Новая редакция Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»
Законом РБ от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 229-З, Закон в новой редакции) принята новая редакция Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 56-З). Данное событие было ожидаемым, поскольку ему предшествовали ряд мероприятий и принятие документов в рамках действия Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) по гармонизации законодательства государств – членов ЕАЭС. Рассмотрим наиболее важные изменения.
В соответствии с планом мероприятий («дорожная карта») по созданию единого рынка аудиторских услуг на территории государств – членов ЕАЭС определены этапы и сроки разработки нормативных правовых актов в целях создания основ единого рынка аудиторских услуг, гармонизации законодательства государств-членов в сфере аудиторской деятельности, в т.ч. формирование единой системы регистрации аудиторов и аудиторских организаций, включая разработку единых требований регистрации, обмен информацией о регистрации и формирование сводного реестра регистрации аудиторов и аудиторских организаций на территории таможенного союза и Европейской экономической комиссии (ЕЭК). Единый рынок аудиторских услуг начнет функционировать с 01.01.2022, а услуг в области составления отчетности и бухгалтерского учета – в 2021 г., и предусматривается применение Международных стандартов аудита (далее – МСА) в качестве единых стандартов аудита на территории государств – членов ЕАЭС.
Терминология, применяемая в законе
Закон в новой редакции дополнен термином «реестр аудиторов, аудиторов–ИП, аудиторских организаций (далее – аудиторский реестр)» – систематизированный перечень аудиторов, аудиторов–ИП, аудиторских организаций и сведений о них, который ведется для учета на территории РБ физических лиц, имеющих квалификационный аттестат аудитора, выданный Минфином, а также ИП и юридических лиц, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности, в целях обеспечения заинтересованных лиц определенной информацией об аудиторах, аудиторах–ИП, аудиторских организациях. Пунктом 6 Плана либерализации по формированию единого рынка услуг в области аудита, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 22 (далее – План), предусмотрено формирование реестров аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов в 2018–2019 гг.
Создание реестра позволяет расширить возможности пользователей и получить информацию, предусмотренную ст. 6 Закона в новой редакции.
Требования к содержанию аудиторского реестра содержались в ст.ст. 9–12 проекта Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза (распоряжение Коллегии ЕЭК от 29.01.2019 № 22) (далее – Соглашение № 22).
Аудиторский реестр в РБ будет состоять из следующих разделов и соответствовать требованиям Соглашения № 22:
– реестр аудиторов;
– реестр аудиторов–ИП;
– реестр аудиторских организаций (п. 1 ст. 6 Закона в новой редакции).
Основаниями для исключения сведений об аудиторе, аудиторе–ИП, аудиторской организации из аудиторского реестра являются:
– письменное заявление аудитор–ИП, аудиторской организации об исключении из аудиторского реестра в случае неосуществления аудиторской деятельности;
– аннулирование квалификационного аттестата аудитора (для аудитора и аудитора–ИП);
– решение правления Аудиторской палаты об исключении аудитора–ИП, аудиторской организации из членов Аудиторской палаты (п. 11 ст. 6 Закона в новой редакции).
В ст. 2 Закона в новой редакции введен термин «оценка качества работы аудитора, аудитора – индивидуального предпринимателя, аудиторской организации» вместо термина «контроль качества работы аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя, аудитора» в Законе № 56-З.
Следует отметить, что в России в ст. 10 Закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее – Закон № 307-ФЗ) используется термин «контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов», так же, как и в МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности».
Основные принципы внешнего контроля качества отражены также в Концепции качества аудита Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, Международной федерации бухгалтеров, а также в Директиве 2006/43/ЕК и Регламенте (ЕС) № 537/2014 Европейского парламента и Совета «Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей». В ст. 10.1 Закона № 307-ФЗ дополнительно уточняется осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, осуществляемый уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору.
