Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Цены
02.03.2021 12 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №16 (2413) от 02.03.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ограничение по изменению цен: кто не подготовился, тот ответит

Сергей Ковальчук

Постановление Совмина от 23.02.2021 № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости» (далее – постановление № 100) вступило в силу с 25 февраля 2021 г.

Постановлением № 100 введен запрет на:

  • повышение в период с 24 по 28 февраля 2021 г. субъектами хозяйствования всех форм собственности цен на всех стадиях товародвижения: производство, импорт, оптовая и розничная торговля (абз. 1 п. 1);
  • повышение цен в период с 1 марта 2021 г. более чем на 0,2 % в месяц к цене, сложившейся на последний день предыдущего месяца.

Запреты касаются социально значимых товаров, перечисленных в приложениях 1 и 2 к постановлению № 100.

МАРТ, Минздраву, облисполкомам и Мингорисполкому поручено в пределах их компетенций осуществлять контроль за выполнением субъектами хозяйствования положений п. 1 постановления № 100 (п. 4 постановления № 100).

 

Ответственность в рамках постановления № 100

Документ не содержит указаний на то, какая ответственность предусмотрена для субъектов хозяйствования и их должностных лиц за невыполнение ограничений, установленных постановлением № 100.

Далее мы, руководствуясь нормами законодательства, восполним данный пробел.

 

1. Какая ответственность предусмотрена для организаций за повышение отпускных цен по сравнению с ценами, действовавшими на 24 февраля 2021 г., выше установленного уровня без согласования с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине (далее – Комиссия) или сверх согласованного с Комиссией уровня?

 Единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории РБ, является КоАП.

Ответственность субъектов хозяйствования за превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен была преду­смотрена ч. 1 ст. 12.6 КоАП-2003, которая предусматривала ответственность в виде штрафа в 3-кратном размере дохода, полученного в результате превышения цен (тарифов).

1 марта 2011 г. вступил в силу Указ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72), которым установлено, что превышение субъектами хозяйствования установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке не является правонарушением (подп. 2.3 п. 2 Указа № 72).

Законом от 12.07.2013 № 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» данное положение было закреплено и в КоАП: ст. 12.6 КоАП признана утратившей силу.

Отметим, что Указ № 72 является действующим и согласно п. 4 ст. 23 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З) указы имеют б†ольшую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам Совмина, а также к иным нормативным правовым актам.

До 1 марта 2021 г. КоАП-2003 содержал только одну статью, предусматривающую административную ответственность за нарушение ценовой дисциплины – ст. 12.4, которой не была предусмотрена ответственность субъекта хозяйствования за превышение установленных ограничений по изменению цен.

С 1 марта 2021 г. вступил в силу КоАП-2021. Ответственность за нарушение установленного порядка формирования (установления) и применения цен закреплена в его ст. 13.2. Данная статья (как и ст. 12.4 КоАП-2003) также не предусматривает ответственности за несоблюдение установленных ограничений по изменению цен.

Вместе с тем абз. 2 п. 2 постановления № 100 руководителям государственных органов и организаций поручено издать локальные правовые акты об организации работы по стабилизации цен с установкой четкой системы контроля и оценки работы кадров.

Таким образом, полагаем, что при невыполнении ограничений, установленных постановлением № 100, руководители подведомственных ор­ганизаций могут быть привлечены к персональной ответственности, предусмотренной этими ЛПА.

 

2. Какая ответственность предусмотрена для торговой организации за повышение оптовых (розничных) цен по сравнению с ценами, действовавшими на 24 февраля 2021 г.?

Как и в случае с производителями и импортерами, в отношении торговых организаций КоАП также не предусматривает ответственности за превышение установленных ограничений по изменению цен.

Однако сложившаяся практика показывает, что органы госуправления воспринимают повышение цен торговыми организациями как нарушение законодательства о торговле, несмотря на то, что ни Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703, ни Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утв. постановлением Сов­мина от 15.01.2009 № 31, не содержат нормы о том, что повышение цен является нарушением законодательства о торговле.

Согласно подп. 9.8 п. 9 Положения о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Рес­публики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 06.09.2016 № 702 (далее – Положение о МАРТ), министр МАРТ вправе приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае установления по результатам проверки такого объекта фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании.

В случае неустранения выявленных по результатам проверки нарушений в установленный в предписании срок либо в случае повторного факта установления нарушений, послуживших основанием для при­остановления работы такого объекта, в течение года со дня приостановления его работы министру МАРТ предоставлено право запрещать работу торгового объекта, объекта общественного питания (подп. 9.9 п. 9 Положения о МАРТ).

 

3. Организация осуществляет различные виды деятельности: импорт, оптовая и розничная торговля.

Какая ответственность предусмотрена в отношении должностного лица, допустившего повышение отпускных, оптовых и розничных цен выше установленного постановлением № 100 уровня?

Административная ответственность должностного лица за нарушение установленного порядка формирования и применения цен предусмотрена ч. 1 ст. 13.2 КоАП-2021.

Конечный перечень нормативных правовых актов, устанавливающих порядок формирования и применения цен, не определен.

Законодательство РБ о цено­образовании состоит из Закона от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее – Закон № 255-З) и иных актов законодательства (ч. 1 ст. 2 Закона № 255-З), конечный перечень которых также не определен.

Вместе с тем превышение субъектами хозяйствования установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке не является правонарушением (подп. 2.3 п. 2 Указа № 72). Данная норма не распространяет своего действия на оптовые и розничные цены.

Таким образом, к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо, допустившее повышение оптовых либо розничных цен по сравнению с ценами, действовавшими на 24.02.2021, т.к. запрет на такое повышение цен установлен постановлением № 100. При этом должностное лицо, допустившее повышение отпускных цен, не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку, несмотря на то, что такой запрет установлен постановлением № 100, согласно подп. 2.3 п. 2 Указа № 72 данное деяние правонарушением не является. А согласно п. 4 ст. 23 Закона № 130-З в случаях, когда постановления Сов­мина противоречат указам, последние имеют б†ольшую юридическую силу.

Нарушение ч. 1 ст. 13.2 КоАП-2021 (как и ранее нарушение ч. 1 ст. 12.4 КоАП-2003) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин.

 

Готовимся к введению ценового регулирования

Подавляющее большинство субъектов хозяйствования не были готовы к введению ограничения по изменению цен. Поэтому в случае возникновения ситуаций, негативно влияющих на уровень затрат субъекта хозяйствования, затруднительно оперативно отреагировать путем корректировки цен по многим товарным позициям, включенным в перечни.

Процедуры подачи документов на согласование и само согласование (регламентированы ч. 3 п. 1 постановления № 100) приводят к образованию временного лага между моментом, в который у субъекта хозяйствования может возникнуть потребность в повышении цен, и моментом, когда такое повышение цен будет согласовано. При этом согласование цен, необходимое субъекту хозяйствования, не является гарантированным.

Учитывая, что с подобной ситуацией могут столкнуться производители и импортеры других товаров, возникает логичный вопрос: как можно подготовиться к такой ситуации с целью минимизации рисков введения подобного государственного регулирования.

Одним из возможных путей решения данной задачи может стать банальное установление завышенных отпускных цен по сравнению с текущими на 3–7% там, где это не противоречит действующему законодательству.

Очевидно, что, если бы конъюнк­тура рынка позволяла это сделать так просто, данный шаг был бы уже давно сделан. Но простое повышение цен не всегда возможно и экономически правильно. Поэтому такое повышение должно одновременно сопровождаться предоставлением в адрес покупателей компенсационной скидки, полностью покрывающей их потери. Что это даст?

В постановлении № 100 оговорено, что недопущение повышения цен в период с 25 по 28 февраля по сравнению с ценами, действовавшими на 24 февраля, осуществляется без учета снижения цен в рамках проведения мероприятий, направленных на продвижение товаров и привлечение покупателей (ч. 1 п. 1 постановления № 100).

В случае введения в отношении продукции, производимой (импортируемой) субъектом хозяйствования, можно будет сохранять уровень отпускных цен либо изменять их в соответствии с установленными ограничениями, а внешние факторы, негативно влияющие на уровень затрат, компенсировать путем уменьшения компенсационной скидки в адрес покупателя.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений