Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ограничения широкого спектра: — под новые веяния попадут и адвокаты

Фото: shutterstock

Около десяти законопроектов подготовлено с официальной формулировкой «в сфере обеспечения национальной безопасности и охраны общественного порядка». Они обсуждены на совещании у Главы государства 18 марта. Что известно об инициативах на данный момент?

Точное количество законопроектов не называлось, ни один из них пока официально не опубликован. Поэтому постараемся разобраться в имеющейся информации, используя официальные сообщения и материалы государственной прессы.

Сообщается, что документы подготовлены Администрацией Президента, Государственным секретариатом Совбеза и другими ведомствами. Александр Лукашенко потребовал, чтобы в ближайшее время эти документы не только были рассмотрены парламентом, но и «оперативно введены в действие».

Он же обозначил спектр действия законопроектов («от призывов к незаконным забастовкам до манипулирования сознанием людей посредством интернет-технологий») и фактически признал, что речь идет о масштабном ужесточении ответственности за проявления «деструктивной деятельности» с легким послаблением за что-то другое («речь не должна идти только о закручивании гаек»).

Глава АП Игорь Сергиенко на совещании сообщил, что были созданы две рабочие группы: одна занималась проектом изменений в Уголовный кодекс, вторая – корректировкой законодательства в сфере общественной безопасности. Спикер отметил, что «правовые нормы изучались в преломлении на события послевыборного периода».

 

Кого нужно, внесут в перечень

О проекте изменений в уголовное законодательство мы уже писали (см. статью «Проект изменений в УК: неуплата налогов физлицами и дискредитация власти», «ЭГ» № 10 за 09.02.2021). Вкратце: предложено введение отдельной ответственности за неуплату налогов физлицами; уголовно наказуемым должно стать повторное участие в несанкционированных мероприятиях; планируется ввести уголовную ответственность за «дискредитацию Республики Беларусь».

Еще в период их подготовки речь шла о намерении внести изменения в другие законы. Как стало известно по итогам совещания, один из них – Закон от 04.01.2007 № 203-З «О противодействии экстремизму». В Генпрокуратуре сообщили, что проект предоставляет органам внутренних дел и госбезопасности полномочия по признанию групп граждан экстремистскими формированиями и запрещению их деятельности. Сейчас такие вердикты выносятся в судебном порядке.

Согласно проекту прокурор, органы госбезопасности и МВД получат право при выявлении признаков экстремистских действий выносить предписания учредителям и руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям при отсутствии оснований для привлечения их к уголовной ответственности. Невыполнение таких требований, а также повторное в течение года вынесение предписания – основания для ликвидации организации, прекращения деятельности ИП.

При этом дела о признании организации экстремистской и ее ликвидации будут рассматриваться судом первой инстанции в сокращенные сроки: до одного месяца со дня принятия заявления.

Одновременно для учредителей и участников экстремистских организаций планируется ввести запрет в течение 5 лет учреждать новые организации и СМИ.

МВД намерено вести перечни организаций, формирований, ИП и граждан, причастных к экстремистской деятельности. Граждан, осужденных за преступления, связанные с экстремизмом, и включенных в данный перечень, власти хотят лишить права на занятие отдельными видами деятельности, их финансовые операции будут подлежать особому контролю.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, попавшим в такой перечень, будет запрещен въезд на территорию страны, а для граждан Беларуси это обстоятельство станет основанием для утраты приобретенного гражданства.

Предлагается расширить понятие «экстремистские материалы»: к ним намерены отнести не только информационную продукцию, но и символику и атрибутику, предназначенную для экстремистской деятельности и ее пропаганды.

Еще один проект предполагает внесение изменений в Закон от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации»: предусмотрено право генпрокурора, прокуроров областей и г. Минска ограничить доступ к интернет-ресурсу и сетевому изданию, через которые распространяются сведения, направленные на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащие призывы к такой деятельности, а также другая информация, распространение которой «способно нанести вред национальным интересам Беларуси».

В ТК может появиться «безусловный запрет на выдвижение политических требований при проведении забастовки», а соответствующее решение суда должно «подлежать немедленному исполнению».

Что касается планируемых изменений в УК, то кроме упомянутых предусматривается усиление ответственности за сопротивление сотрудникам милиции. Кроме того, планируется наказывать за публичное оскорбление близких представителя власти.

