Ограничение по изменению цен: кто не подготовился, тот ответит
Постановление Совмина от 23.02.2021 № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости» (далее – постановление № 100) вступило в силу с 25 февраля 2021 г.
Постановлением № 100 введен запрет на:
- повышение в период с 24 по 28 февраля 2021 г. субъектами хозяйствования всех форм собственности цен на всех стадиях товародвижения: производство, импорт, оптовая и розничная торговля (абз. 1 п. 1);
- повышение цен в период с 1 марта 2021 г. более чем на 0,2 % в месяц к цене, сложившейся на последний день предыдущего месяца.
Запреты касаются социально значимых товаров, перечисленных в приложениях 1 и 2 к постановлению № 100.
МАРТ, Минздраву, облисполкомам и Мингорисполкому поручено в пределах их компетенций осуществлять контроль за выполнением субъектами хозяйствования положений п. 1 постановления № 100 (п. 4 постановления № 100).
Ответственность в рамках постановления № 100
Документ не содержит указаний на то, какая ответственность предусмотрена для субъектов хозяйствования и их должностных лиц за невыполнение ограничений, установленных постановлением № 100.
Далее мы, руководствуясь нормами законодательства, восполним данный пробел.
1. Какая ответственность предусмотрена для организаций за повышение отпускных цен по сравнению с ценами, действовавшими на 24 февраля 2021 г., выше установленного уровня без согласования с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине (далее – Комиссия) или сверх согласованного с Комиссией уровня?
Единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории РБ, является КоАП.
Ответственность субъектов хозяйствования за превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен была предусмотрена ч. 1 ст. 12.6 КоАП-2003, которая предусматривала ответственность в виде штрафа в 3-кратном размере дохода, полученного в результате превышения цен (тарифов).
1 марта 2011 г. вступил в силу Указ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72), которым установлено, что превышение субъектами хозяйствования установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке не является правонарушением (подп. 2.3 п. 2 Указа № 72).
Законом от 12.07.2013 № 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» данное положение было закреплено и в КоАП: ст. 12.6 КоАП признана утратившей силу.
Отметим, что Указ № 72 является действующим и согласно п. 4 ст. 23 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З) указы имеют б†ольшую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам Совмина, а также к иным нормативным правовым актам.
До 1 марта 2021 г. КоАП-2003 содержал только одну статью, предусматривающую административную ответственность за нарушение ценовой дисциплины – ст. 12.4, которой не была предусмотрена ответственность субъекта хозяйствования за превышение установленных ограничений по изменению цен.
С 1 марта 2021 г. вступил в силу КоАП-2021. Ответственность за нарушение установленного порядка формирования (установления) и применения цен закреплена в его ст. 13.2. Данная статья (как и ст. 12.4 КоАП-2003) также не предусматривает ответственности за несоблюдение установленных ограничений по изменению цен.
Вместе с тем абз. 2 п. 2 постановления № 100 руководителям государственных органов и организаций поручено издать локальные правовые акты об организации работы по стабилизации цен с установкой четкой системы контроля и оценки работы кадров.
2. Какая ответственность предусмотрена для торговой организации за повышение оптовых (розничных) цен по сравнению с ценами, действовавшими на 24 февраля 2021 г.?
Как и в случае с производителями и импортерами, в отношении торговых организаций КоАП также не предусматривает ответственности за превышение установленных ограничений по изменению цен.
Однако сложившаяся практика показывает, что органы госуправления воспринимают повышение цен торговыми организациями как нарушение законодательства о торговле, несмотря на то, что ни Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703, ни Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утв. постановлением Совмина от 15.01.2009 № 31, не содержат нормы о том, что повышение цен является нарушением законодательства о торговле.
Согласно подп. 9.8 п. 9 Положения о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 06.09.2016 № 702 (далее – Положение о МАРТ), министр МАРТ вправе приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае установления по результатам проверки такого объекта фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании.
В случае неустранения выявленных по результатам проверки нарушений в установленный в предписании срок либо в случае повторного факта установления нарушений, послуживших основанием для приостановления работы такого объекта, в течение года со дня приостановления его работы министру МАРТ предоставлено право запрещать работу торгового объекта, объекта общественного питания (подп. 9.9 п. 9 Положения о МАРТ).
3. Организация осуществляет различные виды деятельности: импорт, оптовая и розничная торговля.
Какая ответственность предусмотрена в отношении должностного лица, допустившего повышение отпускных, оптовых и розничных цен выше установленного постановлением № 100 уровня?
Административная ответственность должностного лица за нарушение установленного порядка формирования и применения цен предусмотрена ч. 1 ст. 13.2 КоАП-2021.
Конечный перечень нормативных правовых актов, устанавливающих порядок формирования и применения цен, не определен.
Законодательство РБ о ценообразовании состоит из Закона от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее – Закон № 255-З) и иных актов законодательства (ч. 1 ст. 2 Закона № 255-З), конечный перечень которых также не определен.
Вместе с тем превышение субъектами хозяйствования установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке не является правонарушением (подп. 2.3 п. 2 Указа № 72). Данная норма не распространяет своего действия на оптовые и розничные цены.
Нарушение ч. 1 ст. 13.2 КоАП-2021 (как и ранее нарушение ч. 1 ст. 12.4 КоАП-2003) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин.
Готовимся к введению ценового регулирования
Подавляющее большинство субъектов хозяйствования не были готовы к введению ограничения по изменению цен. Поэтому в случае возникновения ситуаций, негативно влияющих на уровень затрат субъекта хозяйствования, затруднительно оперативно отреагировать путем корректировки цен по многим товарным позициям, включенным в перечни.
Процедуры подачи документов на согласование и само согласование (регламентированы ч. 3 п. 1 постановления № 100) приводят к образованию временного лага между моментом, в который у субъекта хозяйствования может возникнуть потребность в повышении цен, и моментом, когда такое повышение цен будет согласовано. При этом согласование цен, необходимое субъекту хозяйствования, не является гарантированным.
Учитывая, что с подобной ситуацией могут столкнуться производители и импортеры других товаров, возникает логичный вопрос: как можно подготовиться к такой ситуации с целью минимизации рисков введения подобного государственного регулирования.
Одним из возможных путей решения данной задачи может стать банальное установление завышенных отпускных цен по сравнению с текущими на 3–7% там, где это не противоречит действующему законодательству.
Очевидно, что, если бы конъюнктура рынка позволяла это сделать так просто, данный шаг был бы уже давно сделан. Но простое повышение цен не всегда возможно и экономически правильно. Поэтому такое повышение должно одновременно сопровождаться предоставлением в адрес покупателей компенсационной скидки, полностью покрывающей их потери. Что это даст?
В постановлении № 100 оговорено, что недопущение повышения цен в период с 25 по 28 февраля по сравнению с ценами, действовавшими на 24 февраля, осуществляется без учета снижения цен в рамках проведения мероприятий, направленных на продвижение товаров и привлечение покупателей (ч. 1 п. 1 постановления № 100).
В случае введения в отношении продукции, производимой (импортируемой) субъектом хозяйствования, можно будет сохранять уровень отпускных цен либо изменять их в соответствии с установленными ограничениями, а внешние факторы, негативно влияющие на уровень затрат, компенсировать путем уменьшения компенсационной скидки в адрес покупателя.