О пенсионном обеспечении в ЕАЭС
Будущие подходы к пенсионному обеспечению, заложенные в проекте Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза (далее – Договор), разъяснило Минтруда и соцзащиты.
Базовый принцип, положенный в основу проекта Договора, – принцип пропорциональности. Он означает, что договаривающие государства принимают на себя ответственность по финансированию будущих пенсий трудящимся-мигрантам за периоды работы на своей территории, как если бы эти граждане проживали в стране трудоустройства. Такой подход предопределяет, что в период работы взносы уплачиваются в пенсионный фонд государства, на территории которого выполняется работа.
На современном этапе применение пропорционального принципа оправдано с точки зрения интересов государства в целом: при возвращении мигрантов на родину расходы на пенсии за «зарубежный» стаж остаются за странами, в которых велась трудовая деятельность (с уплатой пенсионных взносов), и не возлагаются на страну проживания пенсионера. В то же время трудящимся предоставляется право на получение пенсионных выплат от каждого из государств, на экономику которых они работали.
Принцип пропорциональности довольно широко используется странами при заключении международных пенсионных соглашений.
При вступлении в силу норм проекта Договора (в случае, если он будет принят и ратифицирован странами – участниками ЕАЭС) Беларусь будет нести ответственность (выплачивать пенсию) за периоды работы на своей территории. Пенсии за стаж работы в других государствах – членах ЕАЭС будут выплачиваться из пенсионных фондов этих государств. Другими словами, в республике нагрузка на фонд социальной защиты населения по финансированию пенсий мигрантам будет ограничиваться.
При этом каждой страной – участницей Договора ЕАЭС будет обеспечен учет трудового стажа на своей территории и выплата заработанной части пенсии (в размере, предусмотренном национальным законодательством государства, где протекала работа).
Все базовые позиции проекта (в т.ч. об уплате взносов в пенсионный фонд государства трудоустройства) в настоящее время уже действуют в рамках Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения (заключен 24.01.2006 г., вступил в силу 29.03.2007 г.). Иначе говоря, они оправданы и выверены более чем десятилетней практикой белорусско-российских взаимоотношений в области совместного пенсионного обеспечения граждан.
В Евразийском экономическом союзе поставлены цели активизации интеграционных процессов и легальной миграции, повышения открытости национальных рынков и создания общего рынка труда. Нормы заключаемого Договора о пенсионном обеспечении должны способствовать решению этих задач.
Главное предназначение Договора – сформировать механизм, обеспечивающий трудящимся возможность реализовать в полном объеме пенсионные права, заработанные на территории государств – членов ЕАЭС, независимо от того, в каком из этих государств они будут проживать в пенсионный период.