Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Туризм
30.11.2021 12 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №92 (2489) от 30.11.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый Закон «О туризме»: — для защиты прав потребителей туруслуг вводится институт финансовых гарантий

Валерий Фадеев. Фото: Bel.biz

Принят новый Закон «О туризме», предусматривающий финансовое обеспечение ответственности туроператора. Руководители работающих на этом рынке организаций считают, что многие из них в нынешних условиях не смогут выполнить такое требование. Однако в ходе подготовки и принятия Закона к возражениям турбизнеса не прислушались.

Туризм в Беларуси стал развиваться, причем как внутренний, так и международный, в значительной степени благодаря действующему Закону от 25.11.1999 № 326-З «О туризме». За прошедшие годы в него четыре раза вносились изменения, последнее – в 2017 г.

В настоящее время принята новая редакции Закона о туризме (Закон от 11.11.2021 № 129-З), существенно изменившая условия ведения хозяйственной деятельности в этой сфере.

Участники рынка до последнего не теряли надежды убедить разработчиков проекта закона в том, что последствия его принятия могут оказаться для туристической отрасли катастрофическими. Такое нововведение, как институт финансовых гарантий с целью защиты прав потребителей туристических услуг, создает для бизнеса дополнительную нагрузку.

На встречах с представителями Министерства спорта и туризма руководители деловых союзов твердили, что предлагаемые нормы не отвечают требованиям рынка и оторваны от реальных экономических условий.

 Дело в том, что работа над проектом нового закона началась в 2018 г., когда турпоток стабильно рос. Но в это время разразился скандал с компанией «Натали Турс». Сотни белорусов, оплатив туры, остались у разбитого корыта. Поэтому под лозунгом защиты прав таких граждан решили разработать поправки в действующий Закон. А поскольку их оказалось очень много, то подготовили текст его новой редакции.

Однако условия ведения бизнеса и в Беларуси, и в мире изменились. В связи с пандемией коронавируса COVID-19 и закрытием государствами своих границ туротрасль столк­нулась с огромными проблемами. В 2020 г. в три раза сократилось число иностранных туристов, желающих посетить нашу страну, резко уменьшился внутренний туризм, финансовые потери субъектов хозяйствования достигли огромных сумм. В отрасли почти на 13% уменьшилось количество юрлиц.

В условиях коронавируса выросла себестоимость даже обычной экскурсии по городу: необходимы соблюдение социальной дистанции и свободная рассадка людей в автобусах, маски, средства дезинфекции.

Власти многих государств оказывают своим субъектам туристической деятельности различную поддержку. Надежды отечественных организаций на такую помощь со стороны государства не оправдались, они остались один на один со своими проблемами.

В марте 2021 г., когда законопроект готовился в Палате представителей к принятию в первом чтении, Республиканский союз промышленников и предпринимателей рекомендовал снять его с рассмотрения и существенно переработать. При этом представители бизнес-союза соглашались, что корректировка Закона нужна, но, так как туротрасль оказалась одной из наиболее пострадавших от последствий коронавируса, предлагалось не менять правила ее регулирования в течение ближайших трех лет.

 

Мнение эксперта

К аргументам бизнес-сообщества авторы законопроекта не прислушались, что вряд ли будет способствовать развитию отрасли, считает заслуженный юрист Беларуси Валерий Фадеев. По его мнению, на туроператоров возложили непосильное бремя ответственности.

Для осуществления деятельности в сфере международного выездного туризма белорусские туроператоры с 01.01.2023 обязаны иметь финансовые гарантии. Новый Закон предусматривает три формы такого обеспечения:

– вступивший в силу договор добровольного страхования ответственности туроператора за причинение имущественного вреда заказчику (участнику туристической деятельности) в связи с наступлением случаев невозможности исполнения туроператором обязательств по договору оказания туруслуг;

– вступивший в силу договор между туроператором и банком, содержащий обязательство банка перед туроператором обеспечить надлежащее исполнение его обязательств по договору оказания туруслуг путем выдачи банковской гарантии;

– участие в формировании фонда ответственности туроператоров. При этом размер финансового обеспечения ответственности тур­оператора составляет не менее двукратной стоимости туруслуг, преду­смотренной каждым договором.

Таким образом, государство вводит серьезные гарантии для потребителей туруслуг. Но специалисты прогнозируют, что многие в турбизнесе не смогут выполнить указанные требования, им придется свернуть свою деятельность.

Тем более что согласно Закону условия осуществления добровольного страхования ответственности тур­оператора определяются в правилах, утвержденных страховой организацией и согласованных Минфином.

«Думаю, в данной ситуации правила добровольного страхования должна разрабатывать независимая (сторонняя) организация, на чье материальное положение не будут влиять нормы, включенные в этот документ», – подчеркнул В. Фадеев.

Да, государство должно заботиться о благополучии своих граждан, их безопасности и принимать все меры для защиты их прав. Однако взрослые люди должны сами учиться внимательно читать договоры, которые они подписывают, и оценивать риски, считает эксперт.

Кроме того, нельзя забывать, что существует конкуренция, поэтому туроператоры, которые не смогут обеспечить нормальную работу, включая финансовое обеспечение своей ответственности, уйдут с рынка. Но тогда это будет сделано цивилизованно, в рамках конкурентной борьбы, а не в результате диктата государства.

Кроме того, в Палате представителей готовится ко второму чтению законопроект «О саморегулируемых организациях», который в полной мере может быть применен в отношении туристических объединений. И вопрос о гарантиях следовало бы отдать на их регулирование.

 

Перспективы отрасли

Позиция Минспорта и туризма осталась прежней: удорожание туров произойдет, но оно окажется несущественным, где-то в пределах 1–2 USD. Зато потребитель будет более защищен. И в случае форс-мажора деньги, чтобы помочь туристам, будут.

Похоже, в министерстве рассчитывают на то, что к январю 2023 г., когда Закон начнет действовать, коронавирус исчезнет, границы откроются и отрасль заработает в полную силу. Даже если это и случится, то, похоже, обескровленным в финансовом отношении организациям будет непросто вернуть свои позиции на рынке.

В настоящее время специалисты ищут пути восстановления взаимного международного выездного туризма.

Так, Ассоциация туроператоров России обратилась во Всемирную туристическую организацию при ООН, а также к туристическим ассоциациям стран Европы и Азии с инициативой выработать до окончания пандемии общие подходы и стандарты.

Предлагается принять на уровне всех стран единый подход к критериям безопасности объектов размещения. Еще важно унифицировать правила, касающиеся въезда и пребывания, например, переболевших, но невакцинированных граждан. Сегодня все действуют вразнобой: в одной стране действителен ПЦР за 72 часа, в другой – за 48, где-то требуется сдать этот тест по прилету, а где-то необходимы и другие (дополнительные) анализы.

Если такие требования станут общими и понятными для всех, тогда туристу будет легче принять решение о турпоездке, у него исчезнут опасения, что эти правила могут резко измениться.

Предлагается также создать режим большего благоприятствования вакцинированным гражданам, взаимно признав все вакцины, которые действуют в тех или иных странах.

 

О новациях Закона – официально

Закон призван обеспечить комплексное и более полное регулирование в сфере туристической и экскурсионной деятельности, решить ряд назревших здесь проблемных вопросов, в т.ч. защитить интересы граждан, являющихся потребителями туристических услуг.

Основной новеллой Закона является введение института финансового обеспечения ответственности туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного выездного туризма, сообщает пресс-служба Палаты представителей.

Еще одним элементом, способствующим повышению ответственности туроператоров за оказываемые услуги, станет разделение ответственности турагентов и туроператоров.

Вместе с тем внесены изменения и в части одностороннего отказа от исполнения обязательств. Установлено, что именно относится к фактически понесенным расходам, подлежащим возмещению туроператору заказчиком при одностороннем отказе от исполнения обязательств по соответствующему договору, предусмотрена необходимость подтверждения исполнителем фактически понесенных расходов, обозначения в платежных и иных документах их источника и последствия такого неподтверждения.

Регламентирован претензионный порядок урегулирования споров, устанавливается обязательный характер соблюдения этого порядка до обращения с иском в суд, если иное не установлено договором оказания туристических услуг.

Закреплена возможность заключения соответствующих договоров в электронном виде.

Кроме того, с целью защиты профессионально-этической составляющей экскурсионного обслуживания и повышения качества экскурсионных услуг вводится запрет на проведение экскурсий лицами, не имеющими свидетельства о профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов, гидов-переводчиков.

На законодательном уровне закреплена возможность применения аудиогидов, мобильных сопровождений экскурсий и иных технических средств, что обусловлено необходимостью экономии финансовых и человеческих ресурсов, особенно в пик туристических сезонов.

Под действие Закона не подпадают путешествия и поездки сроком свыше одного года, а также деятельность некоммерческих организаций и созданных ими юридических лиц, на которые законодательством возложена организация и проведение, в т.ч. за рубежом, выставок, презентаций, дней экономики, конференций, деловых визитов, мероприятий, направленных на получение образования руководителями и специалистами юридических лиц, индивидуальными предпринимателями и их работниками.

Закон вступает в силу с 01.01.2023, а в части предоставления сведений в реестр субъектов туристической деятельности (перечень таких сведений расширен) посредством электронного документа через единый портал электронных услуг – с 01.01.2024.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений