$

1.9984 руб.

2.3272 руб.

Р (100)

3.1481 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Консультации

Основная цель – обуздать инфляцию

26.01.2018

Указом Президента от 31.12.2017 № 470 утверждены Основные направления денежно-­кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год (далее – Основные направления). Главной целью, согласно документу, станет ограничение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, в размере не более 6%.

В соответствии с Основными направлениями в 2018 году продолжится проведение денежно-кредитной политики в режиме монетарного таргетирования, т.е. контроль за денежной массой остается.

В рамках перехода в среднесрочном периоде к режиму инфляционного таргетирования с 2018 года меняется операционный ориентир: вместо рублевой денежной базы предусматривается использование процентной ставки по однодневным межбанковским кредитам в национальной валюте. Промежуточным же ориентиром останется широкая денежная масса.

Процентная ставка по однодневным межбанковским кредитам, напомним, отражает спрос и предложение банков по поддержанию ликвидности. На ее размер влияют процентные ставки по операциям по регулированию текущей ликвидности.

Переход к режиму инфляционного таргетирования намечено осуществить к 2020 году при создании необходимых условий согласно Указу Президента от 15.12.2016 № 466 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы». Однако пока условия для такого перехода не созданы, поскольку экономика не достигла определенного уровня развития.

Операции как регулятор

Основными направлениями предусмотрено, что главным инструментом регулирования текущей ликвидности банковской системы станут проводимые на аукционной основе по утвержденному графику регулярные операции на открытом рынке, параметры которых будут устанавливаться исходя из необходимости достижения операционного ориентира.

В соответствии с Положением о принципах регулирования ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь, утв. постановлением Правления Нацбанка от 30.12.2016 № 657, инструменты регулирования текущей ликвидности подразделяются на:

– постоянно доступные операции;

– двусторонние операции;

– операции на открытом рынке (основные и дополнительные).

Основные операции на открытом рынке играют главную роль в регулировании текущей ликвидности и достижении операционного ориентира и могут осуществляться в форме кредитов, сделок СВОП, эмис­сии облигаций, прямого и обратного РЕПО, депозитов.

При проведении основных операций на открытом рынке Нацбанк стремится к тому, чтобы процентная ставка по ним была ориентиром для ставки однодневных межбанковских кредитов в белорусских рублях.

Проведение постоянно доступных операций направлено на регулирование банками своей ликвидности в автономном режиме, в дополнение к основным операциям на открытом рынке. При этом ставки по постоянно доступным операциям формируют границы колебаний (коридора) ставки однодневных межбанковских кредитов в белорусских рублях.

Двусторонние операции осуществляются в дополнение к постоянно доступным операциям поддержки текущей ликвидности при наличии по ним лимитов или иных ограничений в форме кредитов и сделок СВОП.

Делайте ваши ставки

Согласно Основным направлениям процентная политика в текущем году будет проводиться с учетом необходимости достижения целевого показателя по инфляции. Постепенно планируется снижать номинальные процентные ставки в экономике. В реальном выражении процентные ставки предполагается поддерживать на положительном уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте, обеспечению финансовой стабильности, устойчивому развитию экономики.

Базовым ориентиром для банков по установлению процентной ставки своим клиентам по кредитным операциям является ставка рефинансирования или ставка овернайт.

Напомним, ставки овернайт – это процентные ставки по кредитам в национальной валюте, предоставляемым Нацбанком белорусским банкам для обеспечения бесперебойности расчетов сроком на один день.

При определении процентной ставки по кредиту банки также могут брать за ориентир однодневную межбанковскую ставку по кредитам. Однако если в кредитном договоре процентная ставка может быть привязана к ставке рефинансирования или ставке овернайт, то к однодневной межбанковской ставке привязка не осуществляется, поскольку она ежедневно меняется, причем возможны резкие колебания (например, она может быть существенно выше или ниже ставки рефинансирования или ставки овернайт).

С переходом к режиму инфляционного таргетирования будет совершенствоваться и курсовая политика. Основу данного процесса составит дальнейшее повышение гибкости курса национальной валюты, динамика которого продолжит формироваться под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов и мер экономической, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

Банковский сектор под присмотром

Ряд мероприятий планируется провести в 2018 году с целью обеспечения стабильности банковской системы страны.

В частности, Нацбанк будет осуществлять контроль за соблюдением банками требований к величине и достаточности нормативного капитала. Особое внимание планируется уделить обеспечению безопасного и устойчивого функционирования банковского сектора, в т.ч. стабилизации ситуации с проблемными активами банков. В целях снижения принимаемого банками кредитного риска действия Нацбанка будут направлены на увеличение банками покрытия специальными резервами активов, подверженных кредитному риску.

Как известно, ситуация с проблемной задолженностью белорусских предприятий не совсем благополучна, поэтому вопрос снижения удельного веса просроченного долга остается актуальным и в текущем году.

Продолжится внедрение международных стандартов регулирования и надзора за деятельностью банков. В целях улучшения управления ликвидностью банковской системы, направленного на ограничение риска ликвидности, предусматривается использование показателей ликвидности Базель III в качестве норматива безопасного функционирования.

Валютной системе заказан либерализм

В 2018 году Нацбанк совместно с Правительством продолжит формирование стабильного, эффективного и прозрачного финансового рынка путем совершенствования его инструментов и повышения их ликвидности, развития инфраструктуры и создания благоприятного инвестиционного климата.

Приоритетными направлениями развития финансового рынка станут развитие инвестиционного банкинга, рынка банковских облигаций, внедрение механизмов реструктуризации и секьюритизации, активизация использования финансовых инструментов срочных сделок, создание условий для деятельности банков в сфере коллективных инвестиций.

В 2018 году сохранится общая направленность на либерализацию валютной системы по мере формирования соответствующих благоприятных условий. Нацбанк совместно с Правительством намерен реализовывать меры по снижению уровня долларизации экономики. Одновременно действия Нацбанка будут направлены на отмену обязательной продажи валютной выручки и целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Следует отметить, что постановлением Совмина и Нацбанка от 28.03.2017 № 229/6 «О стратегии развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года» (далее – Стратегия) определены цели либерализации валютной системы. Для их достижения до 2020 года будут предприняты следующие действия:

– поэтапное снижение нормы об обязательной продаже субъектами хозяйствования – резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, а затем отмена института обязательной продажи валютной выручки;

– отмена существующих ограничений в части целевого приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

– изменение условий проведения внешнеторговых операций одновременно с повышением эффективности контроля за добросовестностью их проведения;

– снятие отдельных ограничений при проведении валютных операций, применение иных методов регулирования валютных операций в соответствии с требованиями времени и международной практикой;

– продолжение политики дедолларизации (посредством проведения процентной политики, направленной на обеспечение превышения доходности активов в белорусских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте, последовательной и эффективной денежно-кредитной политики, мероприятий по исключению возможности уплаты в иностранной валюте налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также использования иностранной валюты в качестве эквивалента меры стоимости при установлении тарифов, ставок и цен);

– применение наиболее эффективных подходов к регулированию валютных отношений, контролю проводимых экономическими субъектами валютных операций, принятию мер, обеспечивающих органичное развитие внутреннего валютного рынка.

Шаг навстречу организациям

Начало реализации Стратегии и Основных направлений в новом году уже положено. Так, Нацбанком принято решение об отмене ограничения по целевой покупке иностранной валюты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) – соответствующее постановление Правления Нацбанка от 28.12.2017 № 538 «О некоторых вопросах валютного регулирования и валютного контроля» (далее – постановление № 538) вступит в силу с 11 апреля 2018 г.

Постановлением № 538 утверждена новая редакция Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций, которой установлен единый порядок совершения валютно-обменных операций для юридических лиц и ИП на внутреннем валютном рынке.

В соответствии с новой редакцией Инструкции отменяются целевой характер покупки иностранной валюты и сроки хранения купленной валюты. Юридические лица и ИП обязаны будут указывать код направления использования покупаемой иностранной валюты. При этом покупатели валюты не ограничены в использовании купленной иностранной валюты на другие направления.

Отмена целевого характера приобретаемой на внутреннем валютном рынке валюты позволит юридическим лицам и ИП совершать сделки именно тогда, когда курс сделки выгоден, и уже в последующем производить ее использование. Специальные счета для хранения купленной валюты со вступлением в силу постановления № 538 потеряют свое значение.

Кредитование и вклады на выгодных условиях

Согласно Основным направлениям дальнейшее развитие получит политика последовательного сокращения участия банков в директивном кредитовании и замещения его доступными кредитными ресурсами, основанными на рыночных механизмах и ориентированными на удовлетворение потребностей экономики и населения.

При этом следует отметить, что постановлением Совмина от 29.12.2017 № 1046 «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2018 году» объемы директивного кредитования на текущий год определены в размере 1240 млн. BYN против 1900 млн. BYN в 2017 году.

Нацбанк также продолжит стимулировать банки к привлечению сбережений населения и юридических лиц в национальной валюте преимущественно на длительные сроки за счет более привлекательных условий.

При этом Нацбанк письмом от 22.12.2017 № 76-19/71 «О применении рекомендаций» отменил ограничения верхнего предела процентных ставок по новым срочным банковским вкладам (депозитам) юридических лиц в национальной валюте, о которых шла речь в письмах Нацбанка от 25.04.2016 № 76-19/48 и от 10.06.2016 № 76-19/56.

Планируется также, что в этом году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы путем совершенствования нормативной правовой базы, тарифной политики по оказанию расчетных услуг, развития программно-­технической инфраструктуры, электронного документооборота, внедрения международных стандартов, ограничения (снижения) рисков в платежной системе и проведения надзора за ней.

Дальнейшее развитие получат дистанционные каналы банковского обслуживания, единого расчетного и информационного пространства, цифровых банковских технологий посредством развития межбанковской системы идентификации для оказания финансовых услуг клиентам банков и активного использования электронных платежных инструментов и средств платежа.

Как ожидается, результатом реализации денежно-­кредитной политики в 2018 году станут замедление в Республике Беларусь инфляционных процессов, обеспечение макроэкономической и финансовой устойчивости.

Автор публикации: Нонна РАБЕЦ, юрист