Новый Налоговый кодекс принят Палатой представителей
Заместитель министра финансов Дмитрий Кийко представил в Палате представителей законопроект, которым Налоговый кодекс излагается в новой редакции. Какие новации нас ожидают?
Комплексная корректировка Налогового кодекса (далее – НК) предусматривает следующие важные нововведения:
– отмену ставки налога на недвижимость в отношении объектов сверхнормативного незавершенного строительства (2%);
– освобождение вновь построенных (после 1.01.2019 ) объектов и земельных участков, на которых они расположены, от имущественных налогов в течение первого года их эксплуатации и применение понижающих коэффициентов к ставкам налогов по таким объектам и земельным участкам в течение второго – пятого годов эксплуатации в следующих размерах: второй год – коэффициент 0,2, третий – 0,4, четвертый – 0,6, пятый – 0,8;
– отмену сбора за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автодорогам общего пользования Беларуси с учетом создания в республике сети платных автомобильных дорог;
– отмену права местных Советов увеличивать до 10 раз ставку налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам недвижимости, а также земельного налога на земельные участки, занятые такими объектами (поступления в местные бюджеты в 2018 г. оцениваются в 7,9 млн руб.);
– расширение возможности применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль за счет увеличения этого вычета в 1,5 раза (до 15% – по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам и до 3% – по машинам, оборудованию и транспортным средствам);
– поэтапное снижение (с 2,5 до 2 раз) предельного размера повышающих (понижающих) коэффициентов к ставкам имущественных налогов, устанавливаемых местными Советами депутатов (начиная с 2020 г., указанные коэффициенты будут ежегодно снижаться на 0,1 в течение 5 лет);
– снижение в 2 раза (до 6%) ставки налога на прибыль и подоходного налога с физлиц по дивидендам – при условии нераспределения полученной прибыли в течение 3 лет, и полное освобождение дивидендов от налогообложения при нераспределении прибыли в течение 5 лет;
– изменение подхода к начислению пени (она не может превышать сумму доначисленного по результатам проверки налога);
– разрешить физлицам обращаться в любой налоговый орган, а не только по месту жительства.
По словам Д. Кийко, проведена комплексная корректировка положений Налогового кодекса на основе предложений, выработанных специальной межведомственной рабочей группой, созданной постановлением Совмина от 6.02.2018 № 102, в целях обеспечения простоты и понятности восприятия норм НК, упрощения налогового администрирования, а также исключения правовой неопределенности и несогласованности его положений.
Предусматривается сближение налогового и бухгалтерского учета (в т.ч. посредством устранения временных различий при признании отдельных видов доходов и расходов); упрощение нормирования отдельных затрат, учитываемых при налогообложении; индексация критериев выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения.
Вводится дополнительно к залогу и поручительству новый способ обеспечения исполнения налогового обязательства – банковская гарантия и предоставление плательщикам права выбора обеспечения налогового обязательства по согласованию с налоговым органом.
Совершенствуется порядок взыскания дебиторской задолженности, в т.ч. возврата излишне взысканных денежных средств с дебитора в случае представления плательщиком недостоверных сведений о наличии дебиторской задолженности, внедрения практики информирования о взыскании задолженности с дебитора через личный кабинет плательщика и т.д.
Совершенствуется порядок контроля за трансфертным ценообразованием. Расширен перечень используемых терминов, уточнены положения, раскрывающие механизм контроля, порядок и условия сопоставления со сделками, которые считаются рыночными. Контролю будут подлежать только внешнеторговые сделки со взаимозависимыми лицами – резидентами оффшорных зон. А внутренние сделки по недвижимости – только со взаимозависимыми лицами или организациями, ИП, применяющими особые режимы налогообложения.
Предусмотрена возможность заключения между плательщиком и МНС соглашения о ценообразовании. Это избавит плательщика от составления документации, подтверждающей экономическую обоснованность применения, цены и последующего контроля налогового органа.
Поскольку действие указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» с 1 января 2019 года будет прекращено, то, как отметил Д. Кийко, некоторые меры, направленные на пресечение деятельности лжепредпринимательских структур, вошли в Налоговый кодекс.
Замминистра также отметил введение практики оценки налоговых льгот и их отмены в случае неэффективности.