Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проект изменений в УК: — неуплата налогов физлицами и дискредитация власти

Подготовлен проект изменений в Уголовный кодекс. Целый ряд предложенных корректировок позволяют говорить о том, что в случае его принятия либерализация будет иметь лишь косметический характер и померкнет на фоне новшеств, призванных обеспечить «общественный порядок».

28 января Александр Лукашенко провел совещание по вопросам совершенствования законодательства. На нем было заявлено, что в плане либерализации правовых норм «мы слишком увлеклись».

Глава государства прямо увязал необходимость корректировки УК с продолжающейся в стране протестной активностью и обозначил направления, по которым планируется внести изменения: борьба с экстремизмом и терроризмом, регулирование проведения массовых мероприя­тий, противодействие попыткам забастовок.

Несколько ранее им было озвучено и намерение усилить борьбу с неуплатой налогов.

По итогам совещания заместитель госсекретаря Совбеза Александр Рахманов сообщил, что готовятся изменения, связанные с внутриполитической ситуацией, – чтобы реагировать «на любые вызовы и угрозы, например, такие, с которыми столкнулась наша страна во втором полугодии 2020 года». Корректировку обещают провести уже до конца I квартала (вероятно, запланировано внесение законопроектов на рассмотрение весенней сессии парламента).

Из слов замгоссекретаря стало понятно, что власти готовят новации не только в УК, но и в КоАП, а также в Трудовой кодекс – «чтобы пресечь призывы к забастовкам». Кроме того, поправки коснутся законодательства о борьбе с экстремизмом, о защите персональных данных, защиты «от агрессивных выпадов в адрес судей, правоохранителей, журналистов, других социальных групп», готовится отдельный законопроект о недопущении героизации нацизма.

Все бы ничего, но тревогу вызывает возможное наполнение этой инициативы. Например, со своей стороны в Генпрокуратуре уже заявили о намерении подготовить документы для признания экстремистской символикой получившего широкую общественную популярность национального бело-красно-белого флага – государственного символа Беларуси в 1991–1995 гг. Фактически это будет означать полноценный запрет его использования.

 

Больше статей «по требованию»

Проект изменений в УК и УПК, подготовленный соответствующей рабочей группой и согласно графику 1 февраля внесенный в правительство, есть в распоряжении «ЭГ». Ознакомившись с ним, можно сделать вывод, что корректировки запланированы достаточно жесткие. Они коснутся в большей степени общественно-политических, нежели экономических отношений.

Ряд статей вызывают вопросы с точки зрения возможного их расширительного толкования.

К сожалению, пока недоступно официальное обоснование готовящихся изменений, но, судя по тексту законопроекта, они «расширяют и углубляют» сказанное публично на президентском совещании.

Остановимся на некоторых предложенных изменениях.

В Общей части УК расширяется перечень деяний, влекущих уголовную ответственность по требованию потерпевшего. Кроме прочего, в него включаются уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 242), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ч. 1 ст. 246), присвоение либо растрата имущества (ч. 1 ст. 211).

В Особенной части УК в новой редакции излагается ст. 179 (Незаконные собирание либо распространение информации о частной жизни). Ее предложено сформулировать как «Незаконные сбор, обработка, хранение, предоставление, распространение информации о частной жизни или персональных данных». Санкции этой статьи – от общественных работ до запрета занимать определенные должности и лишения свободы до 5 лет. При этом сильнее планируют наказывать тех, кто совершил преступление в связи с осуществлением лицом или его близкими профессиональной и служебной деятельности или общественного долга.

УК намерены дополнить ст. 1981 (Нарушение законодательства о средствах массовой информации). Согласно ей распространение владельцем интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательными актами, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, должно наказываться общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на тот же срок.

Согласно действующему законодательству уголовная ответственность за повторное такое деяние не предусмотрена.

Планируется расширить виды наказаний, используемых по ст.ст. 209 (Мошенничество), 210 (Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), 211 (Присвоение либо растрата), 222 (Изготовление либо сбыт поддельных платежных средств), 2262 (Незаконные действия с простыми и (или) переводными векселями), 2263 (Манипулирование рынком ценных бумаг), 233 (Предпринимательская деятельность, осу­ществляемая без специального разрешения (лицензии)) и 236 (Приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем).

 

Неуплата налогов: «зажим» с либерализацией

Статью 242 (Уклонение от погашения кредиторской задолженности) планируется изложить в новой редакции. Если сегодня ее действие распространяется на ИП и должностных лиц юрлица, то новая версия касается и физических лиц.

В частности, уклонение от погашения по вступившему в законную силу судебному постановлению кредиторской задолженности в крупном размере при наличии возможности выполнить обязанность, по мнению авторов, должно наказываться штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на тот же срок. Уклонение от погашения кредиторской задолженности перед гражданином в особо крупном размере при наличии возможности выполнить обязанность – ограничением или лишением свободы на срок до 3 лет.

Подобные изменения должны коснуться и ст. 243 (Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов). Она излагается в новой редакции как «Уклонение физического лица от уплаты сумм налогов, сборов», одновременно вводится ст. 2431 (Уклонение должностного лица юридического лица от уплаты сумм налогов, сборов).

При этом для физлица максимальное наказание – лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (под физлицами здесь понимаются ИП и не являющиеся таковыми физлица, на которых законодательством возложена обязанность по исчислению и уплате сумм налогов и сборов).

Для должностного лица, в сравнении с действующими нормами, максимальное наказание планируют ужесточить с 7 до 10 лет лишения свободы.

Что касается размера неуплаты, то крупным размером для физлиц определена сумма, в 2 тыс. и более раз превышающая размер базовой величины (для должностных лиц – от 2,5 тыс. БВ), особо крупным – от 3,5 тыс. (от 4 тыс. БВ).

Уточняется, что лицо, впервые совершившее преступление по этим двум статьям, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью погасило ущерб и уплатило суммы соответствующих пеней. Действующий УК подобной нормы не содержит.

 

В зависимости от трактовки

Наиболее сильную критику у экспертов, ознакомившихся с проектом изменений в УК, на данный момент вызвали предложенные изменения в ст.ст. 369 (Оскорбление представителя власти) и 3691 (Дискредитация Республики Беларусь).

Первая из упомянутых статей в новой редакции формулируется как «оскорбление представителя власти, дискредитация органов государственной власти и управления». Если действующий УК предусматривает максимальное наказание в виде ограничения свободы до 3 лет за публичное оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей, то в случае планируемой корректировки под действие статьи также подпадет «дискредитация госорганов» – в чем она выражается, в проекте не уточняется.

Здесь же добавляется в качестве вида наказания лишение свободы – на срок до 3 лет со штрафом.

В действующей редакции УК ст. 3691 имеет зарубежный фокус: состав преступления предполагает предоставление иностранному государству, иностранной или международной организации заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Беларуси, правовом положении граждан, дискредитирующих Беларусь или ее органы власти.

В предложенной редакции речь идет уже просто о распространении «информации в неприличной форме, выражающей явное неуважение к белорусскому народу и Республике Беларусь» и в любой форме заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении страны, направленных на причинение вреда национальной безопасности.

Планируемые санкции статьи – от штрафа до лишения свободы на срок до 3 лет.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений