Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новое в регулировании производства и оборота алкогольной продукции

Фото: freepik.com

5 января 2024 г. принят Закон № 345-3, предусматривающий изменение ряда законов по вопросам производства и оборота алкогольной продукции.

Изменения внесены в законы:

– от 27.08.2002 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон об алкоголе);

– от 15.07.2010 № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства»;

– от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании» (далее – Закон о лицензировании).

Основные новации коснулись Закона об алкоголе.

1. В Закон об алкоголе практически без изменений перенесены нормы Декрета от 29.02.2008 № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий» (далее – Декрет № 3).

Теперь в ст. 5 Закона об алкоголе за государством закрепляется исключительное право на осуществление импорта алкогольной продукции, а также случаи и виды алкогольной продукции, когда исключительное право не распространяется. Сохранено право МАРТ определять перечень алкогольных напитков, на которые не распространяется исключительное право государства на осуществление их импорта. Такой перечень определяется МАРТ ежегодно.

На 2024 год перечень алкогольных напитков, на осуществление импорта которых не распространяется исключительное право государства, установлен постановлением МАРТ от 20.12.2023 № 74.

Соответствующие положения Декрета № 3 признаны утратившими силу. Однако право устанавливать порядок организации и проведения конкурсов на определение специмпортеров сохранено за Президентом. Из этого следует, что в развитие Закона № 345-З будет принят соответствующий нормативный правовой акт (указ), устанавливающий такой порядок.

Вместе с тем изменился критерий по размеру уставного фонда для получения статуса специмпортера.

Минимальный размер уставного фонда юридических лиц, при достижении которого предоставляется право на импорт алкогольной продукции, привязан к базовой величине – не менее 24 000 базовых величин (960 тыс. руб. на 1 января 2023 г.).

Декретом № 3 минимальный размер уставного фонда для таких юридических лиц был установлен в размере не менее 250 000 EUR.

2. Разрешается оптовая продажа алкогольных напитков государственным органам для использования на официальных мероприятиях, проводимых по решению этих органов. Соответствующее дополнение вносится в п. 1 ст. 24 Закона об алкоголе.

Следует учесть, что исходя из положений п. 2 ст. 24 Закона об алкоголе оптовая покупка алкогольных напитков может быть произведена только у юридических лиц, осуществляющих производство либо оптовую торговлю этими напитками на основании соответствующих лицензий.

3. Разрешаются любые способы расчетов (уступка требования, перевод долга, мена, оплата посредством выдачи или передачи ценной бумаги, прекращение обязательств путем предоставления отступного, зачет, новация) за поставленную алкогольную продукцию с лицами, находящимися в процедуре ликвидационного производства по делу о банкротстве, а также с лицами, привлеченными судом к субсидиарной ответственности после открытия ликвидационного производства. Соответствующие корректировки внесены в п. 1 ст. 25 Закона об алкоголе.

Напомним, что по основному правилу при оптовой торговле алкогольной продукцией расчеты осуществляются на основании двусторонних договоров только через счета участников сделок.

4. Совмин уполномочен на определение условий и порядка исключения организаций из перечня юридических лиц, осуществляющих производство оригинальных алкогольных напитков в культурно-этнографических центрах, и внесения в него изменений (дополнен п. 1 ст. 30 Закона об алкоголе).

Уточнено также определение термина «оригинальные алкогольные напитки». Это алкогольные напитки, производимые с использованием натурального зернового и растительного сырья по нетрадиционной технологии путем дистилляции (перегона) спиртосодержащей массы через специальные аппараты и (или) применения иных технологических процессов (на основе изготовленного дистиллята) в соответствии с техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации, технологическими документами в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах РБ в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций.

Справочно: в настоящее время постановлением Сов­мина от 20.01.2022 № 32 определены условия и порядок включения в перечень юридических лиц, осуществляющих производство оригинальных алкогольных напитков.

Перечень юридических лиц, осуществляющих производство оригинальных алкогольных напитков, утвержден постановлением Совмина от 03.12.2005 № 1376 и включает 22 субъекта.


5. Уточняется, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении общественного питания вправе в объектах общественного питания производить продукцию общественного питания в виде алкогольных напитков путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами. При этом реализовывать произведенные указанными способами напитки разрешается только в розлив и только в объектах общественного питания, в которых они произведены (дополнен п. 1 ст. 5 Закона об алкоголе).

Такие алкогольные напитки не подлежит маркировке акцизными знаками (дополнен п. 2 ст. 19 Закона об алкоголе).

6. Из Закона об алкоголе исключены положения по вопросам лицензирования, поскольку данные вопросы урегулированы в Законе о лицензировании.

Лицензированию подлежат:

– производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

– оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

– розничная торговля алкогольными напитками.

7. Исключена административная процедура по перерегистрации основного технологического оборудования для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта (изменения внесены в гл. 4 Закона об алкоголе).

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений