$

2.1546 руб.

2.4528 руб.

Р (100)

3.2408 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

25.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Консультации

Новый Налоговый кодекс принят Палатой представителей

21.12.2018

Заместитель министра финансов Дмитрий Кийко представил в Палате представителей законопроект, которым Налоговый кодекс излагается в новой редакции. Какие новации нас ожидают?

Комплексная корректировка Налогового кодекса (далее – НК) предусматривает следующие важные нововведения:

– отмену ставки налога на недвижимость в отношении объектов сверхнормативного незавершенного строительства (2%);

– освобождение вновь построенных (после 1.01.2019 ) объектов и земельных участков, на которых они расположены, от имущественных налогов в течение первого года их эксплуатации и применение понижающих коэффициентов к ставкам налогов по таким объектам и земельным участкам в течение второго – пятого годов эксплуатации в следующих размерах: второй год – коэффициент 0,2, третий – 0,4, четвертый – 0,6, пятый – 0,8;

– отмену сбора за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автодорогам общего пользования Беларуси с учетом создания в республике сети платных автомобильных дорог;

– отмену права местных Советов увеличивать до 10 раз ставку налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам недвижимости, а также земельного налога на земельные уча­стки, занятые такими объектами (поступления в местные бюджеты в 2018 г. оцениваются в 7,9 млн руб.);

– расширение возможности применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль за счет увеличения этого вычета в 1,5 раза (до 15% – по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам и до 3% – по машинам, оборудованию и транспортным средствам);

– поэтапное снижение (с 2,5 до 2 раз) предельного размера повышающих (понижающих) коэффициентов к ставкам имущественных налогов, устанавливаемых местными Советами депутатов (начиная с 2020 г., указанные коэффициенты будут ежегодно снижаться на 0,1 в течение 5 лет);

– снижение в 2 раза (до 6%) ставки налога на прибыль и подоходного налога с физлиц по дивидендам – при условии нераспределения полученной прибыли в течение 3 лет, и полное освобождение дивидендов от налогообложения при нераспределении прибыли в течение 5 лет;

– изменение подхода к начислению пени (она не может превышать сумму доначисленного по результатам проверки налога);

– разрешить физлицам обращаться в любой налоговый орган, а не только по месту жительства.

По словам Д. Кийко, проведена комплексная корректировка положений Налогового кодекса на основе предложений, выработанных специальной межведомственной рабочей группой, созданной постановлением Совмина от 6.02.2018 № 102, в целях обеспечения простоты и понятности восприятия норм НК, упрощения налогового администрирования, а также исключения правовой неопределенности и несогласованности его положений.

Предусматривается сближение налогового и бухгалтерского учета (в т.ч. посредством устранения временных различий при признании отдельных видов доходов и расходов); упрощение нормирования отдельных затрат, учитываемых при налогообложении; индексация критериев выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения.

Особый упор при подготовке НК был сделан на упрощении налогового администрирования. Так, намечено совершенствование механизма приостановления операций по счетам плательщиков за счет внедрения риск-ориентированного подхода с делением плательщиков на группы по степени риска и их дифференциации при приостановлении операций по счетам. В частности, решено не блокировать счета при налоговых претензиях для ранее благополучных плательщиков – у них будет 10 дней для уплаты. Если были нарушения, но долги гасились до 1 числа следующего месяца, то операции приостановят не ранее, чем через 5 дней с момента просрочки.

Вводится дополнительно к залогу и поручительству новый способ обеспечения исполнения налогового обязательства – банковская гарантия и предоставление плательщикам права выбора обеспечения налогового обязательства по согласованию с налоговым органом.

Совершенствуется порядок взыскания дебиторской задолженности, в т.ч. возврата излишне взысканных денежных средств с дебитора в случае представления плательщиком недостоверных сведений о наличии дебиторской задолженности, внедрения практики информирования о взыскании задолженности с дебитора через личный кабинет плательщика и т.д.

Совершенствуется порядок контроля за трансфертным ценообразованием. Расширен перечень используемых терминов, уточнены положения, раскрывающие механизм контроля, порядок и условия сопоставления со сделками, которые считаются рыночными. Контролю будут подлежать только внешнеторговые сделки со взаимозависимыми лицами – резидентами оффшорных зон. А внутренние сделки по недвижимости – только со взаимозависимыми лицами или организациями, ИП, применяющими особые режимы налогообложения.

Предусмотрена возможность за­ключения между плательщиком и МНС соглашения о ценообразовании. Это избавит плательщика от составления документации, подтверждающей экономическую обоснованность применения, цены и последующего контроля налогового органа.

Поскольку действие указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» с 1 января 2019 года будет прекращено, то, как отметил Д. Кийко, некоторые меры, направленные на пресечение деятельности лже­предпринимательских структур, вошли в Налоговый кодекс.

Замминистра также отметил введение практики оценки налоговых льгот и их отмены в случае неэффективности.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028


Налоги: список рубрик
Важно
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях