Новые правила для государственных облигаций
Постановлением Совмина от 28.09.2017 № 722 утверждено Положение о порядке эмиссии, обращения и погашения государственных облигаций Республики Беларусь, размещаемых на внутреннем финансовом рынке. Рассмотрим основные нормы этого документа.
Новое Положение заменит ряд постановлений Правительства, касающихся обращения государственных облигаций, принятых в 1998–2015 гг. В нем учтены изменения в законодательстве последних лет, в т.ч. нормы Бюджетного кодекса (далее – БК) и Закона от 5.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг».
Государственные заимствования осуществляются в пределах лимитов внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Долговые обязательства Республики Беларусь могут оформляться государственными ценными бумагами, эмитированными (выданными) от имени Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1 ст. 53 БК). Эмитентом таких ценных бумаг является Минфин (п. 1 ст. 56 БК). Общий объем эмиссии (выдачи) государственных ценных бумаг определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и отражается в источниках внешнего и внутреннего финансирования республиканского бюджета. Размещенные на внутреннем финансовом рынке бумаги формируют внутренний государственный долг, а размещенные на внешних финансовых рынках (за рубежом) – внешний. У нас государственные ценные бумаги выпускаются только в виде государственных облигаций, хотя в мировой практике встречаются и другие виды долговых финансовых инструментов, эмитентами которых выступает государство (казначейские векселя, сертификаты с различным обеспечением).
В Беларуси государство может эмитировать именные облигации и облигации на предъявителя, а их номинальная стоимость может быть выражена в белорусских рублях или иностранной валюте. Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками на основании решения эмитента о выпуске облигаций, содержащего следующие сведения:
– порядковый номер выпуска;
– идентификационный номер выпуска;
– объем выпуска (или указание на то, что объем выпуска является открытым);
– номинальная стоимость облигаций; валюта номинальной стоимости облигаций; срок обращения; срок и способ размещения;
– размер, порядок и условия выплаты дохода;
– дата (даты), срок и условия погашения облигаций; порядок и условия досрочного выкупа облигаций;
– указание на то, являются облигации именными или на предъявителя;
– указание на категорию владельцев облигаций (юридические и (или) физические лица, резиденты и (или) нерезиденты Республики Беларусь).
Эмитент может досрочно выкупить облигации для их последующей продажи или досрочного погашения. При этом досрочный выкуп облигаций производится эмитентом через банки-агенты в соответствии с заключаемыми с ними договорами, в торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее – БВФБ) либо путем заключения договора с владельцем облигаций.
На каждый выпуск облигаций эмитент оформляет анкету выпуска ценных бумаг. Форма такой анкеты в настоящее время утверждена в приложении 1 к Инструкции о некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, утв. постановлением Минфина от 31.08.2016 № 78.
Размещение, погашение (досрочный выкуп) облигаций, в т.ч. за счет эмиссии новых облигаций, и выплата дохода по ним осуществляются в валюте, в которой выражена их номинальная стоимость.
Депозитарный учет прав на именные облигации осуществляют уполномоченные депозитарии. Это может быть Нацбанк, центральный депозитарий РБ или определяемые им по согласованию с эмитентом депозитарии – резиденты либо нерезиденты РБ.
Информация о выпусках облигаций размещается эмитентом в Интернете на своем официальном сайте.
Именные облигации
Такие облигации могут быть дисконтными (по которым доход образуется за счет приобретения по цене ниже номинальной стоимости и погашения их эмитентом по номиналу) и процентными (доход образуется в виде процентов от номинальной стоимости). Процентные облигации могут размещаться по номинальной стоимости, ниже или выше ее. Процентный доход выплачивается владельцу процентной облигации периодически в течение срока ее обращения и (или) при погашении.
Именные облигации могут размещаться в порядке, устанавливаемом эмитентом, путем открытой продажи (на аукционах, проводимых эмитентом в торговой системе БВФБ или на БВФБ без проведения аукциона, в т.ч. с использованием систем дистанционного банковского обслуживания) или закрытой продажи – на основании договора между эмитентом и юридическим лицом – резидентом или нерезидентом РБ.
Уполномоченные депозитарии представляют в центральный депозитарий сводные заявки на погашение (досрочный выкуп) и (или) выплату процентного дохода по именным облигациям за 3 рабочих дня до указанной в решении о выпуске облигаций даты погашения (досрочного выкупа) и (или) выплаты процентного дохода.
Обязательства по погашению (досрочному выкупу) именных облигаций и (или) выплате процентного дохода по ним исполняются эмитентом путем перечисления денежных средств уполномоченным депозитариям за 2 рабочих дня до даты погашения (досрочного выкупа) и (или) выплаты процентного дохода, указанной в решении о выпуске облигаций. Датой исполнения эмитентом обязательств при этом является дата списания денежных средств со счета по учету средств республиканского бюджета.
Уполномоченные депозитарии – резиденты РБ после получения денежных средств от эмитента на дату погашения (досрочного выкупа) и (или) выплаты процентного дохода по именным облигациям осуществляют расчеты с владельцами именных облигаций путем перечисления денежных средств на банковские счета владельцев именных облигаций, открытые в белорусских банках или банках-нерезидентах.
Если дата погашения (досрочного выкупа) именных облигаций и (или) дата выплаты процентного дохода приходится на нерабочий день в Беларуси или стране, где уполномоченными депозитариями и (или) банками открыты корреспондентские счета в иностранной валюте, расчеты с владельцами именных облигаций осуществляются в первый рабочий день, следующий за датой погашения (досрочного выкупа) и (или) датой выплаты процентного дохода.
Уполномоченные депозитарии-нерезиденты после получения денежных средств от эмитента осуществляют расчеты с владельцами именных облигаций в порядке и сроки, предусмотренные правом государства, резидентом которого является данный уполномоченный депозитарий.
Сделки с именными облигациями в процессе их обращения совершаются на территории Беларуси (на организованном и (или) неорганизованном рынках) и за ее пределами. Порядок совершения сделок с именными облигациями в торговой системе организаторов торговли ценными бумагами, в т.ч. на БВФБ, определяют эти организаторы. Сделки с именными облигациями, влекущие переход прав на них от их первого или каждого последующего владельца к другому лицу, в течение трех рабочих дней, предшествующих дате выплаты процентного дохода и (или) дате (датам) погашения (досрочного выкупа), а также на дату (даты) погашения (досрочного выкупа) не совершаются.
Облигации на предъявителя
Особенность облигаций на предъявителя – их эмиссия на бланках, форма которых устанавливается эмитентом.
Операции по размещению, обслуживанию и погашению (досрочному выкупу) облигаций на предъявителя осуществляются эмитентом с использованием услуг банков-агентов в соответствии с заключенными договорами. За совершение таких операций банки-агенты получают вознаграждение в размере, предусмотренном договорами, но не более 1% от номинальной стоимости размещенных ими облигаций.
Эмитент в сроки, определенные договорами, исполняет свои обязательства путем перечисления денежных средств банкам-агентам. При этом владельцы данных облигаций предъявляют их в банки-агенты для получения процентного дохода и (или) их погашения (досрочного выкупа) в сроки, установленные решением эмитента о выпуске облигаций. По истечении указанных сроков требования владельцев облигаций об их погашении и выплате процентного дохода подлежат исполнению эмитентом.
Налогообложение
Напомним, что при определении валовой прибыли не учитываются доходы от операций с государственными ценными бумагами, эмитируемыми Минфином от имени Республики Беларусь, за исключением государственных ценных бумаг, эмиссия и размещение которых осуществлялись на внешних финансовых рынках, если иное не установлено законодательными актами (подп. 2.1 п. 2, ч. 6 подп. 2.2 п. 2 ст. 138 НК). При этом речь идет о доходах, определяемых в виде разницы:
– между ценой погашения (оплаты) и ценой приобретения таких ценных бумаг, уменьшенных на сумму расходов по данным операциям, – при погашении (оплате) ценных бумаг их эмитентом в форме, установленной законодательством, по окончании срока обращения ценных бумаг;
– между ценой реализации ценных бумаг, но не выше их текущей стоимости на день продажи, и ценой приобретения таких ценных бумаг, уменьшенных на сумму расходов по данным операциям, – при купле-продаже ценных бумаг плательщиками.
Также при определении валовой прибыли не учитывается процентный (купонный) доход по таким ценным бумагам, полученный (причитающийся к получению) от эмитента в период обращения ценных бумаг до наступления срока их погашения (подп. 2.3 п. 2 ст. 138 НК).
Имеются льготы и для нерезидентов. Так, от налога на доходы освобождаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство и являющихся подлинными владельцами таких доходов, по размещенным за пределами РБ государственным долгосрочным облигациям Республики Беларусь, являющимся государственными долговыми обязательствами, формирующим внешний государственный долг; полученные от оказания услуг, связанных с эмиссией, размещением, обращением и погашением этих облигаций, а также с учетом прав на них (п. 4 ст. 146 НК).
Кроме того, иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Беларуси через постоянное представительство, вправе уменьшить налоговую базу на сумму доходов (прибыли), полученных от операций с государственными ценными бумагами (п. 3 ст. 147 НК).
Постановление № 722 вступает в силу через 6 месяцев после официального опубликования. За это время Минфину предстоит привести в соответствие с ним свои нормативные правовые акты, касающиеся выпуска, обращения и погашения гособлигаций. Таким образом, придется изменить или заменить 10 ныне действующих инструкций.