Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Принимаемые документы должны работать эффективно

Фото: neg.by

29 марта в «ЭГ» опубликована статья «Арендное жилье: новое для госорганизаций», рассказывающая о новациях Указа от 21.03.2022 № 112 «Об особенностях использования арендного жилья», в частности, об эффективности использования арендного жилья, построенного государственными организациями за счет собственных и заемных средств (кредитов).

Документ содержит грамотные подходы, но, как отмечает
Татьяна ЗАТУРЕНСКАЯ, инженер-строитель, экономист-менеджер, сегодня госорганизации практически не строят арендное жилье. Свою точку зрения специалист излагает далее в статье.

Снижение нагрузки на бюджет

В Беларуси тема арендного жилья постоянно присутствует в программных правительственных документах и в производственной повестке дня отечественного стройкомплекса. В настоящее время строительство арендного жилья можно считать важнейшим направлением развития и реализации жилищной политики. Достаточно сказать, что запланировано в течение 5 лет ввести в эксплуатацию 725 тыс. м2 арендного жилья.

Много это или мало? Вопрос риторический. При этом в Минстройархитектуры прорабатывается вопрос ввода в ближайшей перспективе до 600 тыс. м2 такого жилья в год при наличии соответствующего финансирования. Последние слова, на мой взгляд, являются определяющими, особенно в настоящее время, при отсутствии у многих организаций возможности и желания брать кредиты на строительство, ставшие недоступными как в прямом, так и в переносном смысле.

Сегодня строительство арендного жилья осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств и средств, полученных от сдачи построенного ранее жилья в аренду. Доля арендного жилья, построенного организациями всех форм собственности, незначительна. На 2022 год предусмотрено, что в общем объеме строительства арендного жилья за счет средств организаций будет построено около 4% (постановление Совмина от 04.02.2022 № 69 «О мерах по выполнению заданий по строительству жилых домов и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к ним на 2022 год»). Конечно, таких объемов недостаточно. Особенно в условиях экономических санкций, когда бюджеты должны выполнять в т.ч. свои социальные обязательства. Поэтому я считаю, что нужно незамедлительно принимать меры, которые позволят снизить нагрузку по финансированию строительства арендного жилья на бюджеты и увеличат заинтересованность организаций в строительстве арендного жилья.

В чем интерес компаний

Строительство арендного жилья организациями возможно только за счет чистой прибыли. Чистая прибыль – это часть валового дохода, которая остается после вычета всех расходов, налогов и различных платежей и является основным источником формирования бюджета и накоплений организаций. Организации самостоятельно определяют направления использования чистой прибыли, в т.ч. на возведение арендного жилья. В настоящее время практика такова, что строительство арендных квартир, не говоря о домах, не представляется возможным осуществлять на постоянной основе. Такое могут позволить себе высокорентабельные организации, которых в современных условиях становится все меньше. При этом экономика теряет мультипликативный эффект, который, без сомнения, имел бы место при увеличении объемов строительства арендного жилья за счет средств организаций.

Мы подробно писали о механизме, который может заинтересовать организации всех форм собственности в строительстве арендного жилья. Сегодня в соответствии с НК льготируется прибыль компаний, переданная на строительство объектов физкультурно-спортивного назначения. За последние годы таких объектов построено немало за счет всех источников финансирования.

Может, стоит попробовать перевести стрелки (хоть частично) на строительство арендного жилья, ввод которого повлечет развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, рабочих мест, увеличение налогов в бюджет, поступление арендной платы и т.д.

А причем же здесь Указ № 112

Документ содержит поручение Сов­мину в трехмесячный срок (т.е. до конца июня 2022 г.) принять меры по реализации его норм. Это означает, что правительство вправе поручить соответствующим органам государственного управления разработать меры по увеличению строительства арендного жилья за счет средств организаций. В контексте рассматриваемого Указа – для организаций государственной формы собственности. Установление необходимых льгот по налогообложению для организаций при направлении льготируемой прибыли на строительство арендного жилья при соответствующих утвержденных заданиях или обязательстве будет действенной мерой в реализации предписаний Указа № 112.

Итогом станут не потери бюджета, а дополнительные его пополнения, обусловленные мультипликативным эффектом от увеличения объемов строительства арендного жилья. Мне могут возразить, что НПА направлен не на строительство, а на регулирование правоотношений сторон уже построенного арендного жилья. Но что могут определять и устанавливать госорганизации при отсутствии денежных средств на строительство арендного жилья? Эффективно регулировать использование арендного жилья, построенного госорганизациями, целесо­образно при наличии такого жилья в достаточном количестве и последующем росте объемов строительства.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by