Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новые обязанности нанимателей, принимающих на работу иностранцев

Фото: freepik.com

Нанимателям, принимающим на работу мигрантов, установили новые обязанности, включающие обучение и контроль работников-иностранцев.

Дополнительные обязанности для работодателей, привлекающих трудовых иммигрантов, введены Указом от 21.05.2025 № 202 «О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции» (далее – Указ № 202).

Под трудящимися-иммигрантами для целей Указа № 202 понимаются иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в РБ, въезжающие (въехавшие) в РБ для осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя либо осуществляющие такую деятельность в РБ независимо от получения нанимателем спецразрешения на право занятия трудовой деятельностью в РБ.

Важно: на граждан государств ЕАЭС (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия) нормы Указа № 202 не распространяются.

Обязанности нанимателей, привлекающих на работу иностранцев

1. Заключение трудового договора в определенные сроки.

Наниматели обязаны заключить трудовые договоры с трудящимися-иммигрантами в следующие сроки:

1) если специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью уже получено – не позднее 30 календарных дней с даты въезда соискателя в РБ;

2) для въехавших до получения спецразрешения – в течение 30 календарных дней с даты его получения (подп. 1.1 п. 1 Указа № 202).

2. Определение лиц, ответственных за осуществление контроля.

В соответствии с подп. 1.2 п. 1 Указа № 202 наниматели определяют в локальных правовых актах (ЛПА) лиц, ответственных за осуществление контроля:

  • трудовой деятельности;

  • условий пребывания (проживания) трудящихся-иммигрантов.

Ответственных лиц необходимо назначить распорядительным документом (приказом, распоряжением) или закрепить такие обязанности в должностной инструкции сотрудника.

3. Посещение места пребывания (проживания) иммигрантов.

Наниматели обязаны обеспечить посещение места пребывания (проживания) иностранных работников не реже 1 раза в период действия трудового договора (подп. 1.3 п. 1 Указа № 202).

При посещении оцениваются:

  • фактическое проживание по месту временного пребывания (проживания), определенному согласно законодательству;

  • соответствие условий проживания санитарным нормам и правилам, гигиеническим нормативам и иным обязательным для выполнения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;

  • соблюдение правил пользования жилыми помещениями и их содержания.

По запросу нанимателя участвовать в посещении мигранта могут:

  • организации, осуществляющие эксплуатацию жилфонда и (или) предоставляющие ЖКУ;

  • органы внутренних дел;

  • другие компетентные госорганы и организации.

Трудящиеся-иммигранты обязаны обеспечить доступ в помещения, находящиеся в их владении и пользовании.

При выявлении нарушений наниматели принимают меры по их устранению и при необходимости информируют компетентные госорганы и организации о результатах посещения трудящихся-иммигрантов.

4. Оценка знания языка.

До заключения трудового договора наниматель обязан организовать оценку знаний соискателем одного из госязыков РБ в пределах, необходимых для общения (подп. 1.4 п. 1 Указа № 202).

В течение 3 месяцев правительство должно определить:

  • перечень профессий рабочих (должностей служащих), по которым знание одного из госязыков является обязательным;

  • порядок оценки знаний одного из госязыков.

Неудовлетворительный результат «экзамена» на знание одного из гос­языков означает, что наниматель должен отказать соискателю в приеме на работу и заключении трудового договора.

5. Контроль сроков действия документов работника.

В соответствии с подп. 1.5 п. 1 Указа № 202 наниматель обязан контролировать сроки действия документов работника-иммигранта, необходимых для пребывания в РБ и осуществления трудовой деятельности.

К таким документам относятся:

  • виза РБ;

  • документ, удостоверяющий личность;

  • водительское удостоверение;

  • иные документы (например, удостоверение по охране труда).

Справочно: удостоверение по охране труда установленной формы выдается работающим, прошедшим первичную проверку знаний по вопросам охраны труда (п. 49 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175).

6. Ознакомление работника с документами.

Наниматель обязан ознакомить трудящихся-иммигрантов на понятном для них языке (или на государственном, если трудящиеся-иммигранты обязаны знать один из гос­языков согласно подп. 1.4 п. 1 Указа № 202) с документами, регламентирующими их права и обязанности.

К таким документам относятся:

  • должностная (рабочая) инст­рукция;

  • ПВТР;

  • инструкция по охране труда.

Также наниматель обязан проверить знание работником перечисленных документов. Порядок проведения такой проверки знаний Указом № 202 не установлен.

7. Запрет временного перевода.

По общему правилу наниматель вправе временно перевести работника к другому нанимателю при соблюдении условий, установленных ст. 32-1 ТК.

Но наниматель не вправе осуществлять временный перевод трудящихся-иммигрантов к другому нанимателю (подп. 1.7 п. 1 Указа № 202).

Ответственность за нарушения законодательства о привлечении на работу иностранцев

Невыполнение нанимателями требований п. 1 Указа № 202 является осуществлением деятельности с использованием труда иностранного гражданина или лица без гражданства с нарушением установленного порядка и влечет ответственность.

За нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и законодательства о внешней трудовой миграции, установлена административная ответственность на основании ст. 24.35 КоАП.

Отметим, что обязанности трудящегося-иммигранта, вытекающие из требований к осуществлению трудовой деятельности и пребыванию, являются обязательными условиями заключаемого с ним трудового договора. Несоблюдение работником данных условий может служить основанием для досрочного расторжения с ним трудового договора (п. 2 Указа № 202).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by