть определена;
– расходы, которые произведены при выполнении работы, услуги на отчетную дату может быть определены.
По факту принятия выполненных работ заказчиком в бухгалтерском учете подрядчика выручка отражается:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг») (п. 8 Инструкции № 44).
При этом в месяце признания выручки затраты, признанные расходами по договору строительного подряда, по мере признания дохода по этому договору отражаются:
Д-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг)
К-т сч. 20 «Основное производство» (субсч. «Себестоимость выполненных строительных работ»).
До признания выручки затраты на выполнение строительных работ, собранные в бухгалтерском учете подрядчика по Д-ту сч. 20 «Основное производство», не признаются расходами и формируют сальдо по указанному счету (п.п. 18–19 Инструкции № 44).
Таким образом, учет выручки, как и затрат, ведется подрядчиком отдельно по каждому объекту строительства (договору строительного подряда).
Согласно п. 70 Инструкции № 504, аналитический учет по сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» ведется по видам реализованных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг и (или) в ином порядке, установленном учетной политикой организации.
В этом случае по субсч. 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» организация может использовать счета второго порядка, например в разрезе каждого из договоров, 90-1-1 «Договор № 1», 90-1-2 «Договор № 2».
1Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.09.2011 № 44 (далее – Инструкция № 44).
2Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450.
3Инструкция о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, утв. постановлением Минстройархитектуры от 20.07.2018 № 29.
4Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50.