Что же касается РБ, то внешняя оценка качества работы аудиторских организаций, аудиторов–ИП будет осуществляться Аудиторской палатой в отношении ее членов – аудиторских организаций, аудиторов–ИП в соответствии с правилами Аудиторской палаты по внешней оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов–ИП, которые основываются на принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов–ИП, утвержденных Минфином (п. 3 ст. 29 Закона в новой редакции). В свою очередь, Аудиторская палата для обеспечения своей деятельности создает специализированные органы, действующие на основании принятых Аудиторской палатой положений о таких органах и осуществляющие внешнюю оценку качества работы аудиторских организаций, аудиторов–ИП (п. 4 ст. 11 Закона в новой редакции).
Отметим, что в Законе в новой редакции введена ст. 29 «Оценка качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторов».
Регулирование отношений в области аудиторской деятельности
Теперь правовое регулирование отношений в области аудиторской деятельности основывается на Конституции РБ и осуществляется в соответствии с Законом в новой редакции, актами Президента РБ и принятыми в соответствии с ними иными актами законодательства (далее – законодательство об аудиторской деятельности), а также международными договорами РБ и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Что касается государственного регулирования аудиторской деятельности, то оно по-прежнему осуществляется Президентом, Совмином, Нацбанком, Минфином (п. 1 ст. 5 Закона в новой редакции).
Международные стандарты аудита и Кодекс этики
Пунктом 7 Плана либерализации по формированию единого рынка услуг в области аудита, утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 22 (далее – План), предусмотрен переход на международные стандарты аудита на территориях государств–членов в 2018–2020 гг. Статьей 23 Закона в новой редакции определено, что Международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики, принимаемый Международной федерацией бухгалтеров (далее, соответственно, – Кодекс этики и МВБ) вводятся в действие на территории РБ Совмином в порядке, определяемом законодательными актами, и будут являться обязательными для соблюдения при проведении аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и их Разъяснениями (далее – МСФО) (ст. 2 Закона № 56-З).
Как видим, используется термин «Международные стандарты аудиторской деятельности», тогда как в других нормативных правовых актах РБ и МВБ используется термин «Международные стандарты аудита». Справедливости ради отметим, что в определении термина «оценка качества работы аудитора, аудитора – индивидуального предпринимателя, аудиторской организации» уточнено, что это международные стандарты аудиторской деятельности, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.
В п. 1 ст. 14 Соглашения № 22 под международными стандартами аудиторской деятельности понимаются следующие принимаемые МФБ документы:
а) международные стандарты контроля качества;
б) международные стандарты аудита;
в) международные отчеты о практике аудита;
г) международные стандарты обзорных проверок;
д) международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность;
е) международные стандарты сопутствующих аудиту услуг;
ж) иные документы, определенные МФБ в качестве неотъемлемой части международных стандартов аудиторской деятельности;
з) документы, предусматривающие внесение изменений в документы, указанные в подпунктах «а»–«ж».
Применение на территории Союза Кодекса этики профессиональных бухгалтеров (в части аудиторской деятельности), принятого Международной федерацией бухгалтеров предусмотрено на 2018–2019 гг. (п. 8 Плана). Что же касается Кодекса этики, то здесь также есть определенная «недосказанность». Советом по международным стандартам этики бухгалтеров утвержден 15.06.2019 новый Международный кодекс этики профессиональных бухгалтеров (включая Международные стандарты независимости). Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (Кодекс СМСЭБ) устанавливает этические требования к профессиональным бухгалтерам. Для целей Кодекса СМСЭБ под профессиональным бухгалтером (Professionalaccountant) понимается физическое лицо, которое является членом организации, входящей в Международную федерацию бухгалтеров. Следует отметить, что этические аспекты работы профессиональных бухгалтеров в бизнесе (ч. 2 Кодекса СМСЭБ) исторически не рассматриваются в рамках сферы регулирования аудиторской деятельности. Связано это с тем, что, в отличие от концепции МФБ, предполагающей существование единой профессии бухгалтера (accountant), в Республике Беларусь профессии бухгалтера и аудитора пока являются разными, да еще и с собственными нормами регулирования.
Кодекс СМСЭБ выделяет две группы профессиональных бухгалтеров:
1) профессиональный бухгалтер организации – профессиональный бухгалтер, работающий по найму или являющийся членом организации, входящей в Международную федерацию бухгалтеров. Применительно к отечественной практике – это работники бухгалтерских служб, в т.ч. оказывающих аутсорсинговые услуги по ведению бухучета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) практикующий профессиональный бухгалтер (Professionalaccountantinpublicpractice) – профессиональный бухгалтер, независимо от того, к какой функциональной категории специалистов (например, в области аудита, налогообложения или консультирования) он относится в аудиторской организации, предоставляющей профессиональные услуги. Этот термин также используется в отношении собственно организации практикующих профессиональных бухгалтеров.
Требования по обязательному соблюдению аудиторскими организациями, аудиторами–ИП, аудиторами Кодекса этики профессиональных бухгалтеров и международных стандартов аудиторской деятельности применяются после введения их в действие на территории РБ (ст. 6 Закона № 229-З). Возможно, с их введением будет уточнение в части распространения действия кодекса этики на территории Беларуси.
Аудитор
Как и ранее аудитор участвует в осуществлении аудиторской деятельности в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора–ИП) или осуществляет аудиторскую деятельность в качестве аудитора–ИП (п. 1 ст. 7 Закона в новой редакции). Однако, уточнено, что аудитор имеет право участвовать в осуществлении аудиторской деятельности с даты включения сведений о нем в аудиторский реестр и утрачивает это право с даты исключения его из аудиторского реестра (п. 2 ст. 7 Закона в новой редакции).
В отношении аудитора–ИП также внесены изменения. Так, согласно п. 3 ст. 7 Закона в новой редакции аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве аудитора–ИП, если он не менее двух лет оказывал аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора–ИП). Для осуществления аудитором аудиторской деятельности в качестве аудитора–ИП необходимо одновременное соблюдение следующих требований:
– фактическое участие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение не менее двух лет после включения сведений о нем в аудиторский реестр;
– членство аудитора–ИП в Аудиторской палате.
Очень существенным является такое уточнение, что аудитор–ИП осуществляет аудиторскую деятельность и оказывает профессиональные услуги в части услуг по налоговому консультированию (за исключением услуг по ведению бухучета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности) самостоятельно либо с привлечением работников по трудовым договорам, за исключением случаев, предусмотренных абз. 6 ст. 14 Закона в новой редакции (п. 5 ст. 7 Закона в новой редакции).
Аудиторская организация
В отношении требований по критериям, предъявляемым к аудиторской организации ст. 8 Закона в новой редакции, внесены некоторые изменения. Так, для оказания аудиторской организацией аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, необходимо одновременное соблюдение следующих требований:
– наличие в штате аудиторской организации не менее трех аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы, имеющих специальную подготовку в области МСФО, соответствующую условиям признания такой подготовки, установленным Аудиторской палатой по согласованию с Минфином и Минобразованием;
– прохождение аудиторской организацией не реже одного раза в три года внешней оценки качества ее работы с результатом, удовлетворяющим критериям, позволяющим оказывать аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, согласно принципам осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, утвержденным Минфином. Для целей включения в аудиторский реестр сведений о праве аудиторской организации оказывать аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, результат осуществления внешней оценки качества работы этой аудиторской организации согласовывается Аудиторской палатой с наблюдательным советом по аудиторской деятельности (п. 4 ст. 8 Закона в новой редакции).
Аудиторская палата
Статьей 9 Закона в новой редакции предусмотрено создание в РБ Аудиторской палаты как единого органа самоуправления аудиторских организаций, аудиторов–ИП, в отличие от предусмотренных ст. 8 Закона № 56-З аудиторских объединений.
Новой редакцией Закона в ст.ст. 10–12 определяются основные положения по созданию Аудиторской палаты, а также устанавливаются требования к ее деятельности и предусматривается введение обязательного членства в ней аудиторских организаций, аудиторов–ИП.
Как и ранее, создание Аудиторской палаты предусматривает введение обязательного членства в ней аудиторских организаций, аудиторов–ИП.
При включении в члены Аудиторской палаты между Аудиторской палатой и аудиторской организацией, аудитором–ИП заключается соглашение о соблюдении принципов, правил и стандартов аудиторской деятельности (п. 7 ст. 9 Закона в новой редакции).
Органы Аудиторской палаты
Высшим органом Аудиторской палаты является общее собрание членов Аудиторской палаты (п. 1 ст. 11 Закона в новой редакции), а коллегиальным исполнительным органом Аудиторской палаты является правление Аудиторской палаты в количестве семи человек избранных учредительным собранием, общим собранием членов Аудиторской палаты сроком на три года. Председатель и заместитель председателя Аудиторской палаты избираются членами правления Аудиторской палаты по согласованию с Минфином, в т.ч. из числа лиц, не являющихся членами Аудиторской палаты, сроком на три года и включаются в состав правления Аудиторской палаты (п. 2 ст. 11 Закона в новой редакции).
Наблюдательный совет по аудиторской деятельности
Такой орган, как наблюдательный совет по аудиторской деятельности, в РБ создается впервые в целях организации создания Аудиторской палаты, координации и оценки ее деятельности, обеспечения реализации ее уставных целей и задач (п. 1 ст. 13 Закона в новой редакции). В состав наблюдательного совета по аудиторской деятельности включаются представители:
– аудиторских организаций;
– аудиторов–ИП;
– Минфина;
– Нацбанка;
– иных республиканских органов госуправления;
– государственных организаций, подчиненных Совмину;
– ассоциаций (союзов);
– учреждений образования, деятельность которых связана с экономическими и финансовыми вопросами;
– Аудиторской палаты после ее создания.
При этом утверждение персонального состава наблюдательного совета по аудиторской деятельности и назначение председателя наблюдательного совета по аудиторской деятельности осуществляются Минфином (п. 2 ст. 13 Закона в новой редакции).
Осуществление аудиторской деятельности
В отношении аудиторской деятельности предусмотрено дополнение по отношению к ранее действовавшей редакции: аудиторские организации, аудиторы–ИП при осуществлении аудиторской деятельности проводят аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и оказывают иные аудиторские услуги, порядок оказания которых устанавливается национальными правилами аудиторской деятельности и международными стандартами аудиторской деятельности (п. 1 ст. 21 Закона в новой редакции).
Как и ранее аудиторские организации, аудиторы–ИП, помимо осуществления аудиторской деятельности, могут оказывать с соблюдением требований законодательства профессиональные услуги, перечень которых уточнен и дополнен в п. 2 ст. 21 Закона в новой редакции:
– ведение бухгалтерского, налогового и (или) иного учета, составление бухгалтерской, финансовой и (или) иной отчетности, в т.ч. в соответствии с МСФО, законодательством других государств, составление налоговых деклараций (расчетов) и иные услуги по налоговому консультированию;
– постановка и восстановление бухгалтерского и (или) иного учета;
– анализ хозяйственной деятельности организации, оценка предпринимательских рисков, финансовое планирование;
– разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
– оценка стоимости объектов гражданских прав;
– проведение судебных экспертиз на основании специального разрешения (лицензии) на осуществление судебно-экспертной деятельности;
– консультационные услуги в областях, связанных с осуществлением аудиторской деятельности и оказанием профессиональных услуг;
– автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
– разработка методических пособий и рекомендаций по вопросам осуществления аудиторской деятельности и оказания профессиональных услуг;
– выполнение научно-исследовательских работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в т.ч. на бумажных и электронных носителях;
– реализация образовательной программы обучения в организациях, а также образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов и иных видов обучающих курсов) в областях, связанных с осуществлением аудиторской деятельности и оказанием профессиональных услуг.
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности
Изменен критерий выручки для организаций, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает 500 000 БВ на 31 декабря предыдущего отчетного года (абз. 13 п. 3 ст. 22 Закона в новой редакции), вместо в эквиваленте 5 000 000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Нацбанком на 31 декабря предыдущего отчетного года (абз. 12 ч. 3 ст. 17 Закона № 56-З).
Отметим, указанная норма применяется в отношении годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, начиная с отчетности за 2020 г. В отношении годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за 2019 г., как и ранее, применяется требование абз. 12 ч. 3 ст. 17 Закона № 56-З.
Следует отметить, что до настоящего времени ни один орган (в т.ч. Минфин) не мог предоставить информацию об объемах предоставленных услуг по обязательному аудиту. Связано это было с тем, что, со вступлением в силу с 03.03.2008 постановления Минстата от 28.09.2007 № 248 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-аудит (Минфин) «Отчет о работе аудиторской организации» и указаний по ее заполнению», статотчетность об оказанных услугах предоставляют только аудиторские организации.
Это значит, что объем услуг, оказанных аудиторами–ИП, в т.ч. по обязательному аудиту, отсутствует. Не предусмотрено это и в форме государственной статотчетности 1-аудит (Минфин) «Отчет о работе аудиторской организации» и в указаниях по ее заполнению, утв. постановлением Белстата от 28.08.2018 № 78.
В связи с этим предусмотрено, что:
Аудитор–ИП, оказывающий аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, обязан представлять в Аудиторскую палату информацию о своей деятельности, в т.ч. о финансово-экономических показателях деятельности, согласно требованиям к такой информации и в сроки, установленные Минфином (п. 7 ст. 7 Закона в новой редакции);
Аудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, обязана представлять в Аудиторскую палату информацию о своей деятельности, в т. ч. о финансово-экономических показателях деятельности, согласно требованиям к такой информации и в сроки, установленные Минфином (п. 6 ст. 8 Закона в новой редакции);
Аудиторская палата ежегодно представляет в Минфин не позднее 15 августа года, следующего за отчетным, сводную информацию об аудируемых лицах, которым была оказана аудиторская услуга по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, с указанием аудиторских организаций, аудиторов–ИП, которыми эта услуга была оказана (п. 1 ст. 12 Закона в новой редакции);
Аудируемые лица обязаны в случае проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности в месячный срок с даты получения аудиторского заключения, но не позднее 15 июля года, следующего за отчетным, представить информацию о факте проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности в Минфин для формирования информационного банка данных организаций, годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии со ст. 22 Закона в новой редакции, а также в случае, если эти аудируемые лица находятся в подчинении (ведении), входят в состав (систему) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совмину, местных исполнительных и распорядительных органов или их акции (доли в уставных фондах) переданы в управление указанных органов (организаций), представить в эти органы (организации) аудиторское заключение по результатам обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (абз. 6 п. 2 ст. 18 Закона в новой редакции).
Такой подход позволит как-то «стыковать» информацию о тех, кто:
– должен проходить обязательный аудит;
– прошел обязательный аудит;
– провел обязательный аудит.
Все это в совокупности повысит уровень использования результатов обязательного аудита соответствующими структурами, в компетенции которых лежит анализ рынка аудиторской деятельности.
Независимость аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторов
В ст. 27 Закона в новой редакции проведена реструктуризация ограничений в отношении:
– аудитора, являющегося работником аудиторской организации, или аудитора–ИП, оказывающего аудиторские услуги (п. 2 ст. 27 Закона в новой редакции);
– оказания аудиторских услуг аудитором–ИП и аудиторской организацией (п. 3 ст. 27 Закона в новой редакции).
При этом ограничения, установленные п. 2 и абзацами 1–8 п. 3 ст. 27 Закона в новой редакции, распространяются на лиц, обладавших соответствующим статусом в году, предшествующем году заключения договора оказания аудиторских услуг, и (или) в году, в котором заключен договор оказания аудиторских услуг, и (или) в периоде, применительно к которому оказываются аудиторские услуги (п. 5 ст. 27 Закона в новой редакции).
Кроме того, с целью исключения возможных разногласий ст. 27 Закона в новой редакции дополнена п. 6: понятия «члены семьи», «близкое родство» и «свойство» имеют значения, определенные, соответственно, ст.ст. 59, 60 и 61 Кодекса РБ о браке и семье.