Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9825
EUR:
3.4865
RUB:
3.6918
BTC:
109,736.00 $
Золото:
319.72
Серебро:
3.64
Платина:
128.4
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Определяем вид строительных работ в отдельных ситуациях и отражаем их в учете

В процессе использования объектов основных средств (далее – ОС) возникают затраты, которые направлены на улучшение состояния объекта для продления срока службы, ресурса и/или повышения его производительности.

В соответствии с п. 20 Инструкции № 261 фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией), проведением иных аналогичных работ относятся на увеличение первоначальной (переоцененной) стоимости ОС.

Фактические затраты на поддержание ОС в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.

Таким образом, при отражении затрат, связанных с восстановлением ОС (ремонт, модернизация, реконструкция), определяющим моментом является правильное определение вида затрат.

Порядок отражения в бухгалтерском учете строительных работ, связанных с текущим, капитальным ремонтом, модернизацией, реконструкцией зданий, сооружений о зависит в первую очередь от правильности определения основного вида строительных основных работ.

Пунктом 2 ст. 53 Закона № 300-З2 установлено, что строительная деятельность на территории РБ должна осуществляться с соблюдение требований Закона № 300-З, иных актов законодательства, в т.ч. обязательных для соблюдения требований тех­нических нормативных правовых актов (далее – ТНПА), градостроительной документации и проектной документации.

Применение положений нормативных правовых актов (НПА), а также ТНПА, позволяет более предметно определить основные виды строительных работ, выполняемые при ремонте, модернизации, реконструкции зданий, сооружений, что в свою очередь влияет на их порядок отражения в бухгалтерском учете.

Организацией (бытовое обслуживание), хозяйственным способом, планируется, в помещении ремонтной мастерской, выполнить работы по устройству освещения места расположения первичных средств пожаротушения (огнетушители) и несветового указателя выхода. Для устройства освещения планируется приобрести необходимые материалы (светильник, кабель и др.). Работу будет выполнять электрик организации согласно калькуляции. Затраты по содержанию и эксплуатации мастерской учитываются на сч. 23 «Вспомогательные производства».

К какому виду работ (ремонт, модернизация) следует отнести устройство подсветки?

Работы по устройству освещения в помещении ремонтной мастерской относятся к текущему ремонту.

В ТКП 45-4.04-3263 приведены следующие определения:

– эвакуационное освещение – часть аварийного освещения, которая обеспечивает освещение путей эвакуации, подсветку мест расположения несветовых указателей и функционирование световых указателей, направления эвакуации при аварийном отключении рабочего освещения (п. 3.32 разд. 3 ТКП 45-4.04-326);

– аварийное освещение – освещение, позволяющее продолжать работу (освещение безопасности) или обеспечивать эвакуацию людей (эвакуационное освещение) при аварийном отключении рабочего освещения (п. 3.1 разд. 3 ТКП 45-4.04-326).

В соответствии с п. 7.2.4 разд. 7 ТКП 45-4.04-326 эвакуационное освещение в общественных зданиях при соблюдении требований к наименьшей освещенности следует устраивать для возможности ориентировки в случае аварийного отключения рабочего освещения и безопасной эксплуатации людей, в т.ч. и в местах размещения несветовых указателей выходов, планов эвакуации и первичных средств пожаротушения.

Общие признаки ремонтных и строительных работ и критерии состояния объектов в результате их проведения, приведены в приложении 5 к Инструкции № 37/18/64), в частности:

– «ремонт» – совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствии с требованиями, определенными техническими нормативными правовыми актами, а также по предотвращению их дальнейшего интенсивного износа.

– «модернизация» – совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящими к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта.

Таким образом, устройство освещения места расположения первичных средств пожаротушения (огнетушители) и несветового указателя выхода относится к эквакуационному освещению (п. 3.32 разд. 3 ТКП 45-4.04-326); наличие эвакуационного освешения предусмотрено техническими нормативными актами (7.2.4 разд. 7 ТКП 45-4.04-326), и в полной мере соответствует определению термина «текущий ремонт» (приложение 5 к Инструкции № 37/18/6).

Учитывая изложенное, рекомендуем затраты по устройству освещения отнести к основным видам работ, выполняемым при текущем ремонте.

Как отразить произведенные затраты в бух­галтерском учете?

Затраты на текущий ремонт относятся на сч. 23.

В соответствии с ч. 2 п. 20 Инструкции № 26 фак­тические затраты на поддержание ОС в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.

Для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными для основного производства организации применяется сч. 23 «Вспомогательные производства» (ч. 1 п. 26 Инструкции № 505).

В соответствии с ч. 5 п. 26 Инструкции № 50 фактическая себестоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг отражается по Д-ту сч.сч. 20 «Основное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 43 «Готовая продукция», 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и других счетов и К-ту сч. 23 «Вспомогательные производства».

Предъявленный поставщиком НДС учитывается по Д-ту сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и К-ту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сумма НДС, подлежащая вычету в соответствии с законодательством, отражается по Д-ту сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсч. 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг») и К-ту сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» (абз. 4 п. 2, п. 4 Инструкции № 416, ч. 4 п. 53 Инструкции № 50).

Предполагаемые к выполнению работы следует отразить в бухгалтерском учете следующими записями:

Содержание операций

Дебет сч.

Кредит сч.

Оприходованы строительные материалы

10-1

60

Отражен НДС, предъявленный поставщиком

18

60

НДС на основании ЭСЧФ принят к вычету

68-2

18

Начислена заработная плата работнику (электрику), выполнившему строительные работы

23

70

Начислены обязательные страховые взносы в ФСЗН

23

69

Начислены страховые взносы в БРУП «Белгосстрах»

23

76-2

Списан использованный материал

23

10-1

Списаны затраты по устройству аварийного освещения в помещении ремонтной мастерской

20 (29, 25 и др.)

23

 

Организацией был введен в эксплуатацию объект «Реконструкция крыши административного здания». Проектом были предусмотрены замена конструкции крыши с установкой наружная система водостока дождевых и талых с крыши и ее отвод от стены здания по лоткам в дождеприемник ливневой канализации. Ливневая канализация в бухгалтерском учете организации отражена как отдельный инвентарный объект (шифр 30124), нормативный срок службы – 30 лет.
 За выполненную работу подрядчиком организации предъявлено к оплате 2376 руб. (в т.ч. НДС – 396 руб.). Косвенные затраты, подлежащие распределению между частями объекта, законченного строительством, составили 52 руб.

Как в бухгалтерском учете отразить работы по устройству лотков и дождеприемника?

В СТБ 1883-20087 приведены следующие определения:

– «сеть канализационная» – система трубопроводов, каналов и сооружений на них для транспортирования сточных вод (п. 3.2.16 разд. 2 СТБ 1883-2008);

– «дождеприемник» – приемник поверхност­ных сточных вод (п. 3.2.6 разд. 3 СТБ 1883-2008);

– «лоток трубы (канала)» – внутренняя нижняя часть трубы или канала (п. 3.2.15 разд. 2 СТБ 1883-2008).

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект (ч. 1 п. 6 Инструкции № 26).

Инвентарным объектом ОС является:

– объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

– отдельный конструктивно обособленный пред­мет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

– обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы (ч. 2 п. 6 Инструкции № 26).

При этом комплексом конструктивно сочлененных предметов (далее – комплекс) являются один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять определенные функции только в составе комплекса (ч. 3 п. 6 Инструкции № 26).

Вместе с тем, согласно ч. 4 п. 6 Инструкции № 26, если ОС состоит из частей, имеющих различные сроки полезного использования и способных выполнять самостоятельные функции, то каждая такая часть принимается к бухгалтерскому учету как отдельный инвентарный объект ОС.

Если отдельные элементы (части) какого-либо объекта не могут выполнять самостоятельные функции, то инвентарным объектом ОС (единицей учета) они являться не будут.

Общие признаки работ и критерии изменения характеристик объектов ОС в результате их проведения приведены в приложении 5 к Инструкции № 37/18/6, в частности:

– «дооборудование» – совокупность работ по дополнению технологической схемы объекта конструктивными элементами и системами с получением новых дополнительных возможностей объекта или улучшением качественных и/или количественных технико-экономических показателей.

Таким образом, учитывая изложенное, лоток и дождеприемник самостоятельных функций не осуществляют, и, соответственно, не образуют отдельных инвентарных объектов ОС (п. 4 Ин­струкции № 26); входят в состав комплекса, определяемого как система ливневой канализации (ч. 3 Инструкции № 26). Изменение количественных показателей объекта рассматривается как его дооборудование (приложение 5 к Инструкции № 37/18/6).

В соответствии с п. 20 Инструкции № 26 фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) ОС, проведением иных аналогичных работ, отражаются по Д-ту сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» и К-ту сч.сч. 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с пер­соналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Суммы данных затрат, учтенные на сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы», списываются с этого счета в Д-т сч. 01 «Основные средства» по окончании работ.

Порядок формирования в бухгалтерском учете заказчика в строительной деятельности стоимости объекта строительства при возведении, реставрации, реконструкции посредством отражения за­трат на возведение, реставрацию, реконструкцию в бухгалтерском учете организаций установлен Инструкцией № 108.

Согласно п. 7 Инструкции № 10 по способу включения в стоимость объекта учета затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, делятся на прямые и косвенные:

– к прямым затратам относятся затраты, которые в момент их возникновения можно прямо отнести к конкретному объекту учета;

– к косвенным затратам относятся затраты, которые в момент их возникновения нельзя прямо отнести к конкретному объекту учета.

