Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Немецкий опыт: как рабочие управляют предприятиями

Фото: franchiseportal.de

Правительство недовольно работой госсектора и в этой связи собирается заняться повышением его эффективности и конкурентоспособности. Успешному решению задачи наряду с включением других экономических и административных механизмов может способствовать привлечение работников к управлению госпредприятиями, считает заслуженный юрист Беларуси Валерий ФАДЕЕВ.

В статье «Акционерное соглашение как часть корпоративного права» (см. «ЭГ» от 15.01.2019 № 3) затрагивались вопросы корпоративного управления прежде всего на примере хозяйственных обществ. Однако понятие «корпоративное управление», вероятно, следует применять не только к хозяйственным обществам и товариществам, но и к унитарным предприятиям.

Мировая практика показывает, что для нормального управления последними необходимо наладить четкое и равноправное взаимодействие администрации и трудовых коллективов.

В принципе, в Трудовом кодексе Беларуси (ТК) есть нормы, регулирующие вопросы социального партнерства, в частности, гл. 33 «Общие положения о социальном партнерстве». Согласно ст. 354 ТК, «представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства».

Если же мы попытаемся найти такие акты законодательства, то обнаружим только Закон от 22.04.1992 № 1605-ХII «О профессиональных союзах», в котором довольно детально определены формы участия этих органов в социальном партнерстве (права по защите трудовых прав, по социальной защите, в области охраны труда, даже в решении вопросов приватизации гос­имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в ОАО и т.д.). Что же касается иных представительных органов работников, то регулирования на уровне законодательства мы практически не найдем, оно отдано на откуп локальным актам.

ВМЕСТЕ С ТЕМ, в последнее время в России довольно остро ставятся вопросы о расширении участия работников в управлении предприятиями. (Собственно говоря, эта проблема не нова, попытки ее решить, пусть и не очень успешные, предпринимались в конце 80-х годов в СССР.)

Статья 31 Трудового кодекса РФ несколько иначе регулирует эту проблему: «В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными проф­союзными организациями своих полномочий».

В РФ сторонники расширения участия трудовых коллективов в управлении предприятиями утверждают, что профсоюзы сегодня не выполняют всех возложенных на них функций, многие из них стали «карманными», превратившись, в сущности, в придаток администраций. Вероятно, похожая ситуация наблюдается пусть не во всех, но во многих организациях и в Беларуси, особенно на госпредприятиях. Кроме того, далеко не все работники состоят в профсоюзах.

Имеются у наших соседей и противники идеи расширения участия работников в управлении предприятиями и создания таких органов, как советы трудовых коллективов. Они полагают, что недобросовест­ные работодатели в погоне за «социально ответственным» имид­жем пытаются подменить в социальном партнерстве первичные профсоюзные организации пред­ставителями работников, в т.ч. советами трудовых коллективов (СТК), подконтрольными администрации. Такая подмена опасна, если на предприятии нет первичной организации или она не объединяет большинство членов трудового коллектива – в последнем случае СТК по умолчанию не вправе представлять интересы всех работников в социальном партнерстве.

Несомненно, можно понять сторонников обеих точек зрения. Но, вероятно, основная причина несовершенства такого образования, как СТК, – ненадлежащее правовое регулирование, с одной стороны, и правоприменительная практика, с другой. Сюда также можно добавить получивший широкое рас­пространение правовой нигилизм.

ИНТЕРЕС для нас в этом плане представляет опыт Германии, где на основании Закона о правовом режиме предприятия избираются советы трудовых коллективов, имеющие возможность влиять не только на внутрикорпоративные решения, но и на глобальные экономические, определяющие будущее предприятия.

Согласно Закону работодатель, объединения работодателей, проф­союзы и СТК сотрудничают «на благо работников и предприятия». Четко регулируется порядок избрания СТК, их количественный состав, процедура проведения заседаний, оформления любого решения (а при необходимости – его обжалования) и т.д.

Участвовать в выборах имеют право все работники предприятия, достигшие 18 лет, а право быть избранными – все, кто трудится там не менее 6 месяцев.

Отметим, что СТК обладают весомыми полномочиями. В частности, они наблюдают, чтобы действующие законы, правила техники безопасности, тарифные соглашения на предприятии проводились в жизнь в пользу работников. А также содействуют подлинному равноправию мужчин и женщин, особенно при принятии на работу, обучении и повышении квалификации, способствуют занятости работников старших возрастов и др. Совет должен принимать участие в решении таких вопросов, как распорядок работы предприятия; начало и конец ежедневного рабочего времени, включая перерывы; длительность рабочего дня; время, место и вид выплаты заработной платы; установление грaфика отпусков, в т.ч. в спорных случаях – для отдельных работников; правила по охране труда и предотвращению профзаболеваний и т.д.

Нетрудно заметить, что ряд их полномочий совпадает с теми, которыми у нас обладают профсоюзы. Однако Закон содержит нормы о сотрудничестве с профсоюзами, которые, кстати, имеют право вносить предложения при выборах СТК. Задачи и деятельность профсоюзов и объединений работодателей дан­ный Закон не затрагивает.

Что может дать использование немецкого опыта? Вероятно, принятие подобных норм могло бы помочь Беларуси разгрузить некоторые контрольные органы, что немаловажно для бюджета. Но самое главное – появление СТК должно повысить заинтересованность работников, их ответственность за управление предприятиями. Одновременно это означает усиление контроля за деятельностью менеджмента организаций.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by