Предлагается установить ответственность за участие в экстремистском формировании, финансирование экстремистской деятельности, вербовку, обучение и подготовку лица для участия в названной деятельности. В проекте, кроме прочего, речь идет об уголовной ответственности за призывы к нарушению территориальной целостности страны.

Парламент совместно с Генпрокуратурой разработал и проект Закона «О недопущении реабилитации нацизма».

 

Адвокатура в ожидании

Таким образом, стало известно частичное содержание пяти подготовленных законопроектов. Но есть еще один, о котором на совещании косвенно упомянул Александр Лукашенко, когда поинтересовался, «что сделано для наведения порядка в адвокатуре». По его словам, в отношении адвокатов должен действовать принцип «виноват – отвечай, не виноват – иди работай».

Речь идет о внесении изменений в Закон от 30.12.2011 № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь». Текст нигде пока официально не публиковался, но появление около двух недель назад в интернет-пространстве некоторых его положений вызвало резонанс в профессиональной среде.

Согласно фрагментам проекта его принципиальная новация заключается в том, что адвокаты, ведущие индивидуальную деятельность, а также работающие в составе адвокатских бюро, лишатся права оказывать юридическую помощь по вопросам уголовного, уголовно-процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях и процессуально-исполнительного законодательства об административных правонарушениях. Фактически при такой постановке вопроса основной деятельностью разрешат заниматься только адвокатам в составе территориальных юридических консультаций.

«ЭГ» запросила в Минюсте информацию об этом законопроекте, мы опубликуем ее по готовности.

Пока же, со слов главы ведомства Олега Слижевского, предложенные изменения заключаются в отмене необходимости наличия трехлетнего стажа работы по юридической специальности для тех, кто идет в адвокатуру, увеличении количества вопросов, по которым юридическая помощь оказывается за счет коллегии адвокатов, и расширении категорий граждан, которые смогут на нее претендовать.

Министр подтвердил, что на упомянутом совещании обсуждалось предложение «изучить целесообразность работы адвокатов в юридических консультациях, адвокатских бюро и индивидуально».

«Здесь основной тезис – все адвокаты должны действовать в одинаковых условиях, – сказал Слижевский в комментарии газете «Звязда». – Согласно одному из подходов адвокаты, которые осуществляют деятельность индивидуально и которые работают в адвокатских бюро, должны специализироваться на оказании услуг по гражданским и экономическим делам. Адвокаты, работающие в юридических консультациях, могут оказывать услуги во всех сферах».

Официально Белорусская республиканская коллегия адвокатов сообщила, что получила более 100 предложений по законопроекту и уже направила их в уполномоченные органы. Неофициально же в профессиональном сообществе обсуждали, что после президентского совещания у адвокатов было чуть больше суток для того, чтобы ознакомиться с проектом и направить свои замечания.

Подготовка изменений происходит на фоне усиления давления государства на адвокатуру, лишения некоторых адвокатов лицензий после комментирования ими общественно-политических событий и участия в громких уголовных процессах. Все вместе дает основания для тревоги за судьбу института.

***

Согласно действующему законодательству понятие «экстремистская деятельность» применимо к планированию, организации, подготовке и совершению действий, направления которых собраны в закрытый перечень из 14 элементов. Среди них – насильственное изменение конституционного строя и территориальной целостности государства, захват государственной власти, террористическая деятельность, разжигание розни, реабилитация нацизма и др. Сами по себе оспариванию они не подлежат.

Однако предложенные изменения и комментарии к практике силовых ведомств в последнее время наводят на мысли об опасности расширительного толкования самого понятия и предлагаемых норм. Например, экстремистскими формированиями уже называются даже изначально нейтральные элементы самоорганизации людей, в частности, дворовые или районные чаты в мессенджерах.

Все чаще официально используется выражение «деструктивная деятельность» без уточнения его наполнения. Но оно имеет очень широкое значение и, что важно, не является юридически значимым термином. В русском языке слово «деструктивный» употребляется не менее чем в четырех значениях: разрушительный, гибельный, неплодотворный, неэффективный (Большой современный толковый словарь русского языка, 2012 г., Словарь иностранных слов, 2006 г.).

Складывается впечатление, что максима «разрешено все, что не запрещено законом» постепенно заменяется на противоположную. Поэтому самая широкая огласка при принятии решений сегодня нужна как никогда.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений