Особенности формирования отпускных цен на стройматериалы
Минстройархитектуры письмом от 6.09.2017 № 04-3-02/11540 разъяснило особенности формирования отпускных цен на строительные материалы, изделия, конструкции.
Постановлением Минстройархитектуры от 6.05.2017 № 13 «Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия и конструкции» (далее – постановление № 13) установлены ограничения, применяемые при формировании цен на строительные материалы, изделия, конструкции, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. К таковым относятся строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии правительства, кредитов банков РБ под гарантии правительства и областных, Минского городского исполкомов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) (далее – строительные материалы, изделия, конструкции).
На строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов (за исключением жилых домов), финансируемых за счет иных источников, а также при строительстве жилых домов, финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов, нормы постановления № 13 не распространяются.
Установленные ограничения касаются производителей и импортеров строительных материалов, изделий, конструкций, а также субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую торговлю ими, и организаций, которые используют строительные материалы, изделия, конструкции при строительстве объектов.
Нормы п. 1 постановления № 13 определяют порядок формирования цен на используемые или реализуемые на территории РБ строительные материалы, изделия и конструкции, произведенные в РБ любыми организациями независимо от формы собственности, а также индивидуальными предпринимателями.
В случае несоблюдения норм постановления № 13 на дату вступления его в силу организации должны внести соответствующие изменения в прейскуранты и в расчеты цен (калькуляции) на строительные материалы, изделия, конструкции путем применения установленного предельного норматива рентабельности к плановой себестоимости на дату внесения изменения (1.08.2017 г.) или на дату согласования с вышестоящей организацией.
В случае утверждения организацией нескольких прейскурантов с предельными нормативами рентабельности согласно постановлению № 13 плановая себестоимость должна быть одинаковая по всем прейскурантам.
Сформированные с учетом предельного норматива рентабельности отпускные цены не должны превышать отпускные цены, согласованные в установленном порядке. При этом организации имеют право дифференцировать предельные нормативы рентабельности в разрезе отдельных наименований товарных позиций.
По вопросу установления предельного норматива рентабельности в размере 5% в соответствии с подп. 1.2 п. 1 постановления № 13 Минстройархитектуры разъясняет следующее.
В подп. 1.2 п. 1 постановления № 13 под бюджетными средствами понимаются средства республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии правительства, кредитов банков РБ под гарантии правительства и областных, Минского городского исполкомов.
На стадии инвестиционного проекта о строительстве жилого дома заказчиком (застройщиком) должно быть принято решение, за счет каких средств будет осуществляться строительство жилого дома.
Минстройархитектуры в письме от 5.10.2016 № 03-2-04/12094 подчеркнуло, что предложения регионов о включении многоквартирных жилых домов со смешанным финансированием (долевой и государственный заказ) в перечни жилых домов, ежегодно утверждаемые постановлением министерства, поддерживаться Минстройархитектуры не будут.
Предельный норматив рентабельности в размере 5% установлен только при строительстве жилых домов, финансирование которых осуществляется в полном объеме за счет бюджетных средств (полностью или частично). Таким образом, действие подп. 1.2 п. 1 постановления № 13 распространяется на строительство жилых домов по госзаказу и домов, полностью сформированных из граждан, осуществляющих строительство с государственной поддержкой.
Пункты 2 и 3 постановления № 13 распространяют действие на строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов, финансируемых из источников, установленных Указом Президента от 25.11.2011 № 72, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).
Оптовая надбавка к отпускным ценам на строительные материалы, изделия, конструкции, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с подп. 1.2 п. 1 постановления № 13, не предусмотрена.
Реализация юридическими лицами – производителями, поставщиками строительных материалов, изделий, конструкций юридическим лицам, выполняющим строительные работы, по ценам с ограниченным уровнем рентабельности (надбавки) должна осуществляться на основании договоров с указанием в них цели их приобретения на строительство объектов, указанных в подп. 1.1 п. 1 постановления № 13.
Нормы постановления распространяются на объекты, строительство которых начато с 1 августа 2017 г.
Ответственность за нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов) предусмотрена ст. 12.4 КоАП.