Новые правила закупок за бюджетные деньги. Требования к членам комиссии, договорам, гарантиям оплаты
![](/upload/slam.image/iblock/655/910_450_0/34956-bghbr6tl6vipowkslbabdi179k19wb8p-100.jpg)
Это лето ознаменовано важнейшим юридическим событием – вступают в действие существенно измененные правила проведения госзакупок. В предыдущем номере (№ 45 от 21.06.2019) раскрыты основные моменты новой правовой реальности в этой сфере, сегодня обращаем ваше внимание на детали.
С 1 июля вступит в силу новая редакция Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон). Правительством в развитие положений Закона урегулированы вопросы, касающиеся организации и проведения самой процедуры закупки товаров (работ, услуг) за бюджетные деньги: 19 июня опубликовано постановление Совмина от 15.06.2019 № 395.
Отметим, что действие постановления № 395 не распространяется на госзакупки, если процедуры по ним начаты или договоры заключены до 1 июля 2019 г. При этом процедура госзакупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении. Проведение таких процедур осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до указанной даты.
Разработчики Закона ставили себе задачу повысить гласность и прозрачность процедур госзакупок, сократить общее количество недобросовестных посредников, тем самым способствуя развитию добросовестной конкуренции, устранить проблемы, связанные с результатами проведения конкурентных процедур.
Среди таких проблем:
– практика проведения процедуры без выделения под нее денежных средств, что влечет за собой неизбежную отмену такой процедуры,
– изменение цены договора после его заключения,
– уход от ответственности недобросовестных поставщиков, отказывающихся от заключения договора или его надлежащего исполнения.
Существенными нововведениями стали:
- жесткое закрепление принципа неизменности договора на госзакупку после его заключения,
- введение права поставщика по согласованию с заказчиком поставить товар, являвшийся предметом госзакупки, показатели (характеристики) которого являются аналогичными или улучшенными по сравнению с указанными в договоре при соблюдении двух условий: внесения соответствующих уточнений допсоглашением к договору и при наличии обоснованной невозможности исполнения договора,
- установление закрытого перечня возможностей изменять срок поставки и цену договора,
- регламентация порядка заключения договора (договор по результатам госзакупки должен быть оформлен в виде электронного документа и подписан ЭЦП),
- закрепление обязанности проводить госзакупки с помощью централизованной системы формирования, обработки и хранения информации, оптимизирующей процессы госзакупок,
- определен порядок аккредитации на электронной торговой площадке, которой подлежат юридические и физические лица, в т.ч. ИП, являющиеся заказчиками, организаторами или планирующие принять участие в процедурах госзакупок.
В Законе закреплены новые виды процедур госзакупок:
– открытый конкурс (двухэтапный),
– конкурс с ограниченным участием.
Это позволит проводить в т.ч. закупки через процедуру лизинга (через двухэтапный открытый конкурс).
Кроме того, важной деталью нового Закона стало закрепление в ст. 16 общих требований к участникам процедуры закупки. Но это не отменяет возможности закрепления в рамках отдельно взятой процедуры дополнительных требований к участникам. Если такие требования изначально заявлены, это не будет дискриминацией, поскольку в равной степени относится ко всем участникам процедуры закупки.
Услуги организатора по организации и проведению процедур госзакупок оплачиваются заказчиками и (или) участниками таких процедур, кроме случая, когда организатором выступает госорган, а услуги оператора электронной торговой площадки – участниками таких процедур.
Принятие этого нормативного акта призвано решить важные проблемы, связанные с госзакупками: обеспечение возможности установления стабильной работы бизнеса с государством, достижение максимальной прозрачности и защищенности такого рода сделок – как юридической, так и организационной. Предшествующая практика проведения закупок за счет бюджетных средств или с их участием показала, что, сколь бы ни были жесткими установленные правила, при их недостаточном соблюдении самими госорганами эффективность такого нормативного акта сводится к нулю. Ничтожна ценность требований, если не обеспечено их безусловное исполнение.
Сегодня нет уверенности и в том, что все пройдет гладко при внедрении в работу государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками (ГИАС), которая начнет функционировать с 1 июля 2019 г.; есть опасения, что будут трудности в ходе реализации положений Закона, поэтому отдельные вопросы сняты уже сегодня.
Так, новые требования к членам комиссии по госзакупкам не являются жесткими и строго обязательными. Для начала будет достаточно:
– возложить функции председателя комиссии на руководителя либо его зама;
– включить в состав комиссии хотя бы одно лицо, прошедшее специальную подготовку по программе обучения, согласованной с МАРТ (обучение занимает от 2 до 14 дней, выдается документ установленного образца).
Во избежание блокирования процесса госзакупок в начале года Законом введено право заказчика на продление действующих договоров в декабре текущего года на срок до двух месяцев включительно.
Кроме того, с 01.01.2020 органами государственного казначейства должна быть реализована задача резервирования плановых ассигнований. Благодаря этому будет исключена возможность проведения процедуры госзакупки, не имеющей гарантий по оплате, а годовые планы будут заморожены в последующем для изменений.
Особо следует отметить новые правила составления и размещения годового плана госзакупок – новая форма плана утверждена, размещена на сайте МАРТ с соответствующими пояснениями и рекомендациями по его заполнению. Такие планы ранее следовало размещать в марте текущего года, включая в него процедуры закупок в строительстве. По новым правилам годовой план закупок должен быть размещен в открытом доступе в течение 5 дней с момента его утверждения – привязки к дате больше нет, закупки в строительстве из плана с 1 июля исключаются.
Для закупок из одного источника определены необходимые и достаточные условия проведения – несостоявшаяся конкурсная процедура и сумма закупки от 50 до 300 БВ. С 01.01.2020 такие закупки смогут проводиться только в электронном виде через электронную площадку.
Планируется ввести в систему электронных торгов реестр договоров, что облегчит работу по их заключению и хранению, а также возможность автоматизации заполнения необходимых форм договоров.
Обновление ГИАС в целях обмена данными через ОАИС намечено на 2020–2021 гг.
По мере развития сектора госзакупок очевидным становится и потребность введения новой профессии – закупщик. Практика сформирует требования и «должностную инструкцию» таким работникам, но это задачи на перспективу.
Мы планируем продолжить разговор о госзакупках в ближайших выпусках «ЭГ».