Новые обязанности нанимателей, принимающих на работу иностранцев

Нанимателям, принимающим на работу мигрантов, установили новые обязанности, включающие обучение и контроль работников-иностранцев.
Дополнительные обязанности для работодателей, привлекающих трудовых иммигрантов, введены Указом от 21.05.2025 № 202 «О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции» (далее – Указ № 202).
Под трудящимися-иммигрантами для целей Указа № 202 понимаются иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в РБ, въезжающие (въехавшие) в РБ для осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя либо осуществляющие такую деятельность в РБ независимо от получения нанимателем спецразрешения на право занятия трудовой деятельностью в РБ.
Важно: на граждан государств ЕАЭС (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия) нормы Указа № 202 не распространяются. |
Обязанности нанимателей, привлекающих на работу иностранцев
1. Заключение трудового договора в определенные сроки.
Наниматели обязаны заключить трудовые договоры с трудящимися-иммигрантами в следующие сроки:
1) если специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью уже получено – не позднее 30 календарных дней с даты въезда соискателя в РБ;
2) для въехавших до получения спецразрешения – в течение 30 календарных дней с даты его получения (подп. 1.1 п. 1 Указа № 202).
2. Определение лиц, ответственных за осуществление контроля.
В соответствии с подп. 1.2 п. 1 Указа № 202 наниматели определяют в локальных правовых актах (ЛПА) лиц, ответственных за осуществление контроля:
-
трудовой деятельности;
-
условий пребывания (проживания) трудящихся-иммигрантов.
Ответственных лиц необходимо назначить распорядительным документом (приказом, распоряжением) или закрепить такие обязанности в должностной инструкции сотрудника.
3. Посещение места пребывания (проживания) иммигрантов.
Наниматели обязаны обеспечить посещение места пребывания (проживания) иностранных работников не реже 1 раза в период действия трудового договора (подп. 1.3 п. 1 Указа № 202).
При посещении оцениваются:
-
фактическое проживание по месту временного пребывания (проживания), определенному согласно законодательству;
-
соответствие условий проживания санитарным нормам и правилам, гигиеническим нормативам и иным обязательным для выполнения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;
-
соблюдение правил пользования жилыми помещениями и их содержания.
По запросу нанимателя участвовать в посещении мигранта могут:
-
организации, осуществляющие эксплуатацию жилфонда и (или) предоставляющие ЖКУ;
-
органы внутренних дел;
-
другие компетентные госорганы и организации.
Трудящиеся-иммигранты обязаны обеспечить доступ в помещения, находящиеся в их владении и пользовании.
При выявлении нарушений наниматели принимают меры по их устранению и при необходимости информируют компетентные госорганы и организации о результатах посещения трудящихся-иммигрантов.
4. Оценка знания языка.
До заключения трудового договора наниматель обязан организовать оценку знаний соискателем одного из госязыков РБ в пределах, необходимых для общения (подп. 1.4 п. 1 Указа № 202).
В течение 3 месяцев правительство должно определить:
-
перечень профессий рабочих (должностей служащих), по которым знание одного из госязыков является обязательным;
-
порядок оценки знаний одного из госязыков.
Неудовлетворительный результат «экзамена» на знание одного из госязыков означает, что наниматель должен отказать соискателю в приеме на работу и заключении трудового договора.
5. Контроль сроков действия документов работника.
В соответствии с подп. 1.5 п. 1 Указа № 202 наниматель обязан контролировать сроки действия документов работника-иммигранта, необходимых для пребывания в РБ и осуществления трудовой деятельности.
К таким документам относятся:
-
виза РБ;
-
документ, удостоверяющий личность;
-
водительское удостоверение;
-
иные документы (например, удостоверение по охране труда).
6. Ознакомление работника с документами.
Наниматель обязан ознакомить трудящихся-иммигрантов на понятном для них языке (или на государственном, если трудящиеся-иммигранты обязаны знать один из госязыков согласно подп. 1.4 п. 1 Указа № 202) с документами, регламентирующими их права и обязанности.
К таким документам относятся:
-
должностная (рабочая) инструкция;
-
ПВТР;
-
инструкция по охране труда.
Также наниматель обязан проверить знание работником перечисленных документов. Порядок проведения такой проверки знаний Указом № 202 не установлен.
7. Запрет временного перевода.
По общему правилу наниматель вправе временно перевести работника к другому нанимателю при соблюдении условий, установленных ст. 32-1 ТК.
Но наниматель не вправе осуществлять временный перевод трудящихся-иммигрантов к другому нанимателю (подп. 1.7 п. 1 Указа № 202).
Ответственность за нарушения законодательства о привлечении на работу иностранцев
Невыполнение нанимателями требований п. 1 Указа № 202 является осуществлением деятельности с использованием труда иностранного гражданина или лица без гражданства с нарушением установленного порядка и влечет ответственность.
За нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и законодательства о внешней трудовой миграции, установлена административная ответственность на основании ст. 24.35 КоАП.
Отметим, что обязанности трудящегося-иммигранта, вытекающие из требований к осуществлению трудовой деятельности и пребыванию, являются обязательными условиями заключаемого с ним трудового договора. Несоблюдение работником данных условий может служить основанием для досрочного расторжения с ним трудового договора (п. 2 Указа № 202).