$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Зарубежный опыт

ОБЛОЖИТЬ ВСЕ©

11.11.2011

Глобальный кризис, бюджетные и долговые проблемы заставляют власти разных стран изыскивать новые источники пополнения казны и вводить порой весьма оригинальные налоги исходя из местных условий: чем богаты, то и облагаем.

 

Например, с сентября в Венгрии вступил в силу новый налог на пищевые продукты с большим содержанием соли и сахара, который в местных СМИ окрестили «шоколадным» и «чипсовым». Венгерские производители и импортеры конфет, чипсов, соленых сухариков, тортов, прохладительных напитков должны платить в бюджет от 5% до 20% от стоимости произведенной и ввозимой продукции. Сначала венгерские законодатели хотели обложить аналогичным налогом и местные копчености, славящиеся повышенным содержанием соли, но убоялись народного гнева. Новый налог должен принести в бюджет 106 млн. USD ежегодно. Естественно, уплаченные суммы в конечном итоге перекладываются на потребителей, но власти уверяют, что главная цель здесь — борьба за здоровый образ жизни. Дескать, так они форинтом объясняют людям, что не следует злоупотреблять сластями и соленьями. Впрочем, ответом на такую заботу стал расцвет черного рынка импортных сластей, а ряд компаний сократили производство.

 

Подобный налог на продукты с повышенным содержанием сахара уже существует в Дании, Финляндии и Норвегии. Есть там и другие креативные решения. Так, в начале октября в Дании появился новый налог, которым облагается жиросодержащая продукция, также под предлогом радения за здоровье нации. Ставка — 2,9 USD за кг жира. В результате в стране, по подсчетам Датской конфедерации промышленности, средний гамбургер подорожает на 0,15 USD, а средняя упаковка сливочного масла — на 0,4. Налог получился весьма сложным: объектом обложения является не только содержание жира в конечной продукции, но и использование жира в процессе ее изготовления. Только расходы на системы контроля обойдутся производителям в 28 млн. USD. Зато датские власти могут гордиться: ничего подобного нет ни в одной стране мира.

 

В конце сентября президент США Барак Обама выдвинул план введения в США специального налога на лиц, зарабатывающих в год свыше 1 млн. USD. Поскольку в США миллионеров более 240 тысяч, т.е. 0,17% всех налогоплательщиков, сумму можно собрать изрядную. Но если демократы собираются таким путем изыскать 447 млрд. USD на создание новых рабочих мест, то республиканцы уверяют, что увеличение налоговой нагрузки лишь заставит предпринимателей сократить расходы на производство и приведет к росту безработицы. Председатель бюджетного комитета палаты представителей Конгресса Пол Райан заявил: «Такой налог является движением в неверном направлении, потому что может привести к классовой войне. А классовая война может считаться хорошей политикой, но она всегда будет плохой экономикой. Нам не нужна система, основанная на зависти».

 

Думают над тем, как пополнить казну, и в России. Сейчас Минздравсоцразвития прорабатывает введение обязательного страхового сбора на случай нуждаемости в социальном уходе за стариками. Если сейчас расходы на это граждане обычно несут самостоятельно, то государство в своей заботе о комфортной старости россиян предлагает ввести взнос на эти цели в размере до 1% заработка. Осталось уточнить источник взноса: средства работника, работодателя или обоих.

 

Хорошо, если страна обильна чем-то таким, что можно без особых хлопот обложить очередными налогами. Если же подобных ресурсов не хватает, а традиционные поборы дальше поднимать некуда, то в ход идут более изощренные фискальные методы. При этом необходима осторожность: если переборщить с налогами на производство, ухудшится конкурентоспособность всей экономики. Приходится «грузить» потребление, особенно то, которое можно счесть избыточным. Скажем, нам в Беларуси не к лицу повышать ставки НДС и налога на прибыль или отказываться от плоской шкалы подоходного налога — партнеры по Таможенному союзу не поймут. Акцизы и так растут из месяца в месяц. Зато можно брать налог на прибыль с курсовых разниц, что, по сути, является «налогом на девальвацию» — не слишком оригинальное изобретение, зато исправно бюджет пополняет. А карманы населения серьезно облегчает неофициальный «инфляционный» налог, «ставка» которого того и гляди дойдет до 100% в год. Причем объектом обложения здесь является все — от соли, сахара и масла до квартплаты и планов на открытие своего дела. Попутно решается и задача избытка денежной массы: как напечатали, так и изъяли. Одно плохо: богачей — потенциальных плательщиков обычных налогов больше не станет.

 

Вадим ЛЕБЕДЕВ