Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тонкости онлайн-маркетинга: как белорусские компании используют «Телеграм» и нейросети

Фото: freepik.com

Продвижение товаров или услуг онлайн стало не прихотью, а необходимостью для бизнеса из любой сферы деятельности. Если тебя нет в интернете, тебя нет нигде – приблизительно так можно сформулировать принцип текущей маркетинговой реальности. Исследовательское агентство «Информационный капитал» (ICRA Research Agency) решило изучить эту тему глубже и провело специальный опрос, чтобы понять, какими каналами онлайн-продвижения своих проектов пользуются белорусские компании. «ЭГ» изучила результаты.

Главный вопрос

Исследование проходило с 20 ап­реля по 20 мая 2023 г. Участие в нем приняли 132 респондента. На вопросы отвечали представители следующих сфер: маркетинг (45% опрошенных), digital-маркетинг (32%), продажи (14%), PR (9%).

Одним из основных в опросе стал вопрос, какие каналы онлайн-продвижения своих проектов компании используют в текущий момент. Результаты показали, что наиболее популярным способом продвижения является маркетинг в социальных сетях – SMM (54,14%). Далее идет контекстная реклама (51,13%). В агентстве ICRA отмечают, что эти два способа дают более быстрые результаты, поэтому и являются самыми популярными. На третьем и четвертом местах расположились SEO (49,62%) и рассылки (48,12%).

«Телеграм»

Показательно, что на текущий момент в Беларуси сохраняется большой процент бизнеса, который не имеет своего телеграм-канала (40,9%). В исследовании сформулированы некоторые предположения, почему так происходит.

1. Нет опыта работы в «Телеграм». У специалистов компаний нет соответствующего опыта в администрировании и продвижении телеграм-каналов.

2. Маркетологи не смогли распробовать все возможности, которые предоставляет «Телеграм». А возможностей у него (в т.ч. для работы с клиентами) очень много: поддержка пользователей, канал вместо громоздкого блога, оперативная рассылка, разного типа боты (в т.ч. для проведения небольших исследований).

3. Недоверие с точки зрения защиты. Специалисты опасаются «угона» телеграм-канала.

4. Необходимость постоянной работы с каналом. У сотрудников просто не хватает на это времени.

При этом, отмечают в агентстве, доля компаний, использующих телеграм-каналы, неуклонно растет.

Маркетплейсы

Также у респондентов спросили, присутствует ли их проект на маркетплейсах. Подавляющее большинство опрошенных ответило на данный вопрос отрицательно (90,9%).

Безусловно, этому есть свои причины. Исследователи поговорили с некоторыми респондентами (взяты рандомно из перечня) и выявили наиболее частые из них:

1. Есть бренд только маркетплейса, а бренд компании теряется на его фоне. В данном случае при «сольном» продвижении бренда или товара гораздо меньше шансов, что он не затеряется среди таких же.

2. Возможность кражи товара. Некоторые маркетологи опасаются, что маркетплейс может создать аналогичный товар и продавать его под своим брендом (учитывая, что у маркетплейса гораздо больше ресурсов).

3. Банальное неумение работать с маркетплейсами. У специалистов по маркетингу просто отсутствуют навыки и опыт работы с такими площадками. Они не могут понять принципы работы необычной для них среды и опасаются совершить ошибки при продвижении товаров.

4. Нет необходимости. Такие компании работают не с товарами и товарными группами, а с услугами.

Нейросети

Среди участников исследования достаточно большое количество начало использовать нейросети для развития собственных проектов (68,2%). Это, прежде всего, связано с экономией времени, автоматизацией имеющихся процессов и желанием маркетологов сосредоточиться на стратегической части своей работы.

У респондентов спросили, как именно они используют нейросети в своих проектах. Результаты показывают, что лишь небольшое количество участников опроса полностью доверяет свои процессы нейросетям (4,51%). При этом специалисты готовы возложить на них часть своих обязанностей по работе с текстовым (63,16%) и графическим (22,56%) контентом. Значительная доля респондентов работает с контентом самостоятельно (40,60%) либо отдает на аутсорс (27,07%).

Такие подходы вызваны различными причинами. Помимо отсутствия компетенций в работе с ИИ, самой распространенной причиной является опасение утечки данных, что вполне вероятно при угрозе взлома ИИ либо его «нечистой» работе. Так, некоторые глобальные компании (к примеру, Samsung) под страхом судебных санкций или увольнения запрещают своим сотрудникам использовать нейросети в рабочих процессах.

Рекламные кабинеты

У респондентов спросили, в каком рекламном кабинете – Google или Яндекс – они предпочитают работать при использовании контекстной рекламы. Большинство из них используют оба рекламных кабинета (36,4%). Лишь малая часть опрошенных использует только Google (15,2%) или только Яндекс (12,9%).

Это объясняется желанием максимально охватить аудиторию и присутствием определенных навыков в работе с рекламными кабинетами. Если специалист или компания выбирает определенную площадку, это, прежде всего, связано с его личными предпочтениями или негативным опытом работы на другой площадке.

Еще один вопрос касается того, в каком рекламном кабинете опрошенные предпочитают работать при использовании таргетированной рекламы в социальных сетях.

Основная часть респондентов ра­ботает с рекламным кабинетов Facebook (36,4%). Это объясняется популярностью Facebook и Instagram у белорусской аудитории и нахождением там большинства целевой аудитории.

При этом есть специалисты, использующие MyTarget в работе с соцсетями (18,2%). Рассматривают они также и российские соцсети (VK, OK) при работе со своими проектами.

Социальные сети

Подавляющее большинство рес­пондентов, работающих с социальными сетями, используют Facebook (81,20%) и Instagram (72,18%).

При этом достаточно популярной является сеть VK (54,14%). Сегодня ее используют в основном специалисты, работающие на российском рынке и с российскими компаниями.

У респондентов также спросили, повлияло ли отключение Instagram и Facebook в России на их трафик. Большинство ответило, что это никак не повлияло на них (72,7%). У сравнительно небольшого количества опрошенных незначительно снизился трафик (22,7%). Такие специалисты успешно перевели свои проекты в российские сети или же не закрывали их (если работали там ранее). Лишь самая малая часть специалистов пострадала от данного отключения (4,5%).

Одним из финальных стал вопрос, какими каналами онлайн-продвижения компании планируют пользоваться в дальнейшем.

Популярными среди респондентов по-прежнему остаются социальные сети (90,23%). При этом количество желающих использовать «Телеграм» в своей работе значительно увеличилось (72,18%), что говорит о заинтересованности данным каналом среди профессиональной аудитории. Небольшой процент опрошенных (18,05%) также планирует использовать в своей работе маркетплейсы.

Выводы

1. На сегодня наиболее популярным каналом продвижения в интернете являются социальные сети. Причем на белорусском рынке огромную популярность сохраняют Facebook и Instagram.

При этом понемногу начинают развиваться и российские социальные сети, хотя и в меньшем проценте. Однако для работы с российским рынком эксперты настоятельно рекомендуют их использовать в своих проектах. Это обусловлено следующими причинами:

– рост товарооборота между Беларусью и Россией;

– значительное улучшение алгоритмов и рекламных возможностей сетей (таких как VK), а также постепенное увеличение их аудитории;

– заинтересованность российских компаний в белорусских специалистах по продвижению;

– проникновение российских компаний на белорусский рынок.

2. «Телеграм» пока остается недооцененной площадкой. При этом все больше представителей бизнеса начинают проявлять к нему интерес и наращивать компетенции в работе с данным каналом продвижения. Эксперты также рекомендуют использование данного канала, поскольку список его возможностей постоянно растет. Среди них:

– формирование лояльной аудитории при помощи групп и каналов;

– работа с рекламными возможностями самого «Телеграма» и рекламными интеграциями в популярных каналах;

– работа с ботами для автоматизации процессов;

– интеграция с другими сервисами (например, CRM-системами).

3. Аудитория настороженно относится к работе с нейросетями, и это объясняется прежде всего соображениями безопасности. Эксперты не рекомендуют выгружать туда финансовые данные или просить доработать код. Так можно «слить» важную корпоративную информацию в глобальную сеть, и она станет достоянием общественности (в т.ч. злоумышленников).

Несколько рекомендаций по работе с нейросетями:

– не доверяйте сетям конфиденциальные данные;

– при работе с контентом четко ставьте цель, дабы исключить непонимание со стороны сети;

– работайте с короткими запросами при создании текстового контента. Сети далеко не всегда воспринимают длинные запросы и могут сбиться или написать информацию, не соответствующую действительности;

– попросите сети сначала сгенерировать контент-план;

– думайте о вашей целевой ауди­тории, что она должна извлечь из вашего контента;

– при работе с графикой четко проработайте образ изображения, чтобы потом не было недопонимания со стороны сети.

4. Что касается маркетплейсов, то их для продвижения товаров и услуг использует меньшая часть опрошенной аудитории. Не всем специалистам необходимы маркетплейсы, но при работе с товаром они могут стать реальным генератором продаж.

Для этого надо:

– выбрать продукт, который может выделиться на фоне общей массы и успешно конкурировать с другими;

– освоить технологии выбранного маркетплейса (изучить матчасть);

– подготовить товары к работе с такой площадкой (у каждой из них могут быть свои требования);

– разработать стратегию продвижения на маркетплейсе;

– заключить договор с маркетплейсом;

– обучить свой персонал или выделенного специалиста.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений