Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Органическая продукция как ниша для бизнеса

Включить в проект закона «О производстве органической продукции» статью о переходном периоде от производства традиционной продукции к органической рекомендовали законодателям ученые и специалисты-аграрники в ходе круглого стола, прошедшего в Палате представителей. Следует также предусмотреть создание единого государственного реестра производителей такой продукции.

При этом участники дискуссии напомнили, что в концепции закона, разработанной еще в 2015 году депутатской группой «Инициатива», статья о переходном периоде, необходимом для того, чтобы почва очистилась от внесенных ранее химических удобрений и пестицидов, предусматривалась.

Ученые ссылались на опыт Казахстана, где в аналогичном законе детально прописана длительность переходного периода, отдельно указаны сроки для посевных площадей, для пастбищ и многолетних культур. Даже если в отечественный законопроект включить такую подробную детализацию не удастся, ее нужно будет прописать на уровне постановления правительства.

Для успешного развития этого сектора АПК также необходимо создать единый государственный реестр производителей органической продукции, доступный гражданам. Он действует в Казахстане, планируют его создать и в России.

Законопроект фактически подготовлен к рассмотрению в первом чтении на сессии, которая откроется в начале апреля. Об основных его положениях мы уже рассказывали (см. «ЭГ» от 13.02.2018 г. № 12 «Логика органического земледелия»).

Принятие закона поможет обеспечить потребителей качественными продуктами питания, решить ряд экологических проблем, будет содействовать развитию малого и среднего предпринимательства на селе и наращиванию экспорта сельскохозяйственной продукции, отметил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Евгений Адаменко.

О необходимости развития экспорта говорили и другие участники круглого стола. Россия уже сегодня готова закупить белорусской органической продукции на 400 млн. USD, сообщил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Владимир Гракун.

Да, выйти на международный рынок очень сложно, там существуют жесткие требования к качеству. Но в США, Канаде и странах ЕС спрос на экологически чистую продукцию превышает предложение.

Отвечая на вопрос, позволяют ли наши климатические условия получить чистую продукцию, замминистра напомнил: да, такие технологии сегодня существуют, в т.ч. и для производства детского питания. Параллельно ведутся научные исследования в рамках государственных научно-технических про­грамм.

В стране работают свыше 20 производителей органической продукции, включая фермерские и личные подсобные хозяйства, другие сельхозорганизации. Сертифицировано 1,5 тыс. га земель.

«Чистая» продукция после вступления закона в силу будет маркироваться знаком «Органический продукт».

Специалисты считают, что работать в Беларуси в этой нише в основном будут фермерские и личные подсобные хозяйства, агроэкоусадьбы. Крупным сельхозорганизациям такие технологии не подойдут, поскольку в ходе параллельного производства органической и традиционной продукции очень сложно не допустить их контакта или смешивания. Такой подход преобладал и на круглом столе. Вопрос о специализации белорусских СПК на выращивании экологически чистой продукции пока никто всерьез не рассматривает, хотя в соседней России подобный опыт имеется. Правда, есть исключения – несколько раз упоминался агрокомбинат «Ждановичи».

А у небольших хозяйств неизбежны проблемы с выходом на рынок даже в своей стране, например, их продукции не просто попасть на полки сетевых супермаркетов. Поэтому в Украине, где производство органической продукции насчитывает уже более двух десятилетий, мелкие фермерские хозяйства объединяются в кооперативы и сов­местно решают подобные задачи, включая выход на зарубежные рынки. Этот опыт придется позаимствовать и белорусам.

И еще – нужна помощь государства. Во многих странах производство органической продукции поощряется. Например, правительство могло бы гарантировать фермерским хозяйствам закупку «чистой» продукции для школьных или детсадовских столовых. В Беларуси необходимо организовать подготовку и повышение квалификации кадров для работы в этой сфере АПК.

В заключение – несколько цифр, озвученных проректором по научной работе Гродненского государственного аграрного университета Сергеем Тарасенко. Проведенное анкетирование показало, что приобретать органическую продукцию по цене в два раза дороже, чем традиционную, готовы 6% населения, дороже в 1,5 раза – 28%, не станут ее покупать даже по низкой цене – 4% белорусов. Понятно, что экологически чистые продукты стоят дороже, чем обычные, они доступны более состоятельным покупателям. Но эти цифры свидетельствуют еще и о том, что часть наших соотечественников не интересуются вопросами здорового питания или же считают приставки «био», «эко», «без ГМО» очередным «разводом» покупателей.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений