Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
118,007.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Оптового поставщика галантерейной продукции оштрафовали за недобросовестную конкуренцию

Фото: freepik.com

В вину компании поставили введение потребителей в заблуждение. Об очередном факте нарушения антимонопольного законодательства рассказали в МАРТ.


Как сообщает регулятор, с заявлением в антимонопольный орган обратилось ООО «П», которое пожаловалось на другого участника рынка – ООО «З». Последнее, по мнению заявителя, вводило потребителя в заблуждение несколькими способами:

– указывало на маркировке реализуемой галантерейной продукции (инструментов для маникюра и педикюра), что она произведена известной группой компаний из Германии – Zinger Group, в то время как производителем товаров является российское ООО «Плант»;

– распространяло на своем сайте информацию о том, что выступает единственным официальным партнером в Беларуси компании Zinger, хотя это не соответствует действительности, поскольку такого статуса у ООО «З» нет.

Кроме того, заявитель полагал, что ООО «З» незаконно использует товарный знак (ТЗ) Zinger, т.к. данное общество зарегистрировало в Беларуси права на этот ТЗ в отношении товаров одного класса МКТУ, но продает и товары другого класса, а международная регистрация ТЗ Zinger в отношении таких товаров принадлежит российской компании ООО «Зингер-СПб».

В ходе антимонопольного расследования ООО «З» пояснило, что информацию о производителе указывало на основании данных от поставщика – индивидуального предпринимателя, с владельцем прав на ТЗ Zinger вело переговоры об официальном партнерстве, а впоследствии сведения о своем статусе единственного официального дилера с сайта удалило.

Что выяснила комиссия МАРТ

Для того чтобы оценить справедливость претензий заявителя, комиссия МАРТ рассмотрела, в частности, следующие вопросы.

1. Была ли недостоверной информация о производителе?

Для того чтобы это выяснить, комиссия МАРТ установила покупателей продукции, исследовала накладные на отпуск товаров, изучила письма поставщика – ИП (тот сообщил, что некоторые из поставленных товаров вообще были ввезены в виде заготовок из Пакистана, а в России доработаны), отправила запрос в ФАС РФ. Вывод комиссии: ООО «З» вводило в гражданский оборот товары с измененной информацией о производителе.

2. Влияют ли сведения о производстве продукции именно в Германии на выбор потребителей?

В поиске ответа комиссия МАРТ провела письменный опрос двух десятков белорусских компаний, реализующих галантерейные товары или работающих в бьюти-индустрии, а также онлайн-опрос потребителей-физлиц. Около 20% субъектов хозяйствования из опрошенных сообщили: указание на то, что товары под маркой Zinger происходят из Германии, служит одним из основных критериев выбора. В свою очередь, большинство граждан (53%) подтвердило, что информация о стране производства прямо влияет на выбор ими товара. В дополнение к этому заявитель представил свой анализ данных о продажах на маркетплейсе и отзывов покупателей в интернете, который свидетельствовал, что пометка «немецкое качество» порождает более высокий спрос.

Это позволило регулятору заключить, что размещение сведений о производстве товаров в Германии формировало у покупателей представления, не соответствующие действительности, и было нацелено на повышение спроса, что могло ущемлять интересы конкурента – ООО «П».

3. Являлась ли недостоверной информация о статусе ООО «З» как эксклюзивного дистрибьютора маникюрных инструментов Zinger?

Фигурант антимонопольного расследования ссылался на некие устные договоренности с представителем руководства ООО «Зингер-СПб», на основании которых в свое время разместил соответствующую информацию на сайте. Однако доказать их наличие не смог. А российская компания опровергла существование таких договоренностей. При этом ГТК сообщил, что товары под ТЗ Zinger в тот же период ввозились в Беларусь (помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления) и другими импортерами.

Отдельные из опрошенных МАРТ белорусских компаний – покупателей указали, что информация на сайте ООО «З» о его статусе официального поставщика повлияла на их выбор.

4. Были ли нарушены ООО «З» права правообладателя ТЗ Zinger при реализации товаров, маркированных этим знаком?

Комиссия МАРТ пришла к выводу, что здесь нарушения не было. Так, согласно п. 4 ст. 3 Закона от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» не признается нарушением исключительного права на товарный знак использование этого ТЗ в отношении товаров, правомерно введенных в гражданский оборот на территории государств – членов ЕАЭС непосредственно владельцем ТЗ или другим лицом с согласия владельца такого знака. Товары, которые ООО «З» продавало в Беларуси, ранее были введены в гражданский оборот с согласия правообладателя ТЗ Zinger – ООО «Зингер-СПб», после чего правообладатель исчерпал свое исключительное право на этот ТЗ и не может контролировать дальнейший оборот таких товаров.

Какие нормы о конкуренции нарушены

По итогам расследования комиссия МАРТ квалифицировала действия ООО «З» как недобросовестную конкуренцию, поскольку:

а) данное общество и заявитель являются конкурентами – обе компании работают на одном товарном рынке, занимаясь оптовой торговлей галантерейной продукции;

б) изменение данных о производителе и размещение обществом информации о своем статусе официального партнера немецкого производителя могли влиять на выбор покупателя, чем способствовали увеличению спроса на реализуемый товар, и имели направленность на приобретение преимуществ (выгод) в предпринимательской деятельности;

в) такие действия противоречат нормам ст. 26 Закона от 12.11.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», которая запрещает недобросовестную конкуренцию путем введения хозяйствующим субъектом в заблуждение, в т.ч. в отношении места изготовления (производства) его товара, предлагаемого к продаже, изготовителя (производителя) такого товара;

г) эти действия были способны причинить убытки конкуренту – ООО «П», т.к. могли вызвать перераспределение потребительского спроса.

Штраф – 400 базовых величин

На основании материалов об административном правонарушении, переданных регулятором в экономический суд, ООО «З» было оштрафовано на 400 БВ (16 тыс. руб.).

Общество пыталось оспорить решение комиссии МАРТ и обжаловать судебное постановление о привлечении к административной ответственности в Верховном Суде, но тот оставил оба документа в силе.

Отметим, что 400 БВ – это минимальный размер штрафа, который грозит юридическому лицу по ст. 13.33 КоАП за недобросовестную конкуренцию. Вообще же он может доходить до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на товарном рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году обнаружения нарушения.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by