Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Органическая продукция – на экспорт

Проект закона «О производстве и обращении органической продукции», принятый Палатой представителей, уже на­правлен в Совет Республики. Верхняя палата Парламента планирует рассмотреть его в ходе осенней сессии.

Проектом закона устанавливаются требования к процессам производства и обращению органической продукции, а также условия при ее параллельном производстве. Предусматривается создание реестра производителей органической продукции – порядок его формирования и ведения возложен на Госкомитет по стандартизации.

Производители такой продукции вправе наносить на потребительскую и транспортную упаковку спецзнак «Органический продукт».

После вступления закона в силу будет введен институт добровольной сертификации органической продукции и процессов ее производства. Этой работой предстоит заниматься аккредитованным органам по сертификации.

Еще одна важная новация направлена на внедрение в этой сфере саморегулируемых организаций. Так, проектом предусмотрена возможность производителей органической продукции объединяться на добровольных началах в организации, ассоциации и союзы с правом установления дополнительных требований к органической продукции, процессам ее производства, обращения и маркировки знаком «Органический продукт».

На днях «Центр экологических решений» (Ecoidea.by) опубликовал итоги любопытного социологического исследования – в ходе его изучалось отношение наших соотечественников к продуктам органического сельского хозяйства. Соцопрос выполнен Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента по заказу «Центра экологических решений» при поддерж- ке шведских партнеров из коалиции «Чистая Балтика».

Оказывается, у белорусов представление о том, что такое органические продукты, не всегда соответствует реальности. Исследователи охарактеризовали общую степень осведомленности жителей крупных городов республики как среднюю. Доли респондентов, встречавших словосочетание «органическая продукция» (80,5%) и имеющих представление о ней (53,7%), как видим, заметно различаются, что указывает на их недостаточную информированность в этом вопросе.

Приобретала такую продукцию лишь пятая часть участников опроса. Причем респонденты чаще понимали под ней овощи, фрукты, ягоды, выращенные без применения химикатов и генно-модифицированных организмов. И реже относили к ней выращенную на натуральных удобрениях и экологически чистую сельхозпродукцию. Оказалось, что горожане заинтересованы в дополнительной информации по данной теме.

Отмечено, что существует целевая группа покупателей органической продукции – это преимущественно женщины в возрасте до 40 лет с высшим образованием.

Однако найти органическую продукцию на полках магазинов непросто. Да, часть торговых сетей пытается ее продвигать, но это явление не массовое. Чаще всего это делается в имиджевых целях и для расширения ассортимента.

В опросе участвовали и отечественные фермеры, работающие в этой нише. Они считают, что Беларуси нужна своя компания по сертификации – сегодня приходится работать с зарубежными фирмами. Кроме того, фермерам нужны и дополнительные сведения по производству, хранению и сбыту органической продукции. Они считают, что государство должно более активно поддерживать производителей, работающих в этом секторе, а пока целевые программы, субсидии и дотации, которые бы стимулировали развитие рынка органической продукции, отсутствуют.

Выяснилось также, что большинство покупателей при выборе продуктов отдают предпочтение их хорошему внешнему виду, а органическая продукция здесь уступает массовой. Кроме того, определенным барьером для эффективных продаж является и ее более высокая цена. Белорусы готовы отдать предпочтение «здоровой» продукции лишь при незначительной ценовой разбежке.

Социологи делают вывод, что в комплексе эти факторы стимулируют производителей и переработчиков к работе на экспорт. По крайней мере, в ближайшей перспективе.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by