Особенности менеджмента ответственности руководителей и специалистов предприятий в части охраны окружающей среды
В последнее время все больше внимания в мире уделяется защите окружающей среды. Для исполнения природоохранного законодательства государством вводятся довольно существенные меры ответственности. Эта ответственность может наступать в результате привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности, а также в связи с взысканием с субъекта хозяйствования вреда, причиненного окружающей среде, в соответствии с положениями Закона № 1982-XII1, Указа № 3482, Положения № 10423.
Несоблюдения положений нормативных правовых актов (далее – НПА) в этой области могут быть вскрыты как контролирующими органами в ходе проведения проверок или мониторингов, в рамках внутрихозяйственного контроля (аудита), осуществляемого службами самой организации или вышестоящим органом, либо аудиторами, проводящими аудит в соответствии с заключенными договорами.
Соответственно, при выявлении данной категории нарушений перед учредителями и руководством всегда встает вопрос о том, кто виновен в произошедшем. Поэтому важно разграничение ответственности между должностными лицами путем издания соответствующих организационно распорядительных документов (локальных правовых актов) (далее – ЛПА), закрепляющих те или иные вопросы за конкретными работниками.
1. Виды ответственности за нарушение положений природоохранного законодательства
1.1. Административная ответственность
В соответствии с п. 1 ст. 2.1 КоАП4 административное правонарушение – это деяние (поведение) которое может выражаться в форме действия либо бездействия. В свою очередь:
- действие – это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта;
- бездействие – это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Эти обязанности имеют юридический характер и направлены на предотвращение тех либо иных общественно вредных последствий.
Таким образом, ответственность за совершение административного правонарушения наступает не только в случае действия, но и в случае бездействия.
Например, из-за того, что в результате бездействия главного инженера организации в котельной не были своевременно заменены очистные сооружения, в атмосферный воздух от источника выбросов поступили загрязняющие вещества с превышением установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате чего это физическое лицо (далее – физлицо) и организация были привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.48 КоАП.
Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования содержатся в гл. 15 КоАП.
Для привлечения лица к административной ответственности органами, ведущими административный процесс, должен быть установлен состав административного правонарушения, одним из обязательных элементов которого является субъективная сторона, обязательным признаком которого является вина.
Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физлицо, его совершившее:
– сознавало противоправность своего деяния;
– предвидело его вредные последствия;
– желало их наступления.
Например, административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП, будет совершено умышленно, если прораб поручил водителю экскаватора и рабочим произвести раскопки грунта с целью определения наличия залежей песка на строительном участке и участке, непосредственно прилегающем к нему.
Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физлицо, его совершившее:
– сознавало противоправность своего деяния;
– предвидело его вредные последствия;
– не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.
Например, административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.22 КоАП, будет совершено с косвенным умыслом в случае повреждения деревьев строительной техникой в ходе выполнения строительных работ на территории населенного пункта.
Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физлицо, его совершившее:
– предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния;
– без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.
Например, административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.30 КоАП, будет совершено по легкомыслию в случае временного складирования отходов населенного пункта по поручению руководителя организации ЖКХ в парковой зоне.
Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физлицо, его совершившее:
– не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния;
– при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Например, административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11 КоАП, будет совершено по небрежности в случае размещения по поручению начальника цеха отходов производства на склад хранения отходов без защиты от попадания на них атмосферных осадков, в результате чего при попадании на эти отходы дождевых вод они были частично смыты на территорию, прилегающую к складу и тем самым, привели к порче земель.
Следует обратить внимание на то, что для физлиц и организаций вина определяется по-разному. Для физлиц под виной понимается его психическое отношение к совершенному противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им не были приняты все меры по их соблюдению.
Как правило, при определении степени вины того или иного физлица устанавливается еще и вопрос о тех полномочиях, которые имелись у физлица на совершение того или иного деяния. Если в организации вопросы организации обращения с отходами возложены ЛПА на заместителя директора, то он и будет привлечен к ответственности за совершение административных правонарушений в данной сфере. Если же повреждение деревьев в черте населенного пункта произошло по вине водителя грузовика, то он и будет привлечен к административной ответственности за совершение данного правонарушения, а не начальник транспортного цеха.
1.2. Уголовная ответственность
В соответствии с п. 1 ст. 11 УК5 преступлением признается совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными УК, и запрещенное им под угрозой наказания.
Заметим, что преступным признается только деяние, т.е. поведение физлица. Таким образом, к уголовной ответственности не может быть привлечена организация.
Деяние может выражаться как в виде действия (активное поведение), так и в виде бездействия (пассивное поведение), т.е. определенные поступки человека как внешние акты проявления его внутренней психической деятельности, основанные на свободе выбора того или иного способа поведения. Совершение любого действия (или бездействия) в результате чужого влияния, например, в результате применения физического принуждения, если лицо вследствие этого не могло руководить своим действием (бездействием), т.е. лишено было свободы выбора вариантов поведения, исключает преступность деяния и, как следствие, привлечение лица к уголовной ответственности.
Преступления против экологической безопасности и природной среды предусмотрены гл. 26 УК.
Заметим, что положения, касающиеся привлечения физлиц к административной ответственности, например, установление состава административного правонарушения (при привлечении к уголовной ответственности – уголовного преступления), одним из обязательных элементов которого является субъективная сторона, признаком которой является вина, в равной степени относится и к уголовным преступлениям.
1.3. Материальная ответственность (взыскание вреда, причиненного окружающей среде)
В соответствии с п. 1 ст. 101 Закона № 1982-XII вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.
Например, Решением экономического суда Минской области от 09.08.2019 по делу № 11–14/2019 с сельскохозяйственного предприятия взыскана стоимость вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения почв, в размере 637,50 руб. за превышение показателя фоновой концентрации при отсутствии установленного норматива предельно допустимой концентрации химического вещества (азота аммонийного) в результате размещения нарушителем органических удобрений (навоза) в границах полосы отвода автодороги. Нарушение выявлено Межрайонной лабораторией аналитического контроля ГУ «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды» при проведении аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды инструментальным методом путем отбора проб и проведения измерений земель (включая почвы).
Факт причинения вреда окружающей среде фиксируется Минприродой, Госинспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте РБ и их территориальными органами, Минлесхозом и их подчиненными госорганизациями, местными исполнительными и распорядительными органами, другими госорганами в пределах своей компетенции, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Положением № 1042.
Также факт причинения вреда окружающей среде может быть зафиксирован органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, другими госорганами, не осуществляющими контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях и иным законодательством.
При этом для исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, лицо, причинившее такой вред, обязано представлять заказным письмом или нарочным уполномоченному госоргану в течение 3 рабочих дней со дня поступления от него запроса полную и достоверную информацию об обстоятельствах причинения вреда окружающей среде, включая данные, необходимые для расчета размера возмещения вреда.
Заметим, указанный акт составляется не позднее двух месяцев с даты:
– подписания акта проверки (направления заключения по результатам рассмотрения возражений на акт проверки) или иного документа, составленного по результатам контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
– получения результатов отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды при отсутствии необходимости проведения контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
– получения сообщения госоргана, иных юридических лиц и граждан при отсутствии необходимости проведения контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды.
В иных случаях акт составляется в течение двух месяцев с даты получения данных, достаточных для его оформления.
Если хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду и причиняющая экологический вред, создает опасность причинения экологического вреда в будущем, суд вправе обязать юридических лиц или ИП помимо возмещения экологического вреда приостановить до устранения выявленного нарушения либо запретить такую деятельность.
Таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установлены Указом № 348. Если таксы не установлены, то возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется лицом, ответственным за его причинение, по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды.
Справочно: законодатель также предусмотрел возможность возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств в соответствии с предписаниями госоргана либо по решению суда с учетом обстоятельств дела. При этом размер средств, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, не может быть меньше размера возмещения вреда, определенного в соответствии с таксами. При этом такое восстановление производится в сроки, установленные в предписаниях госоргана либо в решении суда. Данный вариант может быть более предпочтителен для субъектов хозяйствования, т.к. в состав средств, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, может включаться и заработная плата, выплачиваемая работникам организации, амортизация машин и механизмов и т.д.
2. Ответственность должностных лиц
2.1. Ответственность руководителя организации
В соответствии со ст. 252 ТК6 руководитель организации – физлицо, которое в силу закона или учредительного документа организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительным документом, а также трудовым договором.
