Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новые нормы расхода топлива установлены в Беларуси. Нужно ли будет вносить изменения в учет ГСМ?

Бухучет горюче-смазочных материалов (ГСМ) и их нормирование – одно из наиболее трудоемких и сложных направлений работы любого бухгалтера. Нарушение порядка применения норм расхода топлива может привести к необоснованному списанию ГСМ со всем известными негативными последствиями.

Постановлением Минтранса от 01.08.2019 № 44 установлены новые нормы расхода топлива. При этом важно, что нор­мы расхода топлива, определенные постановлением Мин­транса от 06.01.2012 № 3, продолжают действовать. Иначе говоря, транс­портное ведомство в постановлении № 44 разработало нормы расхода для той техники, для которой их ранее не существовало.

Как и «предшественник», новый документ имеет огромный объем (87 стр.) и содержит 46 приложений (в постановлении № 3 они названы таблицами) для различных видов техники. Кроме норм расхода топлива для легковых автомобилей различных моделей и марок, постановление № 44 содержит отдельные приложения, в которых приведены нормы расхода для грузовых бортовых автомобилей, самосвалов, седельных тягачей, автобусов, фургонов, грузопассажирских автомобилей, автобетоносмесителей, автовозов, автовышек, автогудронаторов, инкассационных, дорожно-строительных и медицинских автомобилей, лесовозов, внедорожных тран­спортных средств, автомобилей техпомощи и лабораторий, автомобилей-цистерн, автокранов, буровых установок, автомобилей коммунального назначения.

Но и это еще не все. Установлены нормы расхода для автогрейдеров, подъемников и вышек, колесных тракторов, бульдозеров, погрузчиков, битумовозов, экскаваторов, снегоочистителей, автомобилей-рефрижераторов, асфальтоукладчиков и катков, а также гидроманипуляторов, отопителей и насосов, установленных на транспортных средствах, машин и оборудования, работающих в подземных условиях. Свои нормы расхода у мотоциклов и мотороллеров, мотовездеходов и квадроциклов, снегоходов и мотосаней, минитракторов и мотоблоков, а также катеров, теплоходов и прочей речной техники.

Постановление № 44 вступило в силу с 1 сентября 2019 г., но распространяет свое действие на отношения, возникшие с 11 апреля 2016 г. Что это за дата? Именно с этого числа вступили в силу последние изменения, внесенные в постановление № 3, т.е. действует последняя редакция этого документа.

Напомним, что порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования установлен в соответствующей Ин­струкции, утв. постановлением Мин­транса от 31.12.2008 № 141. Согласно этому документу линейная норма расхода топлива – это объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива.

В соответствии с постановлением № 141 в случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования производится по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом) – изготовителем для данного механического транспорт­ного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации, правда, не более 6 месяцев.

Если же контрольный рас­ход от­сутствует (или 6 месяцев истекли), то временную норму рас­хода топлива разрешено устанавливать руководителю организации или индивидуальному пред­принимателю, чем все, естественно, и пользовались.

Означает ли распространение действия постановления № 44 на отношения, возникшие с 11 апреля 2016 г., что теперь всем владельцам неучтенной в постановлении № 3 техники, которые ранее списывали топливо по временным нормам, придется производить пересчет расхода топлива за три последних года (или меньше, если она была приобретена позже)? Скорее всего, да. В любом случае, надо до­ждаться официальных разъяснений со стороны Минтранса. Еще одна серьезная проблема для бухгалтеров, возникшая практически на ровном месте.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by