После приемки в установленном порядке объекта в эксплуатацию и утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию в бухгалтерском учете формируются стоимость объекта (каждой части объекта) и стоимость оборудования путем суммирования прямых и косвенных затрат (доли косвенных затрат) (п. 40 Инструкции № 10).

Затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования к установке и другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и созданием ОС, отражаются на субсч. 08-1 «Приобретение и создание основных средств» сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» (п. 13 Инструкции № 50).

Предъявленный подрядчиком НДС учитывается по Д-ту сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и К-ту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сумма НДС, подлежащая вычету, в соответствии с законодательством, отражается по Д-ту сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсч. 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг») и К-ту сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» (абз. 4 п. 2, п. 4 Инструкции № 41, ч. 4 п. 53 Инструкции № 50).

Содержание операций

Дебет сч.

Кредит сч.

Сумма, руб.

Отражены затраты по устройству лотков и дождеприемника (2376-396)

08-1

60

1980

Отражен НДС, предъявленный поставщиком

18

60

396

НДС на основании ЭСЧФ принят к вычету

68-2

18

396

Отнесены затраты по дооборудованию на увеличение стоимости ливневой канализации (1980 + 52)

01

08-1

2032

 

Организацией в бытовых помещениях производственного цеха были выполнены работы по устройству гидроизоляции пола в санитарном узле с укладкой новой плитки и покраске потолка и стен. Работы были выполнены силами строительной группы организации. Согласно калькуляции с учетом стоимости строительных материалов стоимость работы составила 3680 руб. Затраты по содержанию строительной группы учитываются на сч. 25 «Общепроизводственные затраты».

Как для целей бухгалтерского учета следует классифицировать указанные работы и как их отразить в бухгалтерском учете?

Общие признаки ремонтных и строительных работ и критерии состояния объектов в результате их проведения содержатся в приложении 5 к Инструкции № 37/18/6.

Вместе с тем, на основании абз. 2 п. 2 ст. 53 Закона № 300-3 для определения вида выполняемых работ следует учитывать положения ТНПА.

Рекомендуемый перечень основных видов работ, выполняемых при текущем, капитальном ремонте, модернизации, на основании разъяснения Минстройархитектуры (письмо от 24.07.2017 № 04-2-02/9574 «Об отнесении видов работ и услуг к строительной деятельности», далее – Разъяснения Минстройархитектуры), приведен в приложениях А, Б, В к техническому кодексу установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий. Основные требования по проектированию» ТКП 45-1.04-206-2010 (02250), утв. приказом Минстройархитектуры от 15.07.2010 № 267 (далее – ТКП 45-1.04-206).

При определении вида выполняемых строительно-монтажных работ рекомендуем руководствоваться терминами и определениями приведенными в соответствии с приложением А к ТКП 45-1.04-206 работы по замене (устройству) гидроизоляции полов в отдельных санитарных узлах с пол­ной сменой покрытия (переч. 2 п. А. 8 прил. А), все виды малярных работ (переч. 4 п. А. 10 прил. А) относятся к основным видам работ, выполняемым при текущем ремонте.

Согласно п. 20 Инструкции № 26 фактические затраты на поддержание ОС в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.

Пунктом 27 Инструкции № 50 установлено, что затраты, связанные с обслуживанием и управлением структурными подразделениями основного и вспомогательных производств организации, учитываются на сч. 25 «Общепроизводственные затраты». На этом счете отражаются затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств, используемых в производстве, затраты на оплату труда работающих в организации лиц, занятых обслуживанием производства, другие аналогичные по назначению затраты.

Затраты, учтенные на сч. 25 «Общепроизводственные затраты», списываются с этого счета в Д-т сч.сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и других счетов. Затраты, учтенные на сч. 25 «Общепроизводственные затраты», являющиеся условно-постоянными затратами, могут списываться в Д-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

Содержание операции

Дебет сч.

Кредит сч.

Сумма, руб.

Отражены затраты по текущему ремонту санитарных узлов (калькуляция)

25

10, 70, 69, 76 и др.

3680

Списаны затраты по ремонту санитарных узлов

20

25

3680

 


1Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26).

2Закон от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З).

3Технический кодекс установившейся практики ТКП 45-4.04-326-2018 (33020) «Система электрооборудования жилых и общественных зданий. Строительные нормы проектирования», утв. приказом Минстройархитектуры от 02.10.2018 № 212 (далее – ТКП 45-4.04-326).

4Инструкция о порядке начисления амортизации ос­новных средств и нематериальных активов, утв. по­становлением Минэкономики, Минфина и Мин­строй­архитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).

5Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).

6Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утв. постановлением Минфина от 30.06.2012 № 41 (далее – Инструкция № 41).

7Государственный стандарт РБ СТБ 1883-2008 «Строительство. Канализация. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта от 28.06.2008 № 36 (далее – СТБ 1883-2008).

8Инструкция о порядке формировании стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 14.05.2007 № 10 (далее – Инструкция № 10).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by