Определяем вид строительных работ в отдельных ситуациях и отражаем их в учете
В процессе использования объектов основных средств (далее – ОС) возникают затраты, которые направлены на улучшение состояния объекта для продления срока службы, ресурса и/или повышения его производительности.
В соответствии с п. 20 Инструкции № 261 фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией), проведением иных аналогичных работ относятся на увеличение первоначальной (переоцененной) стоимости ОС.
Фактические затраты на поддержание ОС в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.
Порядок отражения в бухгалтерском учете строительных работ, связанных с текущим, капитальным ремонтом, модернизацией, реконструкцией зданий, сооружений о зависит в первую очередь от правильности определения основного вида строительных основных работ.
Пунктом 2 ст. 53 Закона № 300-З2 установлено, что строительная деятельность на территории РБ должна осуществляться с соблюдение требований Закона № 300-З, иных актов законодательства, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА), градостроительной документации и проектной документации.
Применение положений нормативных правовых актов (НПА), а также ТНПА, позволяет более предметно определить основные виды строительных работ, выполняемые при ремонте, модернизации, реконструкции зданий, сооружений, что в свою очередь влияет на их порядок отражения в бухгалтерском учете.
Организацией (бытовое обслуживание), хозяйственным способом, планируется, в помещении ремонтной мастерской, выполнить работы по устройству освещения места расположения первичных средств пожаротушения (огнетушители) и несветового указателя выхода. Для устройства освещения планируется приобрести необходимые материалы (светильник, кабель и др.). Работу будет выполнять электрик организации согласно калькуляции. Затраты по содержанию и эксплуатации мастерской учитываются на сч. 23 «Вспомогательные производства».
К какому виду работ (ремонт, модернизация) следует отнести устройство подсветки?
В ТКП 45-4.04-3263 приведены следующие определения:
– эвакуационное освещение – часть аварийного освещения, которая обеспечивает освещение путей эвакуации, подсветку мест расположения несветовых указателей и функционирование световых указателей, направления эвакуации при аварийном отключении рабочего освещения (п. 3.32 разд. 3 ТКП 45-4.04-326);
– аварийное освещение – освещение, позволяющее продолжать работу (освещение безопасности) или обеспечивать эвакуацию людей (эвакуационное освещение) при аварийном отключении рабочего освещения (п. 3.1 разд. 3 ТКП 45-4.04-326).
В соответствии с п. 7.2.4 разд. 7 ТКП 45-4.04-326 эвакуационное освещение в общественных зданиях при соблюдении требований к наименьшей освещенности следует устраивать для возможности ориентировки в случае аварийного отключения рабочего освещения и безопасной эксплуатации людей, в т.ч. и в местах размещения несветовых указателей выходов, планов эвакуации и первичных средств пожаротушения.
Общие признаки ремонтных и строительных работ и критерии состояния объектов в результате их проведения, приведены в приложении 5 к Инструкции № 37/18/64), в частности:
– «ремонт» – совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствии с требованиями, определенными техническими нормативными правовыми актами, а также по предотвращению их дальнейшего интенсивного износа.
– «модернизация» – совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящими к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта.
Учитывая изложенное, рекомендуем затраты по устройству освещения отнести к основным видам работ, выполняемым при текущем ремонте.
Как отразить произведенные затраты в бухгалтерском учете?
В соответствии с ч. 2 п. 20 Инструкции № 26 фактические затраты на поддержание ОС в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.
Для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными для основного производства организации применяется сч. 23 «Вспомогательные производства» (ч. 1 п. 26 Инструкции № 505).
В соответствии с ч. 5 п. 26 Инструкции № 50 фактическая себестоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг отражается по Д-ту сч.сч. 20 «Основное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 43 «Готовая продукция», 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и других счетов и К-ту сч. 23 «Вспомогательные производства».
Предъявленный поставщиком НДС учитывается по Д-ту сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и К-ту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сумма НДС, подлежащая вычету в соответствии с законодательством, отражается по Д-ту сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсч. 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг») и К-ту сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» (абз. 4 п. 2, п. 4 Инструкции № 416, ч. 4 п. 53 Инструкции № 50).
