Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №73(2570) от 27.09.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5004
EUR:
2.3953
RUB:
4.2631
Золото:
130.09
Серебро:
1.47
Платина:
67.53
Палладий:
165.84
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Под занавес очередной парламентской сессии приняты новые законы

Фото: nikvesti.com

30 июня завершила работу восьмая сессия Палаты представителей. В ходе последних заседаний принят ряд законопроектов, касающихся хозяйственной деятельности, в т.ч. во втором чтении – об изменении законов «О государственно-частном партнерстве» и «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», в первом чтении – поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы.

С надеждой на инвестиции

Об основных новациях законопроекта «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» мы рассказывали ранее.

Правительство надеется, что обновленный закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) упростит и ускорит реализацию инфраструктурных инвестпроектов, которые сегодня особенно нуждаются в источниках финансирования.

Предлагаемые нормы направлены на оптимизацию ряда процедурных вопросов, предшествующих принятию решений о реализации проектов ГЧП, сокращение подготовительного периода и ускорение начала их реализации.

Например, закрепляется возможность заключения соглашения о ГЧП путем прямых переговоров без проведения конкурса в отношении тех проектов, реализация которых не предусматривает бюджетного финансирования. Здесь правительство учло опыт России, Казахстана, Турции и других стран, где в некоторых случаях практикуется такой вариант привлечения инвестиций.

По словам депутата Анатолия Насени, представлявшего документ на сессии, Национальное агентство инвестиций и приватизации уже формирует определенные схемы работы по этой системе.

Сформулированы особенности финансирования проектов ГЧП за счет средств республиканского и местных бюджетов. Так, для местных бюджетов совокупный годовой объем финансирования всех объектов ГЧП в области не должен превышать 1% доходов консолидированного бюджета; также область должна выдержать лимит долга, определенный бюджетным законодательством.

Уточняются полномочия комиссии по проведению конкурса и компетенция Совмина по определению порядка организации и проведения прямых переговоров. Заменяется обязательное представительство Минэкономики и Минфина в конкурсных комиссиях на за­явительное – по инициативе госпартнеров.

Предусмотрены меры по недопущению дефицита средств местных бюджетов при выплатах по проектам ГЧП.

Перечень объектов для заключения соглашений о ГЧП дополнен информационно-коммуникационной инфраструктурой, что актуально с учетом необходимости повышения уровня цифровизации экономики.

28 июня законопроект был одобрен Советом Республики.

НК дополнят новым сбором

Законопроект «Об изменении Бюджетного и Налогового кодексов Республики Беларусь» принят в первом чтении.

Предполагается внести точечные изменения в Бюджетный кодекс (БК) для приведения его отдельных статей в соответствие с принятыми в последнее время нормативными правовыми актами (НПА).

Для оперативного решения вопросов финансирования (например, в 2020 г. такая необходимость возникла при оплате расходов, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID-19) устанавливаются соответствующие полномочия главы государства.

Сегодня неиспользованные остатки бюджетных средств на счетах организаций по окончании финансового года перечисляются в доход соответствующего бюджета, в т.ч. государственного целевого бюджетного фонда, включая инновационный, а также государственного внебюджетного фонда. И в случае принятия нормативного акта, определяющего иной порядок использования остатков бюджетных средств, возникает необходимость корректировки БК. Для исключения такой практики вносятся изменения в ст. 101 БК: неиспользованные остатки бюджетных средств направляются на цели, определенные законодательством.

Устанавливается, что штрафы за умышленные неначисление и неуплату обязательных страховых взносов в ФСЗН зачисляются в бюджет Фонда (а не в республиканский бюджет).

Часть поправок связана с приведением Налогового кодекса (НК) в соответствие с Указом от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131).

Напомним, что Указом № 131 введен с 1 мая 2022 г. сбор за размещение (распространение) рекламы, взимаемый с белорусских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), являющихся рекламодателями.

В состав республиканских налогов включается сбор за размещение (распространение) рекламы, а раздел НК «Республиканские налоги» планируется дополнить главой 282 «Сбор за размещение (распространение) рекламы» из 9 статей.

Упрощается порядок администрирования для ИП. Перечень представляемых ими налоговых деклараций по экстерриториальному принципу (подп. 2.1 п. 2 ст. 26 НК), предлагается дополнить налоговой декларацией налогового агента по подоходному налогу с физических лиц.

Автоперевозки: разграничат ответственность

Законопроект об изменении Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» подготовлен на основании анализа правоприменительной практики и с целью приведения его норм с принятыми ранее НПА.

Как объяснил при рассмотрении документа на сессии председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Игорь Комаровский, закрепляются формы контроля Транспортной инспекцией за соблюдением законодательства производителями транспортных работ и услуг при организации и выполнении автомобильных перевозок. При этом уточнены термины «организация автомобильных перевозок» и «выполнение автомобильных перевозок».

Дополняются полномочия Совмина в части установления случаев и порядка изъятия разрешений на проезд транспортных средств (ТС), зарегистрированных в РБ, по территории одного или нескольких иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок.

На Министерство транспорта и коммуникаций возлагается контроль за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований. Кроме того, Минтрансу делегируются дополнительные полномочия для определения ежегодного количества выдаваемых иностранным государствам разрешений на проезд их автомобильных средств по территории Беларуси при выполнении международных автомобильных перевозок; выдачи, изъятия, возврата разрешений на проезд ТС, зарегистрированных в РБ, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок; обмена бланками разрешений с компетентными органами других государств.

Кроме того, законопроект содержит положения, направленные на урегулирование ряда других вопросов.

Так, разграничивается ответственность грузоотправителя, экспедитора и грузополучателя за убытки, причиненные автомобильному перевозчику и третьим лицам, в зависимости от того, выступают ли они заказчиком автомобильной перевозки и возложена ли на них обязанность по обеспечению наличия и правильности оформления необходимых транспортных и грузосопроводительных документов.

Расширяются способы приема средств платежа за автомобильную перевозку пассажиров автомобилями-такси при заказе перевозки с помощью электронной информационной системы.

В целях защиты пассажира установлено, что он при заказе автомобильной перевозки имеет право на информацию о тарифах или ориентировочной стоимости услуги.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.b

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by