Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бремя перемен: бизнес-союзы волнует неясность с регулированием работы ИП

Белорусским индивидуальным предпринимателям предстоит дважды переформатировать бизнес. В частности, в текущем году для них сужается сфера применения упрощенной системы налогообложения, а со следующего на нее и вовсе устанавливается запрет (подробнее в статье «Какие налоги будут платить в 2022 году индивидуальные предприниматели»). 

Ситуацию обсудили в Минске на заседании объединенного клуба директоров. 

Мероприятие организовали БСПН имени Кунявского, Республиканский союз промышленников и предпринимателей, Белорусская научно-промышленная ассоциация, Минский союз предпринимателей и работодателей и Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства. За круглым столом собрались директора коммерческих организаций и представители Минэкономики, Минфина, МНС.

По итогам заседания участники подготовили резолюцию, в которой выразили особую настороженность неясностью с регулированием деятельности ИП. 

«Отсутствие полного пакета регуляторных документов (об упрощенной схеме преобразования индивидуального предпринимателя в юридическое лицо или самозанятого; перечни видов деятельности, разрешенных для индивидуальных предпринимателей и самозанятых, и т.д.) не позволяет данной категории бизнеса принимать предлагаемые изменения с пониманием своего будущего, а их партнерам (банки, лизинговые компании, торговые объекты и т.д.) выстраивать долгосрочные отношения», – считают бизнес-союзы. 

Они отмечают, что значительная часть изменений в налоговой политике относится к особым режимам налогообложения и, прежде всего, касается субъектов микро- и малого бизнеса. Предприниматели опасаются негативных последствий увеличения фискальной и административной нагрузки. По их мнению, это может привести в т.ч. к ликвидации, а значит, к сокращению рабочих мест. 

«Указываем на высокую фискальную нагрузку на бизнес и необходимость продолжения работы по ее снижению для обеспечения конкурентоспособности отечественного бизнеса на внутреннем и внешних рынках», – подчеркивается в резолюции. 

Собственно, несколько противоречивых моментов руководители бизнес-союзов обозначили во время заседания клуба. Так, сопредседатель и директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич отметила, что, с одной стороны, наблюдается снижение количества малых и средних предприятий и ИП, с другой – растет доля сектора малого и среднего бизнеса в ВВП, в налоговых поступлениях.

Оценить эту тенденцию Жанна Тарасевич попросила заместителя министра экономики Дмитрия Ярошевича

«То, что снижается количество предприятий, но улучшаются их доля и вклад, – это неплохая тенденция. Другой вопрос, что надо глубже посмотреть, с чем связано снижение активности», – ответил замминистра.

По его мнению, малый бизнес должен развиваться, но важно, чтобы хоть какая-то его часть переходила в разряд крупного. «Это наше стратегическое видение», – подчеркнул Дмитрий Ярошевич.

«Все понимают, что экономику движут крупные предприятия, как в Германии... Вопрос в том, как эти «лифты» сделать», – добавил замминистра.

В свою очередь сопредседатель и директор Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов выразил озабоченность падением инвестиционной активности частного сектора. Он привел данные Нацбанка, согласно которым за 11 месяцев 2021 г. инвестиции в основной капитал от предприятий без ведомственной подчиненности снизились на 8%. 

На этом фоне бизнес, безусловно, поддерживает меры по стимулированию деловой активности и инвестиционной привлекательности. Речь идет о повышении предельного размера инвестиционного вычета, сближении налоговой базы подоходного налога и объектов исчисления обязательных страховых взносов и проч.

Что касается денежно-кредитной политики, то здесь, как сказано в резолюции, бизнес надеется на обеспечение финансовой стабильности и расширение возможностей финансовой поддержки, а также увеличение доступности к кредитным ресурсам, в т.ч. за счет снижения процентных ставок.

Предпринимателями озвучено немало вопросов к работе контролирующих органов. Подчеркивается, что формирование списка проверяемых субъектов и методики назначения проверок все еще остаются непрозрачными. А штрафы, в т.ч. в случаях минимизации налоговых обязательств, нередко неадекватны нарушениям. Поэтому объединения предпринимателей предлагают провести комплекс профилактических мероприятий совместно с МНС и другими контролирующими органами по снижению высоких рисков нарушения норм законодательства.

Также отмечено, что цифровизация налогового администрирования и контроля за оборотом товаров рассматривается в предпринимательской среде как объективный процесс развития технологий. Однако, например, обязательная маркировка молочной продукции не находит не только поддержки, но и «здравого объяснения». В РБ нет серого рынка данной продукции и создается впечатление, что «белорусское правительство идет на поводу у российского, не отстаивая должным образом национальные интересы».

Бизнес-сообщество, как подчерк­нуто в резолюции, готово постоянно взаимодействовать с властями по системным проблемам и совершенствованию деловой среды, а также созданию комфортных предсказуемых условий для инвестирования и ведения бизнеса. В том числе необходимо прояснить судьбу индивидуальных предпринимателей как одной из организационно-правовых форм хозяйствования и изменить ситуацию со снижением деловой активности.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на [email protected]

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений