Ночные магазины получат «второе дыхание»?
МАРТ опубликовало на своем сайте разъяснение по поводу согласования режима работы розничных торговых объектов и объектов общепита (далее – объекты торговли) в ночное время. Возможно, оно окажется своеобразной поворотной точкой для появления новых «ночников» в населенных пунктах Беларуси.
Многие еще помнят «золотое время» ночных магазинов, когда после развала Советского Союза они вырастали, как грибы, в самых неожиданных местах и в основном занимались тем, что снабжали алкоголем страждущих в любое время дня и ночи. При этом появление таких точек, по данным правоохранительных органов, приводило к росту числа правонарушений и преступлений в тех районах, в которых они открывались.
Понадобились немалые усилия общественности и милиции, чтобы как-то справиться с этой бедой и придать работе ночных магазинов более-менее цивилизованный характер. При этом был задействован простой механизм: чтобы работать ночью, необходимо было получить согласование у местных исполнительных и распорядительных органов (далее – местные органы власти).
В свою очередь, последние, похоже, получили недвусмысленные рекомендации всячески препятствовать выдаче таких согласований. В результате достаточно быстро проблема с ночными объектами была решена – даже в столице их осталось считанное число, причем большинство расположено в центральной части города, где их легче контролировать органам правопорядка, и обычно представляют собой крупные супермаркеты, один из отделов которых работает ночью.
Сложившаяся ситуация устраивала все заинтересованные стороны, и принятие Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» вроде бы ничего здесь не поменяло. Правда, в одной из его норм, облегчающих «жизнь» субъектов хозяйствования, указывалось, что при осуществлении экономической деятельности в сферах торговли, общепита и бытового обслуживания населения они имеют право сами устанавливать режим работы принадлежащих им объектов. Однако здесь же было приведено и исключение из данного правила – режим работы таких объектов после 23:00 и до 7:00 (далее – ночное время) нужно было продолжать согласовывать с местными органами власти по месту нахождения «ночников».
Судите сами.
Согласование режима работы объектов торговли является административной процедурой, регулируемой Законом «Об основах административных процедур» (далее – Закон). При этом предусмотрено, что для осуществления процедур законодательными актами и постановлениями Совмина должны быть определены исчерпывающие перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами.
Перечень документов, необходимых для рассматриваемого случая, установлен п. 9.6 единого перечня административных процедур, осуществляемых госорганами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2009 № 156. В соответствии с ним для согласования режима работы объекта торговли в ночное время нужно всего лишь представить заявление в соответствующий местный орган власти. При этом какие-либо специальные основания для отказа в осуществлении такой процедуры законодательством не определены.
Справочно. В ст. 25 Закона установлено, что уполномоченный орган вправе отказать в осуществлении данной административной процедуры по общим основаниям, а именно:
– при ликвидации (прекращении деятельности) заинтересованного лица;
– если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
– в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина.
Таким образом, по мнению МАРТ, установленный порядок предполагает согласование режима работы объектов торговли в ночное время на основании заявительного принципа. Кроме того, в настоящее время законодательством не предусмотрено право местных органов власти:
– отменять решение о согласовании режима работы объекта торговли на основании предложений каких-либо органов либо граждан;
– принимать решение о согласовании режима работы объекта торговли, отличного от режима работы, указанного в соответствующем заявлении, либо с ограничением времени продажи алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива в таком объекте;
– отказывать в согласовании режима работы объекта торговли на том основании, что его работа в ночное время негативно повлияет на состояние общественной, а также личной и имущественной безопасности.
Таким образом, ни требования жильцов близлежащих к объекту торговли домов, ни рекомендации милиции или других силовых структур никак не должны влиять на принимаемые местными органами власти решения в этой сфере. Если его владелец решит продавать товары (в т.ч. и алкогольные напитки) по ночам и правильно оформит соответствующее заявление, ему нельзя будет в этом отказать.
На наш взгляд, единственный правовой выход властей из создавшейся ситуации, если они хотят вернуть себе контроль за ночной торговлей, – это введение полного запрета на продажу алкогольных напитков с 23:00 до 7:00. Тогда и работать в этот период никто не захочет – за хлебом и молоком по ночам обычно не ходят.