Частью 5 ст. 15 Закона № 1982-XII определено, что общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, иные юридические лица обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Практически аналогичные положения содержатся и в иных законодательных актах, регламентирующих те или иные сферы природоохранного законодательства. Например, обязанности юридических лиц:
– осуществляющих обращение с отходами, определены в ст. 17 Закона № 271-З7;
– осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определены в ст. 21 Закона № 2-З8;
– при обращении с озоноразрушающими веществами определены в ст. 11 Закона № 56-З9.
Таким образом, руководитель организации как ее единоличный исполнительный орган обязан обеспечить соблюдение организацией требований в области охраны окружающей среды, а также требований, определенных в положениях иных НПА, принятых в области природоохранного законодательства.
Согласно ст. 256 ТК руководитель организации несет полную материальную ответственность за реальный ущерб, причиненный им имуществу организации. Кроме того, п. 7 ст. 33 Закона № 2020-XII10 установлено, что члены органов хозобщества (в т.ч. исполнительный орган – руководитель общества) в соответствии с их компетенцией несут ответственность перед хозобществом за убытки, причиненные этому обществу их виновными действиями (бездействием), в порядке, установленном уставом хозобщества и законодательством.
Заметим, что в практике имеются случаи, когда взысканные с организации финансовые издержки (в т.ч. вред, причиненный окружающей среде) в регрессном порядке возлагаются на руководителя организации. Для исключения этого руководителю следует издать ЛПА, определяющий полномочия сотрудников в сфере природопользования.
Например, при наличии двух и более должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за организацию обращения с отходами производства, назначается одно должностное лицо по координации обращения с отходами производства. При этом приказ о назначении ответственных будет выглядеть следующим образом:
Закрытое акционерное общество «К»
ПРИКАЗ
03.01.2020 № 3
г. Могилев
О некоторых вопросах обращения с отходами
Во исполнение подп. 1.2 п. 1 ст. 17 Закона № 271-З и в соответствии с п. 25 Инструкции по обращению с отходами производства ЗАО «К» в целях разграничения ответственности в организации по вопросам обращения с отходами производства и рационального использования окружающей среды и сбережения природных ресурсов, а также для обеспечения своевременного установления нормативов образования отходов и их инвентаризации
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Назначить лицом, ответственным за организацию работ по обращению с отходами, заместителя директора ЗАО «К» по административно-хозяйственной работе Сидорова З.Е.
2. Назначить лицом, ответственным за организацию учета отходов производства, главного бухгалтера ЗАО «К» Иванову В.И.
3. Назначить лицами, ответственными за первичный сбор, обращение и учет отходов производства в подразделениях ЗАО «К», следующих лиц:
начальника цеха сборки мебели Захарова К.Е;
начальника столярного цеха Ишакова Л.Е.;
заведующую столовой Сидоркину Е.Т.
4. Назначить лицом, ответственным за временное хранение отходов производства в ЗАО «К» заведующую складом Петрову К.И.
5. Начальнику группы правовой и кадровой работы Смирнову Т.Н. в срок до 15.01.2020 организовать внесение изменений в должностные инструкции лиц, указанных в п.п. 1–3 настоящего приказа.
6. Возложить на главного технолога ЗАО «К» Симонова З.Е., а также на лиц, указанных в п.п. 1–4 настоящего приказа, обязанность по своевременному инициированию и проведению инвентаризации отходов, установлению нормативов их образования и согласованию определенных нормативов с уполномоченными органами.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора ЗАО «К» по административно-хозяйственной работе Сидорова З.Е.
Директор ЗАО «К» Родионов Р.Р.Родионов
Соответственно, издав подобный приказ, директор ЗАО «К» делится своей ответственностью в области обращения с отходами с подчиненными. Поэтому если с организации будет взыскан денежный эквивалент вреда, причиненного окружающей среде, то учредители и руководитель организации прежде всего должны рассмотреть вопрос о взыскании этой суммы в регрессном порядке с лиц, которые отвечали за работу в данном направлении. В то же время, если подчиненные своевременно информировали руководителя (например, письменно) о проблемах в данной сфере, а руководитель проигнорировал эти обращения, то ответственность будет по-прежнему лежать на руководителе.