Предполагаемые к выполнению работы следует отразить в бухгалтерском учете следующими записями:
Содержание операций |
Дебет сч. |
Кредит сч. |
Оприходованы строительные материалы |
10-1 |
60 |
Отражен НДС, предъявленный поставщиком |
18 |
60 |
НДС на основании ЭСЧФ принят к вычету |
68-2 |
18 |
Начислена заработная плата работнику (электрику), выполнившему строительные работы |
23 |
70 |
Начислены обязательные страховые взносы в ФСЗН |
23 |
69 |
Начислены страховые взносы в БРУП «Белгосстрах» |
23 |
76-2 |
Списан использованный материал |
23 |
10-1 |
Списаны затраты по устройству аварийного освещения в помещении ремонтной мастерской |
20 (29, 25 и др.) |
23 |
Организацией был введен в эксплуатацию объект «Реконструкция крыши административного здания». Проектом были предусмотрены замена конструкции крыши с установкой наружная система водостока дождевых и талых с крыши и ее отвод от стены здания по лоткам в дождеприемник ливневой канализации. Ливневая канализация в бухгалтерском учете организации отражена как отдельный инвентарный объект (шифр 30124), нормативный срок службы – 30 лет.
За выполненную работу подрядчиком организации предъявлено к оплате 2376 руб. (в т.ч. НДС – 396 руб.). Косвенные затраты, подлежащие распределению между частями объекта, законченного строительством, составили 52 руб.
Как в бухгалтерском учете отразить работы по устройству лотков и дождеприемника?
В СТБ 1883-20087 приведены следующие определения:
– «сеть канализационная» – система трубопроводов, каналов и сооружений на них для транспортирования сточных вод (п. 3.2.16 разд. 2 СТБ 1883-2008);
– «дождеприемник» – приемник поверхностных сточных вод (п. 3.2.6 разд. 3 СТБ 1883-2008);
– «лоток трубы (канала)» – внутренняя нижняя часть трубы или канала (п. 3.2.15 разд. 2 СТБ 1883-2008).
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект (ч. 1 п. 6 Инструкции № 26).
Инвентарным объектом ОС является:
– объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
– отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
– обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы (ч. 2 п. 6 Инструкции № 26).
При этом комплексом конструктивно сочлененных предметов (далее – комплекс) являются один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять определенные функции только в составе комплекса (ч. 3 п. 6 Инструкции № 26).
Вместе с тем, согласно ч. 4 п. 6 Инструкции № 26, если ОС состоит из частей, имеющих различные сроки полезного использования и способных выполнять самостоятельные функции, то каждая такая часть принимается к бухгалтерскому учету как отдельный инвентарный объект ОС.
Если отдельные элементы (части) какого-либо объекта не могут выполнять самостоятельные функции, то инвентарным объектом ОС (единицей учета) они являться не будут.
Общие признаки работ и критерии изменения характеристик объектов ОС в результате их проведения приведены в приложении 5 к Инструкции № 37/18/6, в частности:
– «дооборудование» – совокупность работ по дополнению технологической схемы объекта конструктивными элементами и системами с получением новых дополнительных возможностей объекта или улучшением качественных и/или количественных технико-экономических показателей.
В соответствии с п. 20 Инструкции № 26 фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) ОС, проведением иных аналогичных работ, отражаются по Д-ту сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» и К-ту сч.сч. 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Суммы данных затрат, учтенные на сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы», списываются с этого счета в Д-т сч. 01 «Основные средства» по окончании работ.
Порядок формирования в бухгалтерском учете заказчика в строительной деятельности стоимости объекта строительства при возведении, реставрации, реконструкции посредством отражения затрат на возведение, реставрацию, реконструкцию в бухгалтерском учете организаций установлен Инструкцией № 108.
Согласно п. 7 Инструкции № 10 по способу включения в стоимость объекта учета затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, делятся на прямые и косвенные:
– к прямым затратам относятся затраты, которые в момент их возникновения можно прямо отнести к конкретному объекту учета;
– к косвенным затратам относятся затраты, которые в момент их возникновения нельзя прямо отнести к конкретному объекту учета.
После приемки в установленном порядке объекта в эксплуатацию и утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию в бухгалтерском учете формируются стоимость объекта (каждой части объекта) и стоимость оборудования путем суммирования прямых и косвенных затрат (доли косвенных затрат) (п. 40 Инструкции № 10).
Затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования к установке и другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и созданием ОС, отражаются на субсч. 08-1 «Приобретение и создание основных средств» сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» (п. 13 Инструкции № 50).
Предъявленный подрядчиком НДС учитывается по Д-ту сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и К-ту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сумма НДС, подлежащая вычету, в соответствии с законодательством, отражается по Д-ту сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсч. 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг») и К-ту сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» (абз. 4 п. 2, п. 4 Инструкции № 41, ч. 4 п. 53 Инструкции № 50).
Содержание операций |
Дебет сч. |
Кредит сч. |
Сумма, руб. |
Отражены затраты по устройству лотков и дождеприемника (2376-396) |
08-1 |
60 |
1980 |
Отражен НДС, предъявленный поставщиком |
18 |
60 |
396 |
НДС на основании ЭСЧФ принят к вычету |
68-2 |
18 |
396 |
Отнесены затраты по дооборудованию на увеличение стоимости ливневой канализации (1980 + 52) |
01 |
08-1 |
2032 |
Организацией в бытовых помещениях производственного цеха были выполнены работы по устройству гидроизоляции пола в санитарном узле с укладкой новой плитки и покраске потолка и стен. Работы были выполнены силами строительной группы организации. Согласно калькуляции с учетом стоимости строительных материалов стоимость работы составила 3680 руб. Затраты по содержанию строительной группы учитываются на сч. 25 «Общепроизводственные затраты».
Как для целей бухгалтерского учета следует классифицировать указанные работы и как их отразить в бухгалтерском учете?
Общие признаки ремонтных и строительных работ и критерии состояния объектов в результате их проведения содержатся в приложении 5 к Инструкции № 37/18/6.
Вместе с тем, на основании абз. 2 п. 2 ст. 53 Закона № 300-3 для определения вида выполняемых работ следует учитывать положения ТНПА.
Рекомендуемый перечень основных видов работ, выполняемых при текущем, капитальном ремонте, модернизации, на основании разъяснения Минстройархитектуры (письмо от 24.07.2017 № 04-2-02/9574 «Об отнесении видов работ и услуг к строительной деятельности», далее – Разъяснения Минстройархитектуры), приведен в приложениях А, Б, В к техническому кодексу установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий. Основные требования по проектированию» ТКП 45-1.04-206-2010 (02250), утв. приказом Минстройархитектуры от 15.07.2010 № 267 (далее – ТКП 45-1.04-206).
При определении вида выполняемых строительно-монтажных работ рекомендуем руководствоваться терминами и определениями приведенными в соответствии с приложением А к ТКП 45-1.04-206 работы по замене (устройству) гидроизоляции полов в отдельных санитарных узлах с полной сменой покрытия (переч. 2 п. А. 8 прил. А), все виды малярных работ (переч. 4 п. А. 10 прил. А) относятся к основным видам работ, выполняемым при текущем ремонте.
Согласно п. 20 Инструкции № 26 фактические затраты на поддержание ОС в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.
Пунктом 27 Инструкции № 50 установлено, что затраты, связанные с обслуживанием и управлением структурными подразделениями основного и вспомогательных производств организации, учитываются на сч. 25 «Общепроизводственные затраты». На этом счете отражаются затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств, используемых в производстве, затраты на оплату труда работающих в организации лиц, занятых обслуживанием производства, другие аналогичные по назначению затраты.
Затраты, учтенные на сч. 25 «Общепроизводственные затраты», списываются с этого счета в Д-т сч.сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и других счетов. Затраты, учтенные на сч. 25 «Общепроизводственные затраты», являющиеся условно-постоянными затратами, могут списываться в Д-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».
Содержание операции |
Дебет сч. |
Кредит сч. |
Сумма, руб. |
Отражены затраты по текущему ремонту санитарных узлов (калькуляция) |
25 |
10, 70, 69, 76 и др. |
3680 |
Списаны затраты по ремонту санитарных узлов |
20 |
25 |
3680 |
1Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26).
2Закон от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З).
3Технический кодекс установившейся практики ТКП 45-4.04-326-2018 (33020) «Система электрооборудования жилых и общественных зданий. Строительные нормы проектирования», утв. приказом Минстройархитектуры от 02.10.2018 № 212 (далее – ТКП 45-4.04-326).
4Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
5Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).
6Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утв. постановлением Минфина от 30.06.2012 № 41 (далее – Инструкция № 41).
7Государственный стандарт РБ СТБ 1883-2008 «Строительство. Канализация. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта от 28.06.2008 № 36 (далее – СТБ 1883-2008).
8Инструкция о порядке формировании стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 14.05.2007 № 10 (далее – Инструкция № 10).