Новые ограничения на передвижение литовских грузовиков ввели со 2 ноября 2025 года
Фото: freepik.com
Одновременно Правительство Беларуси установило период действия контрсанкционных мер в отношении всего грузового автотранспорта, зарегистрированного в странах Евросоюза.
Срок действия требований по перегрузке и перецепке
Запрет на перемещение по территории Беларуси грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в странах Евросоюза, был введен в апреле 2022 г. и нормативно зафиксирован постановлением Совмина от 22.04.2022 № 247. Грузовой автотранспорт с номерами ЕС должен следовать из приграничных пунктов пропуска в специально установленные места для перегрузки и перецепки грузов, которые далее доставляются получателям белорусскими и иными перевозчиками (не из стран ЕС).
В постановление № 247 неоднократно вносили изменения, в частности, были ужесточены контрмеры в отношении польских перевозчиков. При этом срок действия ограничений не был установлен.
Постановлением Совмина от 31.10.2025 № 599 прежний документ отменен. При этом определен срок действия контрмер — до 31 декабря 2027 г.
Основные нормы постановления № 247 перенесли в новый акт без изменений, новации касаются литовских перевозчиков.
Для фур с литовскими номерами открыт один участок границы
Согласно постановлению № 599 транспортные средства и прицепы (полуприцепы), зарегистрированные в Литве, вправе въезжать и выезжать из Беларуси исключительно через автодорожные пункты пропуска, расположенные на белорусско-литовском участке государственной границы. Ранее аналогичное правило было установлено в отношении польских фур.
Ужесточение условий перемещения литовского автотранспорта стало ответом белорусских властей на закрытие Литвой границы с Беларусью.
Таким образом, литовские перевозчики не смогут воспользоваться альтернативными маршрутами пересечения границы — через пункты пропуска на белорусско-польском и белорусско-латвийском направлениях.
Очереди на границе
К утру 3 ноября 2025 г. очередь из легковых автомобилей, следующих через ПП «Брест» в Польшу, выросла в 6 раз, сообщил ГТК. По состоянию на 8:00 в очереди находилось более 2,5 тыс. авто, тогда как неделей ранее выезда через белорусско-польскую границу в среднем ожидали 300–400 машин.
Что до грузового автотранспорта, то сразу после закрытия границы Литвой очереди на выезд в Польшу и Латвию увеличились. Но спустя сутки после введения Беларусью ответных мер в отношении литовских перевозчиков цифры стабилизировались на привычном для последних месяцев уровне. Так, утром 3 ноября 2025 г. выезда из ПП «Козловичи» на польском направлении ожидало 2,1 тыс. грузовиков, из ПП «Григоровщина» на латвийском — 520 фур.