2.2. Порядок привлечения работников к материальной ответственности
Привлечение работников к материальной ответственности регламентируется ст. 400 ТК. Положениями этой статьи предусмотрено, что привлечение к этому виду ответственности возможно только при одновременном наличии следующих условий:
1) ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей. Таким образом, вопрос о привлечении работника к материальной ответственности можно ставить только в том случае, если выполняемая работником функция предусмотрена их трудовым договором (контрактом) и должностной инструкцией. Детализация соответствующих функций может быть зафиксирована в ЛПА. Если данное условие не выполняется, то привлечь работника к материальной ответственности не представляется возможным;
2) противоправности поведения (действия или бездействия) работника. Противоправным признается такое поведение (действие или бездействие) работника, при котором он не исполняет или ненадлежащим образом исполняет обязанности, возложенные на него ТК, иными актами законодательства о труде, коллективным договором, иными ЛПА, трудовым договором. Например, работник не организовал работу в области обращения с отходами в организации, результатом чего стало взыскание с организации денежного эквивалента вреда, причиненного окружающей среде;
3) прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом, обусловлено именно противоправным деянием работника;
4) вины работника в причинении ущерба. Вина здесь определяется в порядке, аналогичном тому, который действует при привлечении физлиц к административной ответственности и который был рассмотрен в настоящей публикации ранее.
При определении размера ущерба учитывается только реальный ущерб, упущенная выгода не учитывается, за исключением случая причинения ущерба не при исполнении трудовых обязанностей (п. 6 ст. 404 ТК). Таким образом, необходимость произвести нанимателем излишних денежных выплат, например, взысканного с организации денежного эквивалента вреда, причиненного окружающей среде, относится к реальному ущербу, который может быть взыскан с работников путем привлечения их к материальной ответственности.
Причиненный работником нанимателю ущерб может быть возмещен:
– добровольно согласно ст. 401 ТК. При этом с согласия нанимателя работник может передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное;
– по распоряжению нанимателя путем удержания из зарплаты работника в соответствии с положениями ч.ч. 1–3 ст. 408 ТК, если размер такого ущерба не превышает 3 среднемесячных заработков работника. Распоряжение нанимателя должно быть сделано не позднее 2 недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом работнику. При этом до издания распоряжения нанимателя об удержании из зарплаты от работника должно быть затребовано письменное объяснение. При этом нанимателям следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 108 ТК при каждой выплате зарплаты общий размер всех удержаний не может превышать 20%;
– в судебном порядке в соответствии с ч. 5 ст. 408 ТК. При этом взыскание материального ущерба с руководителей организаций и их заместителей производится в судебном порядке по заявлению собственника или уполномоченного им органа либо прокурора.
Напомним, что в соответствии с п. 6 постановления Пленума № 2 в судебном порядке рассматриваются споры:
а) нанимателей к работникам о возмещении ущерба, если работник не согласен с размером ущерба и возмещение не может быть произведено по распоряжению нанимателя, а также к работникам, прекратившим трудовые отношения с нанимателем;
б) нанимателей к работникам, если нанимателем пропущен срок для издания распоряжения об удержании суммы возмещения, не превышающей среднего месячного заработка работника;
в) собственника или уполномоченного им органа к руководителям организаций и их заместителям о возмещении материального ущерба, причиненного организации.
2.3. Дисциплинарная ответственность работников
Помимо привлечения работников к материальной ответственности в связи со взысканием денежного эквивалента вреда, причиненного окружающей среде, наниматель за совершение дисциплинарного проступка также вправе применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания (ст. 198 ТК):
1) замечание;
2) выговор;
3) лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев. К ним относятся ежемесячные, ежеквартальные премии, повышение тарифной ставки (оклада) до 50% согласно подп. 2.5 п. 2 Декрета № 2911, иные выплаты стимулирующего характера;
4) увольнение (п.п. 6–11 ст. 42, п.п. 1, 12, 51 и 9 ч. 1 ст. 47 ТК).
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.
Помимо этого, к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными ЛПА.
1 Закон от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 1982-XII).
2 Указ Президента от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде» (далее – Указ 348).
3 Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утв. постановлением Совмина от 17.07.2008 № 1042 (далее – Положение № 1042).
4 Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП).
5 Уголовный кодекс (далее – УК).
6 Трудовой кодекс (далее – ТК).
7 Закон от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 271-З).
8 Закон от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха».
9 Закон от 12.11.2001 № 56-З «Об охране озонового слоя».
10 Закон от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон № 2020-XII).
11 Декрет Президента от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».
12 Пленум Верховного Суда от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей».