Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Приватизация
26.03.2004 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ОАО нового призыва

Правительство рассчитывает пополнить бюджет за счет продажи новых объектов госсобственности

Правительство рассчитывает пополнить бюджет за счет продажи новых объектов госсобственности

Минэкономики Беларуси подготовило перечень 100 объектов республиканской собственности, подлежащих реформированию в 2004--2005гг.

Удастся ли правительству очередной программой приватизационных действий изменить ситуацию? Смогут ли наконец отечественные инвесторы принять близко к сердцу эти планы?

Ожидается, что уже в 2004 году 50 предприятий из этого списка будут преобразованы в открытые акционерные общества. В их числе 16 объектов Минпрома, 8 -- Минсельхозпрода, 6 -- Минобороны. Не обделены планами реформирования предприятия Минстройархитектуры, Минтранса, Минэнерго, Мининформации, концернов "Белместпром", "Белнефтехим" и "Белгоспищепром". Два предприятия, подведомственных концерну "Беллегпром", планируется продать по конкурсу. Есть среди "приговоренных" к приватизации минский завод "Калибр", "Бобруйскагромаш", сельскохозяйственное предприятие "Беловежский", где численность работающих превышает тысячу человек.

Сложно говорить о реальной инвестиционной привлекательности каждого из этих объектов. По-разному ее оценивают руководство предприятий и инвесторы. Факторы, сдерживающие интерес последних, приводились на недавнем белорусско-германском экономическом форуме. Это нерешаемая пока проблема защиты частной собственности акционеров ("она должна защищаться так же, как и собственность государства"), зависимая от чиновников оценка акций, негарантированное влияние на управленческие решения при наличии пресловутой "золотой акции", жесткие требования со стороны государства -- сохранение профиля деятельности предприятия, численности работающих, выплаты уже имеющихся долгов и др.

Незыблемым является статус крупных предприятий. Их судьба, неустанно подчеркивают в правительстве, может измениться только в случае активного интереса стратегического инвестора и при условии безоговорочного выполнения всего перечисленного выше. Не потому ли так трудно, так медленно идет у нас приватизация? С 1991г. в Беларуси удалось реформировать всего 3882 госпредприятия, что составляет 27% от общего числа зарегистрированных. И сегодня никто не берется прогнозировать ход событий приватизации.

Оптимистичные прогнозы в начале каждого года, свидетельствующие о намерении правительства пополнить государственный бюджет за счет реформирования госсобственности, стараются поменьше вспоминать уже несколько месяцев спустя. На памяти почивший в бозе план продажи госсобственности на 430 млрд. ВYR. В прошлом году корректировать его пришлось трижды! Цифры по доходам естественно все уменьшались. Но и конечную из них -- 325,5 млрд. ВYR -- удалось выполнить всего на 1%. Теперь уже и первоначальный план скромнее: 100 млрд.ВYR.

В 2005 году в ОАО предполагается преобразовать 48 республиканских унитарных предприятий. Крупнейшие из них -- РУП "Витязь", минский завод "Термопласт", "Полесьеэлектромаш", "Березастройматериалы". Будет завершено, по информации департамента по управления госимуществом Минэкономики, акционирование объектов с численностью работающих до 500 человек. Форма "сбыта" последних с государственных рук остается прежней -- конкурсы и аукционы. Предполагается шире прибегать к методу понижения начальной цены. Средние предприятия пройдут процедуру акционирования с последующей продажей акций инвесторам.

Как же закрыть зияющие дыры в бюджете? Правительство пытается найти и задействовать для этого новые рычаги. В их числе -- механизмы отчуждения неэффективно используемого имущества госпредприятий на сумму до 150 тыс.базовых величин (без согласования с главой государства), а также продажи коммерческим структурам недвижимости, акций на аукционах и по конкурсу с начальной ценой лота в размере одной базовой величины (17,5 тыс.ВYR). Под эту статью могут попасть незавершенные строительные объекты, промышленное оборудование, транспортные средства. Для реализации предлагаемых механизмов предполагается утвердить критерии отнесения подобных зданий, сооружений и имущественных комплексов к категории неэффективно используемых. В настоящее время правительство может самостоятельно распоряжаться госимуществом только на сумму до 10 базовых величин. Решения относительно более крупных объектов утверждаются распоряжением Президента страны, и в этом одна из наших национальных особенностей приватизации.

Минэкономики решилось еще на один важный приватизационный шаг, утвердив перечень из 146 открытых акционерных обществ, акции которых планируется продать в 2004 году. Их начальная стоимость по балансовой оценке составляет около 200 млрд.ВYR. Как сообщили в Министерстве, для этого будут использованы конкурсы и аукционы, в том числе продажа через ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа".

В республике на 1.01.2004г. зарегистрированы 1713 ОАО, из которых 1411 созданы в процессе приватизации госсобственности. Всего ОАО выпустили акций на 6,732 трлн.ВYR (по номинальной стоимости), в том числе по приватизированным предприятиям -- на 5,089 трлн. ВYR. За минувший год на вторичном рынке совершено 8926 сделок с акциями на 25,1 млрд.ВYR. В 2003 году смена собственника крупных пакетов акций произошла на 103 предприятиях, в том числе продано 36 пакетов размером более 25% уставного фонда. Для сравнения: на 1.01.2004г. в республиканской собственности находились крупные пакеты акций 539 ОАО, в том числе на 303 предприятиях государство владеет пакетами более 50%.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений